Проверка знаний, умений и навыков учащихся проводится с помощью традиционного инструментария: текстов диктантов, текстового списывания, заданий по развитию речи, текстов изложений, грамматических заданий. Предлагаю несколько вариантов текстов, что позволит получить более объективные данные о сформированности у учащихся знаний, умений предметных и общеучебных…
1 уровень
Гроза
Стоял тёплый день. Вдруг набежала большая туча. Ударил гром. Упали первые капли. Полил сильный дождь.
На реке
Витя и Коля пошли ловить рыбу. Коля закинул удочку. Клюёт! На крючке вертелся карась.
Русский язык
Как богат русский язык! Это язык мира и дружбы. Внимательно изучайте русский язык.
Наш гость
Дядя Миша – наш гость. Бабушка Анбта ставит на стол чайник и чашки. Все будут пить душистый чай.
2 уровень
Весна
Весна. Тёплый денёк. Весело кричат грачи. Журчат ручейки. Ребята идут на речку. По воде плывут льдины. Над водой чайки.
Утро
Утро. Весело пели птички. Петух и куры клевали зерно. Кот Васька пил молоко. У крыльца собака Жучка. Жучка и мальчик Юра будут играть.
Летом
Лето. Вот деревня Чайка. На лугу корова Зорька. Она ест сочную траву. Наша дача у реки. Мы там ловим рыбу. Алёша поймал щуку и леща.
Май
Май. Хорошо в лесу! Поют чижи и дрозды. Цветут ландыши. В траве шуршит ёж. На цветке сидит пчела. У тропы сосна и дуб. На сосне белка.
Весной
Настали чудные деньки. Журчат ручейки. У крыльца уже травка. Школьники идут гулять в рощу. Там поют птички. На лужайках Андрюша и Соня рвут цветы. Мальчики Ваня и Алёша бегут к реке. Дети рады весне.
Весна
Наступила дружная весна. Сильней греют лучи солнышка. На улицах лужи и ручейки. Летят наши крылатые гости. Шумят на полях машины. Сеют хлеб. Школьники работают в лесу. Весь день в лесах поют птички. На лугах цветут цветы.
***
Был тёплый денёк. С площадки открывался красивый вид. Ближе был сад. За ним – неширокая река. По ней скользили лодки. С реки долетал свежий ветерок. Воздух был наполнен ароматом цветущих лип.
ТЕМА: «ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ТЕКСТ»
ГРАФИЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ
1. Хорошо зимой! Выпал снег. Деревья украсились инеем. Вам нравится зима?
2. В какую игру играют дети? Они играют в прятки. Мальчики спрятались. Миша их ищет. Весело ребятам!
Образцы графического обозначения (первое предложение):
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ, ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ
На реке
Лето. Ребята пошли на реку. Над водой кружили чайки.
Зимой
Зима. Ребята идут на горку. У Лены санки. У Юры лыжи. Малыши едут с горы.
ТЕМА: «СЛОВО И ЕГО ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ»
ЗАДАНИЯ НА ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ
1. Подобрать и записать по два слова на любую из тем.
Звери; школьные принадлежности; деревья; цветы; времена года; одежда; посуда; домашние животные.
2. Найти лишнее слово в каждом ряду.
1) Тополь, ель, роза, сосна.
2) Опята, оса, груздь, сыроежка.
3) Молоток, портфель, пила, топор.
3. Подобрать и написать близкие по значению слова.
Дети — азбука
Врач — ребята
Алфавит — доктор
4. Подобрать и написать слова, противоположные по значению.
Ночь — белый
Черный — вечер
Сладкий — день
Утро — горький
5. Подобрать к данным словам подходящие по смыслу слова.
Колючий (еж), широкая, русский, дружные, теплое, трусливый.
6. Вставить пропущенные в загадке слова.
Трещит, а не ______________ , птица
Летит, а не _______________ , лошадь
Везет, а не _______________ . сорока
(Самолет.)
Письмо по памяти.
Что такое хорошо и что такое плохо? (В. Маяковский)
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ
Во дворе куры и петух. Дима принес корм. Куры ели зерно. Петух пил воду.
ТЕМА: «СЛОВО И СЛОГ. УДАРЕНИЕ. ПЕРЕНОС СЛОВ»
Предупредительный (объяснительный) диктант
Я учу уроки. На столе книги и тетради. Вася взял карандаш. Он рисует ель.
Фонетические задания для повторения темы
1. Прочитать. Разделить слова вертикальной чертой на слоги.
Ученик, учительница, ученица.
Скамейка, мыльница, учитель.
Красивая рыжая лисица выбежала на полянку.
2. Отметить ряд, в котором во всех словах одинаковое количество слогов.
1) Шофер, свекла, улитка.
2) Имя, аист, урок.
3. Отметить ряд, в котором ударение во всех словах падает на первый слог.
1) Ворота, арбузы, алфавит.
2) Торты, банты, краны.
3) Стаканы, повторить, щавель.
4. Обозначить в словах ударение и подчеркнуть ударный слог. Написать слово, которое получится из ударных слогов данных слов.
Удочка, подарок, ребус, низенький, ехать.
5. Дописать слог или слоги, чтобы получились слова.
Май ______ , по _____ , чай ______ , ре _______ , ро ______ .
6. Подобрать и написать слова, подходящие к схемам.
7. Разделить слова горизонтальной чертой для переноса.
Суббота, майка, радио, заяц, мальчик, петух.
8. Подчеркнуть (выписать) слова, которые нельзя перенести с одной строки на другую.
Ежик, чайник, урок, день, ученик, линия, класс.
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ
1) Стоит в поле теремок.
2) На цветок сел жук. У жука шесть лап.
ТЕМА: «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ»
Предупредительные (объяснительные) диктанты
1) На траве роса.
2) На земле трава.
3) Ползет змея.
4) В саду цветы.
5) Поют дрозды и чижи.
6) На сосне гнездо совы.
7) В лесу нора крота.
8) У реки сидят рыбаки.
9) На снегу следы лисы.
10) У козы рога.
11) Плоты плывут по реке.
12) В шкафу пальто.
13) В ведре вода.
14) На листе капли дождя.
15) Сестра была у врача.
16) Ребята идут по тропе в лес.
Проверочный диктант
Весна. Капель. Кругом вода. Журчит ручей. Кричат грачи. На сосне трещит сорока. (12 слов)
Фонетико-графические задания на повторение темы
1. Вспомнить буквы русского алфавита, обозначающие гласные звуки. Написать их в алфавитном порядке.
2. Дописать пропущенные буквы, обозначающие гласные звуки.
__ , е, __ , и, __ , у, __ , э, __ , я.
3. Поместить гласные звуки в их звуковые домики: [ ].
4. Вслушаться в звучание каждого слова (слова даются на слух). Гласные звуки каждого слова поместить в их звуковые домики.
Мяч [а], рак [а], зонт [о], лук [у], клюв [у], сын [ы], жил [ы], мел [э], журавль [у], [а].
5. Подчеркнуть буквы, которыми различается каждая пара слов.
Оля — Уля, сон — сын, балка — булка.
6. Подчернуть в словах буквы, в которых «спрятались» два звука.
Поют зяблики. Проснулся ежик. Цветут яблони. Растет ель.
7. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие безударные гласные звуки.
Кончил дело — гуляй смело.
Орфографические минутки
Записать. Подчеркнуть гласные, написание которых надо проверять. Объяснить написание каждого слова.
гроза, трава, доска, коза, глаза, нора;
окно, сова, грачи, моря, врачи, холмы;
ведро, цветы, зима, стена, змея, письмо;
бинты, свеча, стрела, лицо, лиса, плечо;
зерно, сестра, весло, гнездо, звезда, слеза;
роса, паруса, спина, мосты, края, мячи;
сады, слова, лиса, леса, шары, ряды;
шкафы, места, гора, блины, плита, река;
страна, поля, листы, озера, снега, плоды;
ворона, воробей, корова, петух, деревня, заяц;
пальто, лисица, ученик, пенал, учитель, язык.
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ
1) Широка страна моя родная.
2) Слава хлебу на столе!
3) Глаза на рогах, домик на спине. (Улитка.)
ТЕМА: «БУКВЫ И и Й»
Выборочные диктанты
Выписать слова, в которых есть звук [й’].
1) Книга — твой добрый друг. 2) Читай книги. 3) Пей чай. 4) Май — месяц года. 5) Где твой клей? 6) Мой клей на столе. 7) Воробей — птица. 8) Слышен лай собак. 9) Скорей домой!
Проверочные диктанты
Ребята идут в парк. У Иры санки. Коля взял коньки. Весело зимой. (12 слов)
У Никиты кот. Звали кота Васька. Шерсть у кота пестрая. Ушки и шейка белые. (14 слов)
Фонетическое задание
Соединить линией части предложений.
Звук [и] — это согласный звук.
Звук [й] — это гласный звук.
Орфографические минутки
1. Подчеркнуть в словах букву й.
Май, чай, бой, воробей, змей, клей;
ручей, музей, лай, край, мой, твой;
лейка, тройка, двойка, стройка, зайка;
война, зимой, весной, сырой, большой.
2. Дописать слоги ( -ка, -ник, -те), чтобы получились новые слова.
Трой ___ , лей ___ , двой ___ , май ___ , строй ___ , чай ___ , змей ___ , зай ___ .
ТЕМА: «ОБОЗНАЧЕНИЕ НА ПИСЬМЕ ТВЕРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ БУКВАМИ»
Выборочные диктанты
Выписать слова, в которых мягкость согласного звука нужно обозначить мягким знаком.
I. 1) Рысь — лесной зверь. 2) Сталевар варит сталь. 3) Под дубом тень. 4) Карась и линь — рыбы.
II. 1) Самый короткий день в декабре. 2) У дома росла ель. 3) Журавль и цапля — птицы. 4) Учитель вошел в класс.
III. 1) Как хорошо уметь читать! 2) В рюкзаке лежали тетрадь и пенал. 3) Букварь — первая книга для чтения. 4) У стрекозы шесть лап.
IV. 1) Стоят теплые деньки. 2) Ольга и Кузьма — школьники. 3) Коле подарили новые коньки. 4) Таня надела пальто. 5) Мальчики играют в хоккей. 6) Мама получила письмо от бабушки.
Проверочный диктант
Теплый день. На крыльце спит кот Васька. Под кустом тень. Там собака Жучка грызет кость. (15 слов)
Фонетико-графические задания на повторение темы
1. Подчеркнуть буквы, которые в слове указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
С, ь, е, ю, и, а, я, ё, у.
2. Подчеркнуть в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
При солнце тепло, а при матери добро.
3. Подобрать слова, в которых все согласные звуки твердые (например: шкаф); все согласные звуки мягкие (например: тюлень).
4. Соединить линией имена, которые начинаются с одинакового согласного звука.
Варя Люба Лара
Таня Тимур Вера
Тёма Луша Лёва
Лена Вася Валя
5. Подчеркнуть буквы, которые могут обозначать и мягкие, и твердые согласные звуки.
Б, г, ж, к, м, ч, с, р, з.
Орфографические минутки
1. Подчеркнуть буквы, которые указывают на мягкость (твердость) предшествующего согласного звука.
Журавль, тюлень, осень, медведь, пальто;
клен, учитель, день, ключ, мяч, коньки;
Лена, Люся, Игорь, Ольга, Алеша.
2. Подчеркнуть слова, в которых все согласные звуки мягкие.
Ребята, ель, сухарь, люстра, мальчик, чай;
цепь, ручей, кисель, июль, письмо.
ТЕМА: «ГЛУХИЕ И ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ»
Объяснительные (выборочные) диктанты
Выписать те слова, в которых написание парного согласного звука в конце слова надо проверять.
I. 1) Кругом лежит снег. 2) Лед сковал пруд. 3) На улице идет дождь. 4) Ребята ели арбуз. 5) Луг покрыт цветами. 6) Олег — мой друг.
II. 1) У орла сильный клюв. 2) Мама испекла пирог. 3) Птицы улетели на юг. 4) За окном мороз. 5) Медведь любит мед. 6) Ученик взял тетрадь и карандаш.
III. 1) Уж полз в камыш. 2) Морж уплыл в море. 3) Девочки пошли в сад. 4) Хлеб лежит на столе. 5) Москва — красивый город.
Проверочные диктанты
Вот дуб. Там сосна и ель. У пня еж. В траве рос гриб. В кустах пел дрозд. К реке полз уж. (22 слова)
Слова для справок: дрозд.
В лесу рос дуб. Дуб красив. У тропы сосна. Жук грыз лист осины. В траве спал еж. Весело пел чиж. (20 слов)
Фонетико-графические задания на повторение темы
1. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие глухие (звонкие) согласные звуки.
Где цветок, там и медок.
Красна птица пером, а человек умом.
2. Подчеркнуть в словах буквы, которые обозначают парные по глухости-звонкости согласные звуки.
С ложью правда не дружит.
Лучше дать, чем взять.
3. В каком ряду есть все буквы, которыми обозначаются непарные звонкие согласные звуки? Записать эти буквы.
1) Л, м, й, н, р.
2) Л, ж, в, з, д.
4. В каком ряду есть все буквы, которыми обозначаются непарные глухие согласные звуки? Записать эти буквы.
1) С, ш, ф, ц.
2) Ц, х, ч, щ.
5. Соединить линиями слова, которые начинаются с парных по глухости-звонкости согласных звуков.
жар весть заяц порт
гость шар работа слон
лист флаг дрозд торт
ваза кость брат школа
Орфографические минутки
Записать слова. Подчеркнуть буквы, написание которых надо проверять.
Снег, шаг, лук, друг, флаг, крик, рог, луг;
круг, стук, урок, язык, враг, рак, бок;
дуб, боб, хлеб, серп, столб, краб, клоп;
зуб, суп, укроп, шип, гриб, карп;
лед, ряд, рот, год, сад, свет, труд, торт, тетрадь;
куст, мед, цвет, крот, град, брат, медведь;
нож, этаж, карандаш, чиж, еж, ландыш;
малыш, ерш, шалаш, уж, чертеж;
насос, груз, мороз, лес, приз, глаз;
нос, вкус, укус, газ, указ, трус, час;
шарф, лев, клюв, удав, шеф, любовь;
шкаф, граф, бровь, плов, торф.
ТЕМА: «ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ И БУКВЫ ДЛЯ ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ. БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, ЧТ«
Предупредительные (объяснительные) диктанты
Подчеркнуть в словах буквосочетания на изученные правила письма.
1) В лесу пели чижи. 2) Дети пошли в рощу. 3) Птички ищут пищу. 4) В гнезде пищат птенцы. 5) В лесу журчал ручей. 6) Ольга была у врача. 7) Миша Чайкин поймал щуку. 8) Ужи ползут в камыши. 9) Девочка зажгла свечку. 10) Ручка лежит на столе. 11) Девочка пошла на почту. 12) Я учусь хорошо. 13) Лось идет в чащу леса. 14) Дятел стучал по дереву. 15) Весной встречай грача.
Проверочные диктанты
Юра Щукин ждал гостей. Гости пришли. На столе чай и чайник. Ребята пили чай. (14 слов)
У леса речка. Над водой чайки. Они ищут пищу. У реки камыши. Там живут ужи. В траве пищат птички. Малыши поймали щуку и леща. (24 слова)
Фонетико-графические задания на повторение темы
1. Написать буквы, которыми обозначаются шипящие согласные звуки.
2. Подчеркнуть буквы, которыми обозначены мягкие шипящие согласные звуки.
Чашка, машина, роща, лыжник, щавель.
3. Подчеркнуть буквы, которыми обозначаются только твердые шипящие согласные звуки.
Ч, ш, ж, щ, л, ц.
Орфографические минутки
1. Подчеркнуть буквосочетания ча, ща, чу, щу, жи, ши.
Чай, чашка, час, свеча, часть;
кричать, стучать, пищать, прощать;
задача, роща, чаща, дача, туча;
чижи, ежи, шины, шишки, жить;
карандаши, машина, пружина, стрижи;
лыжи, мыши, ландыши, уши, лужи;
щука, чулки, чудо, чуткий, щуплый;
стучу, верчу, тащу, ищу, кричу.
2. Подчеркнуть буквосочетания чк, чн, нч, чт.
Ночка, речка, бочка, кочка, внучка;
девочка, точка, птичка, почка, дочка;
спичка, дачка, ручка, печка, свечка;
птенчик, ночной, точный, срочный;
почта, чтобы, строчка, речной.
ТЕМА: «ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В СЛОВАХ»
Проверочные диктанты
Во дворе малыши. У Димы машина. У Иры заяц Пух. У Марины медведь Мишка. (14 слов)
Юра Шишкин идет на луг. Там корова Милка и коза Зорька. Они щиплют траву. (14 слов)
Письмо по памяти
1) Заяц Егорка свалился в озерко.
2) Архип осип. Осип охрип.
3) Наш Полкан попал в капкан.
Орфографические минутки
1. Подчеркнуть буквы на изученные правила письма.
Зоя, Денис, Лена, Игорь, Глеб, Ольга, Кузьма;
Ира Иванова, Ваня Чайкин, Валя Шишкина;
Андрей Чулков, дядя Толя, тетя Наташа;
город Курск, река Москва, озеро Байкал;
улица Мира, плошадь Победы, река Нева;
деревня Дубки, село Новое, поселок Мирный;
корова Зорька, собака Жучка, петух Бонька;
коза Милка, конь Орлик, котенок Васька.
2. Записать своё имя, отчество и фамилию.
3. Записать к полным именам неполные.
Елена (Лена), Екатерина, Дмитрий, Александр, Сергей, Анатолий, Наталья, Зинаида, Раиса.
ИТОГОВЫЕ (КОНТРОЛЬНЫЕ) ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Васька
У Любы живёт кот Васька. Он весь белый. На лапах тёмные пятна. Хвост пушистый. Летом Ваську взяли на дачу. Он любит спать на окне. Там тепло.
Задания:
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
Вариант 1 – в слове Васька.
Вариант 2 – в слове любит.2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
Вариант 1 – 5-го предложения.
Вариант 2 – 6-го предложения.3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).
На реке
Петя и Серёжа идут к речке. На реке гуси. Гусь плывёт к мостику. Серёжа кинул в воду корм. Теперь все гуси плывут к мостику.
Задания:
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
Вариант 1 – в слове плывёт.
Вариант 2 – в слове Серёжа.2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения под словами:
Вариант 1 – 1-го предложения.
Вариант 2 – последнего предложения.3. Обозначить буквы мягких звуков в первом предложении (для обоих вариантов).
Осы
Был теплый день. Катя и Юра идут в рощу. Кругом тишина. Вот большой пень. А там осы. Они гудели. Дети убежали домой.
Грамматические задания
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
1-й вариант – в слове день;
2-й вариант – в слове пень.2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
1-й вариант – 2-го предложения;
2-й вариант – 7-го предложения.
3. Обозначить буквы мягких звуков в 1-м предложении (для обоих вариантов).
Хитрый кот
По небу плывет туча. Полил дождик. У крыльца большие лужи. Кот Васька прыгнул на камень. Он стал пить воду из лужи. Лапки у кота сухие. Хитер котик.
Слова для справок: ветер, залез.
Грамматические задания
1. Подчеркнуть буквы гласных звуков одной чертой, а буквы согласных – двумя:
1-й вариант – в слове Васька;
2-й вариант – в слове камень.2. Разделить слова на слоги и поставить знак ударения над словами:
1-й вариант – 3-го предложения;
2-й вариант – 6-го предложения.3. Обозначить буквы мягких звуков в последнем предложении (для обоих вариантов).
Весна.
Весна. Звонко запели птицы. Юра и Коля гуляют в парке. Пес Полкан пугает ворон. Мальчики сели на скамейку. В траве зашуршал ежик. Он проснулся.
Задания.
1. Во втором предложении подчеркните грамматическую основу.
2. В словах второго предложения поставьте ударение, разделите эти слова на слоги для переноса.
Рыбалка.
Утро. Мы идём на рыбалку. Вот река Волга. Ребята стали удить рыбу. Ваня поймал щуку и леща. Глеб поймал двух окуньков. Хороша будет уха! (25 слов)
Грамматическое задание.
1. Подчеркнуть главные члены предложения в 5 предложении.
2. Подчеркнуть гласные в 4 предложении.
3. Подчеркнуть в 6 предложении буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
На реке.
Вот и настали теплые деньки. Ребята по тропке идут к реке. Там шумно и весело. Малыши играют в песке. Они строят большой дом. (23 слова)
Грамматические задания:
1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2. В словах в е с е л о, р е б я т а подчеркнуть мягкие согласные.
3. Записать цифрами, сколько букв и звуков в слове д е н ь к и .
4. *Подобрать слова, противоположные по смыслу: высокий -…… , узкий — ….. , далеко- …:5.* Составь и запиши 2 предложения со словами Рыжик, рыжик.
В лесу.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес. Рядом бежит пес Бимка. По веткам скачут рыжие белки. Под елкой норка. Там укрылись серые ежики. (25 слов)
Грамматические задания:
1. Записать цифрой, сколько слогов в словах: пес, норка, ежики.
2. В словах белки, укрылись подчеркнуть мягкие согласные.
3. Записать цифрой, сколько букв и звуков в слове мальчики.
4.*Подобрать слова, противоположные по смыслу:
высокий — …. далекий — …. узкий — …. добрый — ….5.*Составь и запиши 2 предложения со словами плод, плот.
Перед дождем
Я гулял в парке. Глухо ударил гром. Застучали по земле крупные капли. Ветер закружил пыль. Собака Альма – в кусты. Туда залез и я.
Белка
Вот роща. Там много ручных белок. Я стучу по веткам елки. Спустилась пушистая белка. Я дал ей орешки. Зверек схватил их.
Слова для справок: орешки, зверек, схватил.
Летом
Был теплый день. Алеша и мама пошли в поле. Треснула ветка. Это мышка юркнула в норку.
Слово для справки: пошли.
Собака
Собака жила в лесу. Она пошла искать товарища. Собака встретила человека. Она осталась жить у него.
(Из сказки)
Ландыши
Роща залита ярким светом. Тихо журчал ручей. В тени росли ландыши. Они были хороши. Рой пчел сел на куст. Мы поспешили домой.
Слова для справок: росли, поспешили, домой.
Наш двор.
Вот наш двор. По двору бегали куры. У дома большие лужи. Петух Петька шагал прямо по лужам. На крыльце лежал кот Пушок.
На реке.
Люба и Маша пасли утят на берегу реки. Утята были маленькие. Вдруг в небе появился коршун. Он схватил одного утёнка. Девочки закричали. Прибежал Ваня. Он тоже стал кричать и размахивать руками. Коршун выпустил утёнка и улетел. (38 слов)
Пчёлы.
Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл.
(35 слов)
В лесу.
Наш лес большой. В лес пришли дети. Они ищут грибы. Боря и Андрюша собрали много рыжиков и маслят.
Юра и Яша под ёлкой нашли ёжика. Они положили его в шапку. Ёжик уколол Юру. Но Юра не заплакал.
Ребята потрогали зверька и выпустили. (44 слова)
У дома
Все жарче и жарче светило солнышко. Лучи падали на крышу дома. Скатывались струйки воды. У дома большая лужа. На бревне сидел кот Кузя. Упала сосулька. Ее звон испугал кота. Он спрятался за угол дома.
Встреча
Внучка Даша жила у деда в деревне. Раз дед и внучка пошли в сад. Ровным рядком рос лук. Даша нагнулась за луком. В кустах зашуршало. Показалась мордочка. В кустах жил ежик. Даша принесла ему молока.
Слова для справок: пошли, показалась, принесла, ему.
Вечером
Наступила тишина. Угасла свеча. На столе лежали игрушки. Чудесным был маленький дворец. Там жила девочка. С плеча у нее свисал шарф. На груди блестела круглая брошка. Стойкий солдатик был рядом.
Слова для справок: лежали, дворец, блестела, солдатик.
На реке
Весна в этом году задержалась. Река набухла. Утром треснул лед. Хлынула вода на поля. По воде плыло бревно. На бревне сидела ворона. Вода быстро несла бревно. Ворона каркнула и полетела в рощу. Пора строить гнездо.
Слова для справок: задержалось, несла, полетела.
Проверочные диктанты 1 класс
Весна. В лесу ландыши. Поют чижи и дрозды. В траве шуршит еж. На пеньке змея. На цветке пчела. (18 слов)
***
Утро. Вот река Москва. Трава в росе. Ребята ловят рыбу. Глеб поймал щуку. Юра поймал два леща и окунька. (19 слов)
***
Ребята пришли в рощу. Там весело. Поют птички. Кричат грачи. Слава и Игорь играют в мяч. (16 слов)
***
Июль. Деревня Чайка. Вот луг. Там корова Зорька. Она жует сочную траву. У тропы дуб. Тут сидит Алеша. Мальчик играл в рожок. (22 слова)
***
Наша дача в лесу. У дома сад. Там душистые розы. В цветках капли росы. (14 слов)
***
У Димы есть брат и сестра. Дима учил уроки. Оля читала стихи Пушкина. Юра писал письмо. (16 слов)
***
Весна. Журчит ручей. На реке льдины. Над водой чайки. Они ищут пищу. (12 слов)
***
Лес. Светит звезда. Вышли на охоту рысь и еж. В чащу летит орел. На сосне кричит сова. (17 слов)
***
Мне семь лет. Я учусь в школе. Идет урок. Мы учим русский язык. Ученики работают хорошо. (16 слов)
***
Май. Поет дрозд. В кустах гнездо. Там пищат птенцы. У реки стрижи. К воде полз уж. (16 слов)
***
Утро. Весело кричал петух. У крыльца сидела собака Жучка. Кот Пушок пил молоко. Девочка дала козе хлеб. (17 слов)
***
Ученики идут на стройку. Там гудят машины. Рабочие строят дом. У стены кран. Кран поднял груз. (16 слов)
***
Весна. В лесу ландыши. Поют чижи и дрозды. В траве шуршит еж. На пеньке змея. На цветке пчела. (18 слов)
***
Утро. Вот река Москва. Трава в росе. Ребята ловят рыбу. Глеб поймал щуку. Юра поймал два леща и окунька. (19 слов)
***
Ребята пришли в рощу. Там весело. Поют птички. Кричат грачи. Слава и Игорь играют в мяч. (16 слов)
***
Июль. Деревня Чайка. Вот луг. Там корова Зорька. Она жует сочную траву. У тропы дуб. Тут сидит Алеша. Мальчик играл в рожок. (22 слова)
***
Наша дача в лесу. У дома сад. Там душистые розы. В цветках капли росы. (14 слов)
***
У Димы есть брат и сестра. Дима учил уроки. Оля читала стихи Пушкина. Юра писал письмо. (16 слов)
***
Весна. Журчит ручей. На реке льдины. Над водой чайки. Они ищут пищу. (12 слов)
***
Лес. Светит звезда. Вышли на охоту рысь и еж. В чащу летит орел. На сосне кричит сова. (17 слов)
***
Мне семь лет. Я учусь в школе. Идет урок. Мы учим русский язык. Ученики работают хорошо. (16 слов)
***
Май. Поет дрозд. В кустах гнездо. Там пищат птенцы. У реки стрижи. К воде полз уж. (16 слов)
***
Утро. Весело кричал петух. У крыльца сидела собака Жучка. Кот Пушок пил молоко. Девочка дала козе хлеб. (17 слов)
***
Ученики идут на стройку. Там гудят машины. Рабочие строят дом. У стены кран. Кран поднял груз. (16 слов)
Проверочное списывание (с последующим грамматическим заданием)
Зяблики
В апреле прилетели в лес зяблики. У птиц розовая грудка и яркие белые полоски на крыльях. Всюду раздаются звонкие песни зябликов.
Грамматическое задание:1). Обозначить ударение в словах первого предложения; 2). Разделить выделенное слово на слоги; 3). Подчеркнуть в слове зяблики гласные буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука; 4). Подчеркнуть в слове прилетели буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
Дятел
Стоял в лесу дуб. Прилетел к дубу дятел. Он выдолбил в стволе глубокое дупло. Лето в нём пожил, детей вывел и улетел.
Грамматическое задание:1). Подчеркнуть в словах второго предложения буквы, которыми обозначены безударные гласные звуки; 2). Выписать из первого предложения слово с парным по глухости – звонкости согласным звуком на конце; 3). Подчеркнуть в словах первого предложения буквы, написание которых надо проверять; 4). Подчеркнуть в слове прилетел буквы, которыми обозначены глухие согласные звуки.
У старой сосны
У старой сосны играли весёлые белки. Они были рады тёплому солнышку и светлой весне. Рыжими стали у белок спинки и хвостики. Зверюшки целый день резвились на тёплом солнышке.
Чудо
Весной мы с мамой посадили лилию. Она должна была быть белой. Мы ждали чуда. Вот и появились пять бутонов. Я всё ходил вокруг и любовался ими.
Зелёные бабочки
На тополях лопнули клейкие почки. Из каждой почки вылупились зелёные листики. Воробьи расселись по ветвям. Они стали склёвывать клейких зелёных бабочек.
Скачать задания