Рекомендую использовать как дополнительный материал или для индивидуальных занятий по математике для учащихся начальной школы материала по работе с задачами. Учебники, рабочие тетради Быкова Т.П., И.Б. Истоминой, Е.В. Колесниковой…
Простые задачи на нахождение суммы и разности
1. Ира прочитала 6 книг, а Петя 3 книги. Сколько всего книг прочитали дети?
2. В вазе лежало 5 груш, положили ещё 4 груши. Сколько груш стало в вазе?
3. На первом окне стояло 2 горшка с цветами, а на втором окне — 7 горшков. Сколько горшков с цветами стояло на окнах?
4. В одной квартире живёт 4 человека, а в другой 5 человек, а в третьей столь- ко, сколько в первой и второй вместе. Сколько человек живёт в третьей квартире?
5.В одном первом классе 10 отличников, а в другом — 9. Сколько отличников в двух классах?
6. Ване сейчас 12 лет. Сколько лет ему будет через 5 лет?
7. Мальчик заплатил за цветные карандаши 15 рублей, 3 рубля и 2 рубля. Сколько стоят цветные карандаши?
8. На площадке играло 6 мальчиков и 10 девочек. Сколько всего детей играло на площадке?
9. На уроках труда Толя сделал 18 счетных палочек. Из них 12 палочек были красные, а остальные синие. Сколько синих палочек сделал Толя на уроке труда?
10. Стол накрыли к празднику на 12 персон, а пришли 10 человек. Сколько на столе лишних приборов, которые необходимо убрать?
11. На озере плавало 8 лебедей и несколько уток. Всего было 20 птиц. Сколько уток плавало на озере?
12. На одной стороне улицы посадили 10 деревьев, а на другой 8 деревьев. Сколько деревьев на двух сторонах улицы?
13. В коробке было 20 конфет. 4 конфеты съели за завтраком. Сколько конфет осталось в коробке?
14. У Миши 17 марок, ему подарили еще 3 марки. Сколько марок стало у Миши?
15. В зале горели 15 лампочек. 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек продолжало гореть?
16. У Славы было несколько марок. Ему подарили еще 2 марки, и у него стало 15 марок. Сколько марок было у Славы первоначально?
17. В класс принесли 19 учебников. Из них 11 учебников русского языка, а остальные — математики. Сколько учебников математики принесли в класс?
18. Маша посадила 20 кустов помидоров. 17 кустов принялись, а остальные завяли. Сколько кустов из посаженных Машей не принялись?
19. На столе стояло 18 тарелок, а ложек лежало 20 штук. Сколько лишних ложек было на столе?
20. Велосипедист в первый день проехал 11 км, а во второй 7 км. Сколько километров он проехал за два дня?
21. В гараже стояло 1.8 машин. Из них 12 легковых, а остальные — грузовые. Сколько грузовых машин стояло в гараже?
22. В зоопарке 12 обезьян, а лисиц на 7 меньше, чем обезьян. Сколько лисиц в зоопарке?
Простые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
1. В одном доме 7 этажей, а в другом на 3 этажа больше. Сколько этажей во втором доме?
2. У Вани 8 машин, а у Серёжи на 4 меньше. Сколько машинок у Серёжи?
3. Ане 3 годика, а брат старше на 2 года. Сколько лет брату?
4.На верхней полке лежало 5 книг. Столько же книг было на нижней полке. Сколько книг было на нижней полке?
5. На верхней полке было 5 книг, а на нижней столько же и еще 4 книги. Сколько книг было на нижней полке?
6. На верхней полке было 5 книг, а на нижней на 4 книги больше. Сколько книг было на нижней полке?
7. Брату 13 лет, а сестра на 4 года моложе. Сколько лет сестре?
8. У Дениса 19 марок, а у Алеши на 3 марки меньше. Сколько марок у Алеши?
9. Дима нашел» 10 белых грибов, а Сережа на 3 гриба больше. Сколько грибов нашел Сережа?
10. В нашем подъезде 20 квартир, а в соседнем на 2 квартиры меньше, чем в нашем. Сколько квартир в соседнем подъезде?
11. В первый день с яблони сняли 15 яблок, а во второй день на 5 яблок больше. Сколько яблок сняли во второй, день?
12. Ящик с яблоками весит 14 кг, а ящик с абрикосами на 3 кг меньше, чем ящик с яблоками. Сколько весит ящик с абрикосами?
13. У Маши 12 марок, это на 5 марок меньше, чем у Наташи. Сколько марок у Наташи?
14. В инсценировке участвовало 12 мальчиков, а девочек на 3 больше. Сколько девочек участвовало в инсценировке?
15. В одном выставочном зале висело 17 картин, а в другом на 3 картины больше. Сколько картин висело во втором выставочном зале?
16. В одной вазе было 11 астр, а в другой на 2 астры больше. Сколько астр было во второй вазе?
17. Зубная паста стоит 14 рублей, а кусок мыла на 4 рубля дешевле. Сколько стоит кусок мыла?
18. Бабушка испекла 12 пирожков с мясом, а с яблоками на 2 пирожка больше. Сколько пирожков испекла бабушка с яблоками?
19. На поливку огурцов израсходовали 12 ведер воды, а на поливку помидоров на 2 ведра меньше. Сколько ведер воды израсходовали на поливку помидоров?
20. В автобусе ехало 20 женщин, а мужчин на 6 человек меньше, чем женщин. Сколько мужчин ехало в автобусе?
Простые задачи на нахождение остатка
1. На ветке сидели 6 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?
2. В пакете 7 яблок. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось в пакете?
Простые задачи на разностное сравнение
1. На ветке сидели 3 синицы и 4 вороны. На сколько больше ворон, чем синиц?
2. На лугу паслось 6 коров и 2 козы. На сколько меньше паслось коз, чем коров?
Простые задачи на нахождение неизвестного слагаемого
1. У Оли было 3 мандарина. Когда ей дали ещё несколько, то у неё их стало 5. Сколько мандаринов дали Оле?
2. На опушке сидело несколько зайцев. Когда к ним прибежали ещё 2 зайца, то их стало 7. Сколько зайцев сидело на опушке?
3. В гараже стоит 10 автомашин. Сколько грузовых машин в гараже, если легковых 4?
Простые задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
1. В книге 8 страниц. Валя прочитала несколько страниц и осталось 6 страниц. Сколько страниц прочитала Валя?
2. В автобусе ехало 10 человек. На остановке несколько человек вышло и осталось 6 человек. Сколько человек вышло из автобуса?
Простые задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
1. Диме принесли на день рождения ещё 2 подарка и у него их стало 6.Сколько подарков уже было у Димы?
2. После того как Миша решил 7 задач, ему осталось решить 3 задачи. Сколько задач задали решить Миша?
Задачи на логическое мышление
1. Что легче – один килограмм перьев или один килограмм железа?
2. В стакан, кружку и чашку налили молоко, простоквашу и кефир. В кружке не кефир. В чашке не кефир, и не простокваша. Что куда налили?
3. Сколько пальцев на 5 руках?
4. Сколько лап у трех кошек?
5. Сколько крыльев у семи гусей?
6.На столе стояло 4 стакана с соком. Сережа выпил 3 стакана сока и стаканы поставил обратно на стол. Сколько стаканов на столе?
7. Иру спросили: «Сколько учеников в твоем классе?». Ира ответила: «Это число меньше 25, но больше 21 и оно является НЕчетным». Сколько учеников у Иры в классе?
8. Если поздней осенью в 10 часов вечера идет дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?
Задачи с лишними или недостающими данными
1. Чтобы дети лучше понимали решение задач, в которые входят числа, условие и вопрос, необходимо постепенно, время от времени, предлагать им конкретные, специальные задания, а именно задачи без числовых данных или с недостающими данными, например:
а) У Миши и у Вани было по несколько кубиков. Сколько всего кубиков было у Миши и у Вани?
б) В детском саду было 5 красных мячей и несколько синих. Сколько всего мячей было в детском саду?
(Цель будет достигнута, если дети скажут, что эти задачи нельзя решить, так как в них нет или недостает чисел.)
2. В книге 10 страниц. 4 страницы ученик прочитал. (В этом случае цель будет достигнута, если ученики скажут: «А что надо узнать в этой задаче?»)
3. Составить задачи к числовым данным. Задание учителя:
а) Дети, решите задачу про 7 мячей и 3 мяча.
б) Придумайте задачу, в которой надо к 5 прибавить 3, от 9 отнять 2.
(Детьми вносятся соответствующие поправки, после чего они вместе с учителем решают эти задачи.)
4. На первой полке лежало 30 книг, на второй 10 книг, а на третьей на 5 книг больше, чем на второй полке. Сколько книг лежало на третьей полке?
(Здесь требуется установить, какие величины связаны моду собой, а какие нет. Здесь есть лишние данные.)
5. Сколько груш росло в саду, если их было на 12 деревьев больше, чем яблонь?
(Это задача с недостающими данными, и она не имеет решения. Хорошо, если ученик укажет эти недостающие данные,)
6. Маша в саду собирала ягоды,. Она набрала две банки смородины и 5 стаканов малины. Сколько ягод набрала Маша?
(Данную задачу нельзя решить, так как масса ягод измерена разными мерками и над указанными числами нельзя производить математические действия.)
7. В автобусе ехало 36 человек. Сколько человек осталось в автобусе после того, как на остановке вышли 39 человек?
(Данную задачу тоже нельзя решить, так как предложенные числовые данные не соответствуют смыслу задачи.)
8. На столе лежало 7 груш, 3 розы, 5 яблок и 4 гвоздики. Сколько цветов лежало на столе?
9. Чтобы украсить класс, ребята принесли 5 ваз с цветами и еще 3 гвоздики. Сколько всего цветов принесли ребята?
10. В ларек привезли ящики с яблоками. Сколько продали ящиков, если осталось 9 ящиков?
Простые задачи с косвенными вопросами
1. Длина красного отрезка 4 см, что на 2 см меньше длины синего отрезка. Какова длина синего отрезка?
2. Хозяйка засолила 9 кг огурцов, что на 3 кг больше, чем кабачков. Сколько кг кабачков засолила хозяйка?
Учебник «Нестандартные задачи по математике»Быкова Т.П. Скачать
Рабочая тетрадь И.Б. Истоминой «Учимся решать логические задачи». Скачать
Н.Б.Истомина, Е.П.Виноградова «Учимся решать комбинаторные задачи. Математика и информатика» Скачать
Колесникова «Я решаю арифметические задачи». Скачать