Какой главный результат обучения? «Умение учиться, готовность к саморазвитию и непрерывному самообразованию». Да, но можно заставить выучить наизусть таблицу умножения, но нельзя заставить «развиваться». Принуждение не совместимо с ценностным отношением и смыслообразованием. Как быть?…
Самые высокие результаты мы получаем только тогда, когда делаем что-то с удовольствием, с радостью. Отличный результат достигается через «хочу», а не через «должен»! Чтобы у детей возникло желание учиться, этот процесс должен приносить им и учителю радость, счастье, удовлетворение.
Без чего вы никогда не сможете реализовать то, что требует от вас ФГОС? Что вам гарантирует успех? Счастье в деятельности!
Давайте разберем эту фразу на «кирпичи»:
«СЧАСТЬЕ« (радость, гармония, энергия)
«В« (обитает, водится, содержится)
«ДЕЯТЕЛЬНОСТИ« (в занятии, деле, работе, учебе, со всей ее «сложной радостью»: опозданиями, авралами, проблемами, неудачами, проверками, конфликтами, творческими тупиками и рутинными делами).
Для вас 3 шага к счастью в деятельности…
Первый шаг от Шона Ачора
Шон Ачор – американский психолог, писатель и предприниматель, генеральный директор ‘Good Think Inc’ и специалист по позитивной психологии.
Есть ли у вас цели, достижение которых, как вам кажется, сделает вас счастливее? Наверняка есть. Такие цели есть у каждого. А вот Шон Ачор уверяет, что жизнь устроена как раз наоборот.
Фундамент многих стилей воспитания и обучения — чем усерднее работать, тем больше успех. Чем человек успешнее, тем он счастливее. И опять с вами не согласен Шон.
Сначала — счастье, потом — результат!
Шон Ачор выяснил, что только 25% успеха в работе зависит от интеллекта и навыков работника. А 75% — от общего настроя и оптимизма. Счастливые школьники лучше учатся.
Получается, самый надежный способ стать умнее, энергичнее и эффективнее — стать счастливее. А это значит на урок, на контрольных и тестах ТОЛЬКО ПОЗИТИВНЫЙ настрой!
Немного о синдроме медика. Студент 1 курса медицинского учреждения, прочитав список всевозможных болезней, находит у себя симптомы всех болезней. Какой делаем вывод?
Наше мировосприятие формирует не окружающая среда, а те установки, через которые мы его воспринимаем.
Учитель, не забывай об психологической установке к ребёнку! Если из раза в раз ругать, делать замечания ребёнку: «Ты ленивый!», «Ты — бездарь!», догадались каким он будем?
Другой момент, если учителя будут равняться на «средних» учеников, на «норму», то класс так и останется на «среднем» уровне.
Одна из самых распространенных ошибок учителя заключается в том, что учитель пытается слепить из учеников то, чем они не являются, начисто игнорируя имеющиеся у них врожденные таланты и способности. Не следует «удалять» исключения в детях. Найдите в каждом индивидуальность!
Второй шаг от Эдвард де Боно
Эдвард де Боно – известный психолог и физиолог, профессор Оксфорда, Кембриджа, Гарварда в Великобритании. Он разработал концепцию и инструменты латерального мышления – бокового, параллельного, нестандартного, творческого мышления. Он сделал их доступными всем: от 5-летних детей до взрослых – руководителей крупнейших корпораций мира.
Сегодня вряд ли кто-то будет спорить с тем, что навыки работы с информацией необходимы. Как их сформировать? Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать более эффективной любую умственную работу.
Метод «шести шляп» – это простой способ преодолеть трудности и хаос посредством разделения процесса мышления на 6 различных режимов, каждый их которых представлен шляпой своего цвета. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять. Это относится и к нашей ситуации, поскольку мы должны уметь менять различные типы мышления с такой же легкостью, как и цветные шляпы.В современном быстро меняющемся мире ощущается потребность в мышлении творческом, конструктивном, позволяющим создать новые пути решения. В основе данного метода– мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Метод «шести шляп мышления» можно использовать для разностороннего анализа каких-либо явлений, для проведения занятий по обобщению опыта, после завершения изучения темы, проведения экскурсии, обсуждения книги, серии книг, книг по какой-либо теме или проблеме.
Участники тренинга объединяются в шесть групп. Каждой вверяется одна из шести шляп и предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли исходя из цвета шляпы.
Белая шляпа: информация
Белый цвет наводит на мысль о бумаге. В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: только факты и цифры. Мы задаёмся вопросами о том, что мы уже знаем, какая ещё информация нам необходима, и как нам её получить. Никаких эмоций, субъективных оценок!
Можно перечислить мероприятия, дать основные цифры, назвать события и персонажей книг.
Мы должны задать себе и оппоненту следующие вопросы:
- какая информация имеется;
- какая информация необходима;
- как и где получить недостающую информацию.
Жёлтая шляпа: логический позитив
Желтый цвет наводит на мысль о солнце и оптимизме. Жёлтая шляпа требует переключить своё внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемого явления. В нём не только выделяются позитивные стороны, но и называются аргументы, почему они являются такими.
Вопросы «под Желтой шляпой»:
- каковы преимущества;
- каковы положительные стороны;
- в чем ценность;
- привлекательна ли концепция данного предложения;
- можно ли это воплотить в жизнь.
Чёрная шляпа: критика
Черный цвет напоминает о мантии судьи и означает осторожность. Черная шляпа — это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.
Вопросы, которые мы задаем «под Черной шляпой»:
- каковы возможные проблемы;
- каковы вероятные сложности;
- на что нужно обратить внимание;
- в чем опасность.
Красная шляпа: чувства и интуиция
Красный цвет наводит на мысль об огне. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить. У участников появляется возможность высказать свои чувства и интуитивные догадки относительно рассматриваемого вопроса, не вдаваясь в объяснения о том, почему это так, кто виноват и что делать.
Мышление в красной шляпе позволяет прояснить:
- что я сейчас чувствую;
- что мне подсказывает моя интуиция;
- что говорит мне мой «внутренний голос».
Зелёная шляпа: креативность
Зеленый цвет напоминает о растениях, росте, энергии, жизни. Зеленая шляпа — это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения. Находясь в зелёной шляпе, мы придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности. Как можно было бы что-то усовершенствовать или изменить. Эта шляпа позволяет найти новые грани в исследуемом материале.
Вопросы «под Зеленой шляпой»:
- какие творческие идеи имеются;
- каковы возможные альтернативы;
- как преодолеть сложности, обнаруженные под Черной шляпой.
Синяя шляпа: управление процессом
Синяя шляпа отличается от других шляп тем, что она предназначена не для работы с содержанием задачи, а для управления самим процессом работы. В частности её используют в начале работы для определения того, что предстоит сделать, и в конце, чтобы обобщить достигнутое и обозначить новые цели. Её можно назвать философской, обобщающей.
Вопросы «под Синей шляпой»:
- с чего начать;
- что на повестке дня;
- каковы цели;
- какие шляпы использовать;
- как подвести итог;
- что делать дальше.
Творческое задание: Попробуйте примерить все шляпы для ситуации: «Человек выиграл миллион долларов».
Третий шаг от технологии социального конструирования
Одним из решающих условий успешного протекания учебного процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности.
Анализ, прогноз и проект — неразрывная триада при решении любой педагогической задачи вне зависимости от ее предметно-содержательного наполнения и временных ограничений.
Технология конструирования учебного процесса не может быть сведена к обдумыванию лишь действий педагога. Она должна осуществляться с ориентацией на учащихся, группу школьников и каждого в отдельности.
Педагог достигает успеха, если при разработке технологии конструирования главными «точками отсчета» для себя он делает учащихся, их потребности, их готовность к работе над предметом на данной стадии обучения, их способность к саморазвитию и вооружает их соответствующими методами.
Осознание педагогической задачи — это непременное условие ее продуктивного решения. Если педагогическая задача не осознается, то она как таковая и не решается.
Один из парадоксов педагогической деятельности: педагоги, которые, казалось бы, уже по роду своей профессии должны уметь профессионально формулировать и принимать решения на основании анализа ситуации, просто дают уроки, активизируют учащихся, применяют наглядность, проводят опрос, «реагируют» на недисциплинированное поведение учащихся потому, что для этого пришло время, потому, что так делают другие, потому, что они привыкли так делать, не задумываясь над тем, как соотносятся эти действия с педагогическими целями.
Другой парадокс педагогической деятельности в том, что многие педагоги собственно педагогические задачи подменяют функциональными или промежуточными задачами и все свое внимание сосредоточивают на них (дать урок или систему уроков, провести мероприятие, применить в отношении учащегося меры воздействия и т.п.) (Н.В.Кузьмина).
Итак, цели обучения определяют успешность процесса обучения.
Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда (Марк Твен)
Если это небоскреб — ваша предметная область, то… металлический каркас — это учебный план, лифт — это цели учебного курса, этажи — уроки, офисы — задания и упражнения.
Если вы изменяете любой из этих структурных компонентов — учебный план ил цель курса, или цель урока, или упражнения, то вы изменяете облик всего здания.
Что мы видим сейчас?
Что делать? Изучаем и практикуем технику составления целей.
1. Использовании таксономии Б. Блума.
Для того чтобы оказать помощь учителю в формулировании диагностичных целей обучения (и в конечном итоге — облегчить планирование учебного процесса и выработку процедур оценки), американские ученые под руководством Б.С. Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной, эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся (таксономия целей обучения — систематизация целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала).
Таксономия педагогических целей в познавательной сфере
Уровни учебных целей |
Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня |
1. Знание
Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала — от конкретных фактов до целостной теории. |
— воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы. |
2. Понимание
Показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения — в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий. |
— объясняет факты, правила, принципы; — преобразует словесный материал в математические выражения; — предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных. |
3. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. |
— применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; — использует понятия и принципы в новых ситуациях. |
4. Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. |
— вычленяет части целого;
— выявляет взаимосвязи между ними; — определяет принципы организации целого; — видит ошибки и упущения в логике рассуждения; -проводит различие между фактами и следствиями; — оценивает значимость данных. |
5. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. |
— пишет сочинение, выступление, доклад, реферат; — предлагает план проведения эксперимента или других действий; — составляет схемы задачи. |
6. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. |
— оценивает логику построения письменного текста; — оценивает соответствие выводов имеющимся данным; — оценивает значимость того или иного продукта деятельности. |
2. Использовании глаголов — действий.
Учебные цели формулируются с помощью глаголов, которые выражают конкретные действия, результат которого можно определить, измерить и оценить.
Логическим итогом конструирования образовательного процесса является материализация проекта педагогической деятельности в виде плана, плана-конспекта или конспекта в зависимости от опытности педагога.
По материалам: www.protema.ru, www.adhdportal.com, psy4self.ru.