Продолжаем занятия по русскому языку…
Занятие 46
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? и оканчиваются на -ть, -чь или -ти: мыть, стричь, нести.
1. Поставьте глаголы в неопределённую форму.
- Читал -(что делать?) читать;
- собирает — (что делать?) …….;
- нёс — (…..?) ……..;
- рисует — (…..?) ……..;
- печёт — (…..?) ……..;
- убежал — (…..?) ……..;
- течёт — (…..?) …….. .
Суффикс -ся — это всё, что осталось от слова себя: мыться — мыть себя, драться — драть себя.
Мягкий знак в глаголах неопределённой форме сохраняется и перед суффиксом -ся: мыть — мыться, стричь — стричься.
Наличие мягкого знака перед суффиксом -ся на конце глаголов проверяйте по вопросам к ним:
что делать? — смеяться; что делает? — смеётся.
что сделать? — умываться; что сделает? — умоется.
2. Поставьте, где нужно, мягкий знак перед суффиксом -ся.
- Не нужно (что делать?) торопиться. — Он (что делает?).
- Картошка (что делает?) варит…ся.
- Ей ещё долго (что делать?) варит…ся.
- Малыш (что делает?) смеёт…ся.
- Он устал (что делать?) смеят…ся.
- Нехорошо (что делать?) хвалит…ся.
- Мальчик (что делает?) хвалит…ся.
3. Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных. Проверяйте их по окончаниям вопросов.
Светлая полоса, ранн… утром, к вечерн……поезду, за син… морем, в зимн…. стужу, на верхн… этаже, син… огонёк, высок… здание, в домашн… работу, нижн… полка, на нижн… полке, прелестн… цветок, в горяч… воду, интересн… путешествие, прекрасн… времена, в син… тетрадь, за домашн… работу.
4. Укажите лицо и число местоимений.
Встречался со мной (1 л., ед. ч.), встретил тебя (… л., … ч.), увидел их(… л., … ч.), подошёл к нему(… л., … ч.), спросил его(… л., … ч.), спросил у тебя(… л., … ч.), собирались к вам(… л., … ч.).
5. Запомните написание слов.
Одиннадцать, двенадцать, тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать, семнадцать, восемнадцать.
6. Найдите 6 орфографических ошибок и 1 пунктуационную ошибку.
Природа дала осени особую красоту. В эту пору хочется быть блиско к природе. Я люблю пройти полесной дорожке, тропинке или палянке. Мне нравится давать крошки ропкой птичке или орешки ловкой белочке. Место где живет белочка, лехко определить по обглоданной шишке, по ореховой скорлупке. А вот и она сама несется по елке, прыгает от ветки к ветке. Сейчас белочки готовяться к зимовке.
Занятие 47
Глаголы изменяются по временам:
глаголы в настоящем времени отвечают на вопрос что делает?: гуляет, смотрит;
глаголы в прошедшем времени отвечают на вопрос что делал?: гулял, смотрел;
глаголы в будущем времени отвечают на вопрос что сделает? или что будет делать?: погуляет, будет гулять, посмотрит, будет смотреть.
Глаголы в любом времени изменяются по числам.
В настоящем времени: иду (ед.ч.), идём (мн.ч.).
В будущем времени: пойду (ед.ч.), пойдём (мн.ч.).
В прошедшем времени: шёл (ед.ч.), шли (мн.ч.).
1. Поставьте вопросы, укажите время и число глаголов.
Саша (что делает?) читает (наст. вр., ед.ч.). Комбайн (…….?) убирает (… вр., … ч.). Лес (…….?) шумит (… вр., … ч.). Дети (…….?) увидят (… вр., … ч.). Гроза (…….?) пройдёт (… вр., … ч.). Солнце(…….?) встало (… вр., … ч.). Морозы (…….?) затрещали (… вр., … ч.).
2. Просклоняйте словосочетания.
Им. п. бескрайние широкие зелёные поля
Р.п. бескрайн…… широк…….. зелён……. пол…
Д.п. бескрайн…… широк…….. зелён……. пол…
В.п. бескрайн…… широк…….. зелён……. пол…
Т.п. бескрайн…… широк…….. зелён……. пол…
П.п. бескрайн…… широк…….. зелён……. пол…
3. Допишите окончания имён прилагательных и вопросов к ним.
Вышли (каким?) ранним утром; вышли из (………?) дальн…… деревни; занесло (………?) глубок…… снегом; на (………?) широку…… тропинку; по (………?) гладк……. дорожке.
По широким улицам потекли весенние ручьи. Скоро зазеленеет молод…. травка и появятся ранн…… цветочки. Из дальн…… стран вернутся перелётн….. птицы. Развернутся клейк……. листочки. Син…… небо станет высок…. и чист….. . Задует свеж…….. ветер. Весна!
4. Образуйте однокоренные глаголы с приставками.
- Ставить — выставить — отставить — приставить
- бежать — …бежать — — …бежать — …бежать
- ехать — …ехать — — …ехать — …ехать
- нести — …нести — — …нести — …нести
5. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Приближается зима. Перелётные птицы торопятся на юг. Медведь прячется в берлогу. Белки скрываются в дупле. Рыбы зарываются в тину. Человек одевается в тёплую одежду.
6. Найдите 5 орфографических ошибок и 1 пунктуационную ошибку.
Ежи
Унас под крыльцом жывут ежи. По вечерам вся семя выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают карешки и едят. Маленькие ежата в это время играют резвятся.
Однажды к старому ежу подбежала собака. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака осторожно покатила ежа к пруду. Ёж плюхнулся в воду и поплыл. Я прагнал собаку.
На следующую весну остался под крыльцом один старый ёжик. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж не захотел покинуть мой дом.
Занятие 48
Чтобы правильно написать глагол в прошедшем времени, нужно поставить глагол в неопределённую форму и суффикс — ть заменить на суффикс прошедшего времени — л (при этом гласная перед — ть сохраняется): вешать — вешал, сеять — сеял, видеть — видел, слышать — слышал.
Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: он шёл, она шла, оно шло.
1. Образуйте глаголы в прошедшем времени.
- Сеять — (он) сеял — (она) сеяла — (оно) сеяло
- веять — ве… — ве… — ве… —
- бросить — брос… — брос… — брос…
- начать — нач… — нач… — нач…
- зависеть — завис… — завис… — завис…
- видеть — вид… — вид… — вид…
- обидеть — обид… — обид… — обид…
- слышать — слыш… — слыш… — слыш…
2. Вставьте, где нужно, мягкий знак.
Не надо бояться, что скоро начнётся гроза. Надо учит…ся, а он не учит…ся. Миша любит купат…ся в море и купает…ся с удовольствием. Сонечка убирает…ся в комнате, хотя не любит убират…ся. Варя заботит…ся о цветах в саду. О них нужно хорошо заботит…ся. Павел стремит…ся встретит…ся с другом. Костя готовит…ся к экзаменам. К севу нужно готовит…ся зимой.
3. Допишите окончания имён существительных.
В кухне готовят обед. В рощ… поёт соловей. Хорошо летом в деревн… . Мы вспомнили о Марь… Ивановн…, Ра… и Кат… . К яблон… привили новый побег. К ноч… похолодало и небо затянули туч… . Мы приехали к пристан… . На лошад… возят сено. Я беру книги в библиотек… . пастух играл на свирел…. и рожке.
4. Просклоняйте словосочетания.
Им. п. осеннее утро ровная равнина
Р.п. осенн…. утр… ровн…. равнин…
Д.п. осенн…. утр… ровн…. равнин…
В.п. осенн…. утр… ровн…. равнин…
Т.п. осенн…. утр… ровн…. равнин…
П.п. осенн…. утр… ровн…. равнин…
5. Найдите 4 орфографических ошибок и 3 пунктуационные ошибки.
Во дворе, и в доме учителя разместился зооопарк. В зоопарке жила ручная обезянка. Хозяин передал её киевскому цирку а взамен взял медвежонка. Теперь обезьянка выступает в киеве. Медвежонок живёт в Таганроге. Любитель животных увликается киносёмкой. Всем очень нравится фильм о дружбе обезьянки овчарки и сороки.
Занятие 49
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по числам.
Глаголы 1-го лица соответствуют местоимениям 1-го лица: Я пою (ед.ч.), мы поём (мн.ч.).
Глаголы 2-го лица соответствуют местоимениям 1-го лица: Ты поёшь (ед.ч.), вы поёте (мн.ч.).
Глаголы 3-го лица соответствуют местоимениям 3-го лица: Он поёт (ед.ч.), они поют (мн.ч.).
1. Укажите лицо и число глаголов.
Солнце встаёт (3 л., ед.ч.), блестит (… л., …. ч.). Поля цветут (… л., …. ч.), леса шумят (… л., …. ч.). Птичка гнёздышко вьёт (… л., …. ч.), веточку несёт (… л., …. ч.). Ты поёшь (… л., …. ч.) песенку. Я лечу (… л., …. ч.) стрелой, пыль взметаю (… л., …. ч.).
На конце глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих пишется мягкий знак, который сохраняется и перед суффиксом -ся: (ты) оденешь — оденешься.
2. Допишите окончания глаголов 2-го лица.
- (Он) ведёт — (ты) ведёшь
- желает — желае….
- говорит — говори…
- пляшет — пляше…
- дышит — дыши…
- видит — видишься
- гонит — гони…
- смотрит — смотри…
- держит — держи…
- обидит — обиди…
3. Напишите глаголы с частицей не.
Из одной муки хлеба не испечёшь. С огнём … шути, ветру … верь. Шила в мешке … утаишь. Лёжа хлеба … добудешь. Одна ласточка весны … делает. … спеши языком, торопись делом. Чего … знаешь, того … говори.
4. Укажи падеж имён прилагательных.
Солнце закрыто (какой?) тёмной синей тучей (т.п.). В (….?) зимн… метель (… п.) путникам помогают вешки. Земля покрылась (….?) бел… пушист… скатертью (… п.). В (….?) тих… летн… ночь (… п.) мы развели костёр.
5. Вставьте пропущенные буквы в глаголы в прошедшем времени.
(Видеть) На параде мы видели новые самолёты. (Слышать, начать) Мы услыш…ли гром и нач…ли собираться домой. (Зависеть, бросить) От него не завис…ло, куда ветром брос…ло семена.
6. Найдите 6 орфографических ошибок.
Из деревне подороге идут колхозники. Около рощи они пошли по тропинки. На поляне свернули с тропинки и направились к речке. У речки в стоге сена сидела група ребят. Кругом тишь. На слабом ветру шелестят листя берёзки. На зилёной травке паслось весёлое стадо маленьких телят.
Занятие 50
Глаголы бывают I и II спряжения.
Глаголы I спряжения имеют окончания -ут (-ют), -ем, -ешь, -ет, -ете: колют, колем, колешь, колет, колете.
Глаголы II спряжения имеют окончания -ат (-ят), -им, -ишь, -ите: солят, солим, солишь, солит, солите.
1. Укажите спряжение глаголов и допишите их окончания.
- (они) учат (II спр.) — (ты) учишь — (он) учит
- участвуют (I спр.) — участвуешь — участвует
- рисуют (… спр.) — ……. — ……..
- сверкают (… спр.) — ……. — ……..
- клеят (… спр.) — ……. — ……..
- строят (… спр.) — ……. — ……..
- варят (… спр.) — ……. — ……..
- ходят (… спр.) — ……. — ……..
- шевелят (… спр.) — ……. — ……..
- пилят (… спр.) — ……. — ……..
- дремлют (… спр.) — ……. — ……..
- полют (… спр.) — ……. — ……..
- косят (… спр.) — ……. — ……..
2. Вставьте пропущенный мягкий знак.
Вечер. Сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидиш… и слушаеш… . Наконец встаёшь, с ногам забираеш…ся и уютно укладываеш…ся на кресло. «Ты опять заснёш…, Николенька», — говорит мама. «Я не хочу спат…», — отвечаеш… ей. А через минуту забудеш…ся и засыпаеш… .
(из отрывка Л.Н. Толстого «Детство»)
3. Поставьте вопросы к глаголам будущего времени.
Как только он (что сделает?) выздоровеет, мы (что ….?) уедем в деревню. Не по словам (….?) будут судить, а по делам. Скоро медведь (……?) будет искать берлогу.
4. Разберите слова по составу.
- Хватка — хватать — хватал — хватаешь — хватает
- поездка — ездит — ездил — ездишь — ездит
- лётчик — летать — летал — летаешь — летает
5. Допишите окончания имён прилагательных и вопросов к ним.
Люблю я (какую?) летнюю лунную ночь. Это случилось (…..?) тёпл… осенн…. ночью. Брат собрался в (…..?) дальн… дорогу. Мы поднялись на (…..?) верхн…. площадку.
6. Найдите 2 орфографические ошибки и 3 пунктуационные ошибки.
Адрес черники узнай у лохматых и хмурых елей. Зимляника любит расти по лесным опушкам, вырубкам, пригоркам. У грибов тоже есть свои адреса. Шампиньоны растут на полях у лесных дорог на огородах. Рыжыки растут под соснами, елями, пихтами, лиственницами. Опята растут на пнях на живых деревьях.
(По Н.Надеждиной)