На сегодняшний день существует масса методик по подготовке к аудированию. Все они нацелены на то, чтобы в кратчайшие сроки научить школьника воспринимать на слух английскую речь. Но ни одна из обучающих методик не даст результата без регулярных и систематических занятий. «Постоянная практика – вот ключевое условие успешной сдачи экзамена», — советуют педагоги .
При этом бездумное следование школьным обучающим методикам в данном случае оказывается нецелесообразным. Возникает парадоксальная ситуация: выпускник школы вынужден сдавать школьную программу английского языка, занимаясь при этом по технологиям, разработанным отнюдь не специалистами из Министерства образования.
Обучение аудированию в школьном формате ведет к тому, что ученик пытается перевести зачитываемый текст в режиме реального времени, но не успевает за педагогом, сбивается и теряет нить повествования.
Для того, чтобы он успевал воспринимать английский текст на слух, отрывок должен быть на несколько порядков проще того материала, который сдается в выпускном классе. Из этого следует вывод, что ученик способен с легкостью воспринимать лишь те лексические и синтаксические конструкции, которые он уже понимает, как родную речь, т.е., конструкции, не нуждающиеся для него в переводе.
Уровень владения языком среднего школьника гораздо ниже, и задания ЕГЭ по английскому языку не учитывают реалий школьного образования. Как всегда, необходимость искать выход из создавшейся ситуации ложится на плечи будущего выпускника. А решение проблемы может быть только одно – использование коммуникативных методик. В чем же они заключаются применительно к обучению техники аудирования?
Прежде всего, здесь нужна постепенность. Нельзя давать занимающемуся сложные задания, ему следует начинать с простых текстов. Важно сделать их прослушивание ежедневным, иначе проблему с восприятием речи на слух не решить.
Еще одна рекомендация — не нужно заучивать два-три значения многозначного слова, ведь неправильное толкование ведет к ошибкам. Ученик должен запомнить общий смысл слова, и в дальнейшем от него отталкиваться. Ему нужно отказаться от зубрежки и работы со словарем в пользу погружения в языковую среду.
Посещение англоязычных интернет-ресурсом, просмотр фильмов и чтение книг – все это дает возможность интуитивного восприятия языка. В данном случае включаются механизмы приобщения, а не сообщения, как это практикуется при обучении по школьным программам, уже доказавшим свою беспомощность.