Логопедия (от греч. lуgos — слово, речь и paideнa — обучение) – одна из отраслей педагогической науки, занимающаяся нарушениями речи, их преодолением и предупреждением с помощью коррекционного обучения и воспитания. Логопедия – это один из разделов специальной педагогики. Изучает симптоматику, причины, течение, структуру, механизмы нарушений речевой деятельности, а также методы коррекционного воздействия.
Профессия это относительно “молодая”, поскольку в прошлом дефекты дикции практически не считались сильным отклонением, а тем более – заболеванием. Большинство людей, имевших такие проблемы, “перерастали” их сами к 7 – 8 годам, остальные же продолжали разговаривать так, как получалось.
Впервые о попытках коррекции дикции и лечении нарушений мы можем прочесть в работах по сурдопедагогике в XVII в. (тогда при наличии нормального слуха дефекты речи не выделялись в особую проблему). Эти аспекты, равно как и проблема коррекции дыхательной системы, в то время составляли основное направление логопедии. По ходу расширения и углубления научных представлений о природе речевого аппарата и его деятельности направление и методика логопедии кардинальным образом изменились: на первый план выдвинулись педагогический и психологический аспекты.
Современная логопедия опирается не только на общие принципы дефектологии, но и взаимодействует с другими науками — психологией, языкознанием, физиологией, а потому рассматривает речь как сложное многофункциональное системное образование, оказывающее влияние на психическое развитие человека.
Первый опыт в лечении и корректировке речи принадлежит европейцам, жившим в XVII веке. Это были учителя, которые обучали слабослышащих и глухих детей. Если человек обладал хорошим слухом, но при этом выговаривал не все буквы, такую дисфункцию считали нормой и не пытались исправить. Из-за нехватки знаний и практических наблюдений, нарушения речи считались проблемой физического происхождения, поэтому лечили их медицинскими методами. И только в середине ХХ столетия специалисты-логопеды начали обращать серьёзное внимание на психологические аспекты данной проблемы.
На сегодняшний день речевые нарушения принято делить на нарушения устной речи (дисфония (афония), тахилалия, брадилалия, дислалия, заикание, дизартрия, ринолалия, афазия, алалия) и нарушения письменной речи (алексия, дислексия, аграфия, дисграфия). Специалистов в области речевых нарушений называют логопедами.
Логопед – это специалист по исправлению нарушений и дефектов речи у детей и взрослых. С помощью разработанных специальных методик и упражнений он учит говорить людей внятно, правильно и красиво: не “в нос”, правильно проговаривая звуки, не картавя и т. д. Логопед по сути своей — репетитор по правильной речи. Он показывает и следит за правильным положением губ и языка при произношении звуков, дает домашние задания по чтению текстов, подбирает нужные скороговорки, игры, упражнения.
Профессия логопеда требует недюжинного терпения. Тренировать застенчивых, закомплексованных, неуверенных пациентов каждый день может только очень настойчивый, упорный, целеустремленный специалист. Обычно занятия по коррекции речи занимают около пяти месяцев, а лечение сложных пациентов может затянуться на год и больше.
Работа, на первый взгляд простая, основывается на серьезной теоретической подготовке, знании патофизиологии речи и механизмов голосообразования. Однако, чаще всего логопедам приходится заниматься с детьми, поэтому будущим специалистам в этой области надо запастись не только терпением… Заглянуть вглубь себя, понять, насколько они готовы к работе с малышами, хватит ли доброжелательности, сдержанности, желания добиться нужного результата. Принять решение и… учиться, учиться, учиться!