Секретом ни для кого не является то, что к стихам ребенок привыкает и приобщается с самого раннего детства. Еще К. И. Чуковский, знаменитый детский педагог и поэт с иронией рассуждал, что среди взрослого поколения не очень много людей, увлекающихся стихами. А вот для детей, особенно совсем юного возраста, стихи очень востребованы и любимы…
Вспомните свои ранние годы, ведь всегда самыми любимыми книжками были именно те, в которых повествование шло в стихотворной форме. Эта пламенная любовь сопровождалась тем, что «молодое поколение любителей поэзии» выучивала наизусть целые книжки, которые без труда затем цитирует уже взрослое поколение. То первое знакомство с поэзией, которую дети воспринимают как норму речи человека, позволяет им самим непроизвольно помнить при выражении своих собственных мыслей и чувств.
Но постепенно, став учеником начальных классов, ребенок довольно часто быстро «освобождается» от природной тяги к красиво звучащей, ритмичной речи. И вот, чтобы не порвалась та хрупкая ниточка, связывающая ребенка с детством и той первоначальной тягой к поэзии, учитель должен правильно построить свой учебный процесс. Здесь очень важно показать юному читателю новые краски некогда любимых стихотворений. Сделать это необходимо тонко, не заглушая его природного интереса к поэзии. Ведь очень многие стихи, входящие в школьную программу классного чтения, очень любимы ребенком еще с детства. И здесь необходимо преподавателю это учесть. Надо попытаться несколько расширить его ранние представления о поэзии с эстетической точки зрения. Если это удастся сделать, то очень вероятно формирование его в дальнейшем как тонкого ценителя отечественной классики.
Как этого добиться и на что обращать внимание при работе? Учитель должен постараться настроить учеников на эмоции автора, выраженные в произведении, вызвав при этом и его эстетические переживания. Если этого не добиться, то последующая работа над текстом может оказаться бессмысленной. А для этого педагог вправе использовать статьи о поэзии и различные методические приемы. Он может ссылаться на возникающие личные переживания по поводу произведения, поведать об истории его написания, подробно остановиться на самой личности поэта, причем возможно более подробно поговорить о переживаниях и чувствах автора, повлиявших непосредственно на само произведение. И обязательно, уделить особое внимание выразительности чтения самого стихотворения. Только вдохновенное чтение создаст особую творческую атмосферу среди учащихся и вся работа не пойдет «вхолостую».