Ребенок, достигнув шести- или семилетнего возраста, попадает в свой первый жизненный университет – школу. Тем самым он совершает масштабный шаг вперед, вступая в новый период своего детского развития. Его положение и внутренний мир подлежат существенным изменениям. С одной стороны, круг его общения кардинально расширяется, в который постоянно вовлекаются новые люди. С ними у ребенка устанавливается, различная, как правило, психология отношений.
С другой стороны, у ребенка, перешедшего в статус младшего школьника, значительно расширяется и сама тематика общения с внешним миром.
Посмотрим, что происходит? Ребенок попадает в школьный класс. А это уже маленький коллектив учащихся, с которым работает сразу несколько педагогов, давая им знания по различным дисциплинам. Психолог в этом случае, с точки зрения теории, объяснил бы, что класс — специально организованная детская группа, где ученики объединены одним на данном возрастном этапе – учебой. Причем класс – вполне целостное образование, со своими «законами», свойствами и особой структурой. Продолжая на все это смотреть с «психологической» точки зрения, становится понятна и та социально значимая роль, которая уготована каждому первокласснику – ответственная роль ученика. Для ребенка наступает очень важный и волнительный момент, когда среди огромного числа новых знакомых сверстников и одноклассников ему необходимо будет правильно распределить свои силы, научиться подчинять свои желания и поведение тем требованиям, которые, в целом, предъявляются самой школой и ее преподавательским составом. Другими словами, у ребенка появляются, как принято говорить, определенные права и обязанности. Все это приводит к изменениям самого первоначального характера его отношений с окружающими людьми.
Тут для ребенка главное не потеряться, поскольку на него обрушивается огромное множество впечатлений и информации, тесно связанных с его новым статусом ученика, распорядком дня, обязанностями. Лишь со временем ребенок адаптируется к новым реалиям, начиная присматриваться к своим одноклассникам, их общениям, разговорам и отношениям друг к другу. И здесь важная роль должна принадлежит учителю, который благодаря своему опыту и знаниям должен как можно безболезненно адаптировать учеников к «новой» жизни.