Очень часто первого сентября, в праздничный день, уроков еще не ставят, заменяя их одним “классным часом”. Это время, когда классный руководитель может пообщаться на выбранные им темы со своими учениками. Классные часы проводятся и в течение года, но классный час 1 сентября бывает особенно важен и для учителя, и для учеников…
Классный час первого сентября можно посвятить конкурсам, имеющим развивающий и в чем-то “психологический” уклон. Ряд принципов этих конкурсов заимствован из принципов корпорационного “тим-билдинга”. Это поможет сплотить класс, начиная с 1 сентября. Такие конкурсы на укрепление взаимоотношений и развитие эмоциональных связей будут как никогда кстати. Эти конкурсы можно проводить и среди младших школьников, и в основном звене.
1. Художники. Этот конкурс подходит для детей всех возрастов и направлен на сплочение аудитории, поддержку соревновательного духа и командной работы. Класс делится на три-четыре группы, каждой из которых раздается задание на свернутом листке бумаги – нарисовать тот или иной довольно простой предмет, в котором должен быть ряд обязательных деталей (например, дом, корабль и т.п.). Каждый человек в группе рисует одну-две детали на общем листе, затем рисунки демонстрируются всему классу и другие группы угадывают, что именно было нарисовано.
2. Слепые. Старая психологическая игра на доверие и ответственность: класс разбивают на пары по двое человек, один из которых становится “слепым” – ему завязывают глаза, – а другой его “поводырем”. Каждая пара бродит по классу или рекреации, слепой следует указаниям поводыря, а поводырь следит, чтобы тот ни на что не наткнулся. Потом они меняются. После конкурса необходимо обсудить, что именно чувствовал каждый, будучи и слепым, и поводырем. Для малышей этот конкурс не подходит.
3. Фантазии. Каждый ученик сообщает по очереди какой-либо факт из своей жизни; он может быть или выдуманным, или реальным. Задача остальных – угадать, фантазия это или правда. Веселая командная игра в шарады: команда противников загадывает слово одному из игроков другой команды, и тот показывает его при помощи жестов и движений. “Крокодил” во многих школах стоит наравне с, например, “Что Где Когда”, и по нему даже устраиваются турниры, но в этом конкурсе победу можно не определять.