Угадайте о чем речь…
На столбе висят три глаза,
Мы его узнали сразу.
Каждый глаз, когда горит,
Нам команды говорит:
Кто куда поехать может,
Кто идет, а кто стоит.
Да, это светофор. Что вы знаете о светофоре?…
Красным глазом засияет – нам идти не разрешает,
А зелёный глаз зажжёт – иди смело, пешеход!
- А вы знаете, что … Первый светофор был установлен 10 декабря 1868 года в Лондоне. Его изобретатель — Дж. П. Найт. Светофор имел 2 сигнала.
- А вот первый трехцветный светофор появился в Детройте и Нью-Йорке в 1920 году.
- В Лондоне установлен памятник светофору, который выглядит как целое светофорное дерево.
- В Праге есть светофор для пешеходов, который расположен на уникальной узкой улочке. Так как на ней сложно пройти двум людям одновременно, светофор регулирует поток идущих с разных концов улицы прохожих и имеет только два цвета.
Вы догадались о каком звуке мы сегодня будем говорить? Да, это звук [с]. Первый звук в слове светофор. Какой это звук? опишите его….
1. «Кто внимательный?»
- Найдите одинаковый звук в словах: слон, миска, лиса, автобус, Карлсон, Самоделкин.
- С какого звука начинаются слова: стул, санки, собака, сорока, сыр, смородина?
2. «Узнайте звук»
- Поднимите правую руку, если услышите в словах звук [с] (слоненок, Зоя, санки, матрос, золото и т. д.).
- Хлопните в ладоши один раз, если услышите звук [с] (цыпленок, стриж, цапля, щенок, чиж, сын).
3. «Кто больше?»
- Придумайте слова, в которых есть звук [с]. (Снегурочка, снеговик, снежные горы, подснежники, санки, солнце и т. д.)
- Назовите дни недели, месяцы, времена года, в которых есть звук [с]. (Среда, суббота, воскресенье; август, сентябрь; весна, осень.)
- Придумайте слова, в которых звук [с] находится в начале (Света, Саша), в середине (паспорт, трасса), в конце слова (час, кросс, лес).
- Назовите предметы в классе, в названии которых есть звук [с]. (Стол, стул, доска.)
- Подберите игрушки, в названии которых есть звук [с].
- Учитель показывает картинку и просит назвать как можно больше предметов со звуком [с].
4. Доскажи словечко
- Взял дубовых два бруска,Два железных полозка,На бруски набил я планки.Дайте снег. Готовы… (санки)
- И в море не купаются,И нет у них щетинки,А все же называютсяОни – морские… (свинки)
- Жил-был маленький щенок.Он подрос, однако,И теперь он не щенок –Взрослая… (собака)
- Филиппок за окунькомВ речку лезет босиком.Очень хочет ФилиппокОкунька загнать в са… (сачок)
- Больше всех на суше он,Очень, очень добрый… (слон)
- Зимой на ветках яблоки!Скорей их собери!Но вдруг вспорхнули яблоки,Ведь это… (снегири)
- На шесте – дворец,Во дворце – певец,А зовут его… (скворец)
- Небольшая пестрая птицаНе боится зимой простудиться.Угощение наше ей снится,Прилетает к нам часто… (синица)
- Грянул гром, веселый гром,Засверкало все кругом!Рвутся в небо неустанноРазноцветные фонтаны,Брызги света всюду льют!Это праздничный… (салют)
5. «Сочиним сказку»
Жили дружно две девочки. Одну из них звали так, что в ее имени был звук [с]. Как ее звали? Правильно, одну из девочек звали ….. .
В имени другой девочки был звук [з]. Как ее звали? Верно, вторую девочку звали ……
У С…. были такие игрушки, в названии которых есть звук [с]. Какие игрушки могли быть у Светы? А у Зои были игрушки, в названии которых есть звук [з]. Какие игрушки могли быть у Зои? ……
6. Слушаем и отвечаем
В саду
Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски, две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и автобус. А Оксана – снеговика, санки и маленькую собачку.
Вопросы. Что вынесли в сад дети? Как звали детей? Что принес Вася? Куда сели дети? Что нарисовал Вася? Что нарисовала Оксана?
7. «Слоговой аукцион»
Назовите имена детей со слогами «со», «са».
О т в е т : Соня, Саня, Саша.
8. «На одну тему»
Продукты …..(сыр, сметана, салат, сосиски, сахар, сливы, сливки, свекла).
Спорт …..(стадион, судья, счет, санки).
Животные…. (слон, собака, сурок, суслик, синица, скворец)
9. «Наоборот»
Назовите слова, противоположные данным словам по смыслу (антонимы), которые начинаются со звука [с].
Мир – (ссора), трусливый – (смелый), пасмурный – (солнечный), легкомысленный – (серьезный), открытый человек – (скрытный), соленый огурец (свежий), тесная обувь – (свободная), кислое яблоко – (сладкое), горькое лекарство – (сладкое).
10. Слушайте внимательно стихотворение, если вы услышите звук [с] поднимите вверх руку.
Дальний лес стоит стеной.
А в лесу, в глуши лесной,
на суку сидит сова.
Там растёт усни-трава.
Говорят, усни-трава
знает сонные слова.
Как шепнёт свои слова,
сразу никнет голова.
Я сегодня у совы
попрошу такой травы:
пусть тебе усни-трава
скажет сонные слова.
А вот и счастливая буква С в сапогах, наверное, она ходила по слякоти, или по снегу – сапоги то чистые!
11. Найди спрятанные буквы С. Обведи их.
14. «Слово рассыпалось»
- Соберите слово из букв: к а р и н о с. (Соринка.)
- Придумайте из шести букв шесть слов, из десяти букв – десять слов, которые начинаются с буквы С.
с о е а н л
(Слон, село, села, сон, сено, сало.)
с н а а р о м л т е
(Смена, сера, сом, сел, стол, сор, слон, сметана, село, сало.)
15. «Слоговое лото»
- Прочитайте слоги и составьте с ними слова: си- ; се- ; сы- .
- Придумайте слова, в которых слог -са- первый или последний. (Сани, сало, коса, оса.)
- Прочитайте стихотворение, добавляя слоги к слову сок:
Ребята пили сладкий сок.
Слог пе- добавим – стал… (песок).
А но- пришло – уже… (носок).
А если ку- – читай… (кусок).
Со слогом ле- прочтем… (лесок).
Туда пошли мы на… (часок).
16. «Слова-невидимки»
– Я толстоногий и большой.
С – – –
– Я там, где боль. Я – ах, я – ой!
С – – –
– На мне кузнечики звенят.
С – – –
– А я конечный результат.
С – – –
О т в е т : слон, стон, стог, итог.
17. «Дополните слово»
Стол (столб), сон (слон), спор (спорт), село (седло), сок (носок), свет (совет), сев (север).
18. «Малышки-коротышки»
Мы – малышки-коротышки
Будем рады, если ты
Поразмыслишь и отыщешь
И начала и хвосты.
-Сто-
О т в е т : стол, столовая, росток, сторож, восток, стоянка, сток, сторона, расстояние.
19. «Полсловечка за вами»
Соедините стрелочкой левые слова с правыми, чтобы получились новые слова.
сено опыт
сад яр
след овод
стол вал
О т в е т : сеновал, садовод, следопыт, столяр.
20. «Отнимаем по букве»
– Со мною все знакомы близко,
Моя племянница – сосиска.
– – – – – с –
– Поверьте мне: когда сажусь,
Я выше ростом становлюсь.
С – – – – –
– Не выдам я своих примет,
Но знай: в меня замок продет.
С – – – –
– Сошлись бойцы в упорной схватке,
Друг друга бьют, надев перчатки.
– – – с
– Вишневый, яблочный, томатный,
Я и полезный, и приятный.
С – –
П р и м е ч а н и е. В каждом последующем слове те же буквы, что и в предыдущем, но только на одну меньше.
О т в е т : колбаса, собака, скоба, бокс, сок.
21. «Веселая арифметика»
С + мелкое место поперек реки = ? (Сброд.)
С + домашнее животное с мягкой пушистой шерстью = ? (Скот.)
С + хвойный лес = ? (Сбор.)
С + спрятанные ценности = ? (Склад.)
С + место стоянки судов = ? (Спорт.)
С + тонкая ветка = ? (Спрут.)
С + дом для отдыха = ? (Сдача.)
22. «Наборщик»
Из букв данных слов образуйте новые слова.
Спорт (порт, сорт, сор, рост, спор, рот, торс);
Самолет (лето, масло, сало, мед, мало, мал);
Столяр (стол, сто, яр, рост, трос).
23. «Волшебная цепочка»
1. Изменяя одну букву в словах свет, сок, соль, образуйте новые слова:
свет – цвет; сам – сом – сор – сок – сук – суд – суп;
сок – сон – сор – сыр – сыч; соль – роль – боль – быль.
2. Как из супа сделать борщ?
Суп – сук – сок – бок – бор – борщ.
24. «Три слона»
1. Этот слон белоголовый на столе живет в столовой.
С – лон – –
2. Этот бдителен всегда, он разводит поезда.
С – – – ло – н – –
3. Этот огненного цвета в час заката и рассвета.
– – – – с – лон
О т в е т : солонка, стрелочник, небосклон
Буквой повис над домом. Возьми жёлтый карандаш и закрась те части рисунка, в которых ты видишь буква С.
Пословицы и поговорки
1. Сила сломит все, а ум – силу.
2. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
3. Слово – серебро, молчанье – золото.
4. Старый друг лучше новых двух.
5. По секрету всему свету.
Словарь
- Саванна — африканская степь, находящаяся в зоне субтропиков.
- Симпатия — благожелательное отношение к кому-л., чему-л.
- Созидание — деятельность, направленная на создание, строительство чего-либо.
- Суета — торопливые и
беспорядочные хлопоты. - Схема — чертеж, изображающий систему, устройство чего-л.