Одни самых актуальных проблем в современных общеобразовательных учреждениях «как формировать УУД» и «низкая мотивация детей к учебе»…. Итак, ещё раз о мотивации…
- Бывает мотивация достижения («Я хочу») и мотивация избегания («Я не хочу»)
- Бывает мотивация долговременная («Всегда») и кратковременная («Сейчас»)
На какую мотивацию опираетесь Вы? Чем мотивируете детей к учебной деятельности?
Типичные ошибки учителя
Ошибка 1. Мотивация избегания («Если Вы не выучите эти формулы, экзамен сдать не сможете! До тех пор, пока не напишете реферат, четвертную оценку не получите!…»).
Мотивация избегания долговременной не бывает – это закон! Под страхом наказания возникает не желание учиться, а поиск лазеек, способов избежать наказания (списать, скачать в Интернете, притвориться больным и т.д.).
Ошибка 2. Мотивация пользой конкретных знаний («зная эту формулу, вы сможете…»). На первый взгляд, мотивация достижения, а на самом деле – избегания («а не зная эту формулу, вы не сможете…).То же самое запугивание, но в другой обертке.
Ошибка 3. Мотивация должна обязательно присутствовать на каждом уроке, в явном виде (то есть, как этап урока – «сначала нужно хорошенько мотивировать, а потом уже учить»).
Так как же решить проблему с мотивацией раз и навсегда, и не забивать себе голову этим вопросом перед каждым уроком?…
Есть 2 группы факторов, которые влияют на мотивацию в любом виде деятельности.
Первая группа связана с удовлетворенностью условиями деятельности. Это физиологические потребности (потребность в движении, например), потребность в безопасности (никто не обидит, не оскорбит, не обругает), принадлежность к группе, признание, дружба, доверие, любовь. Отсутствие или недостаточная степень выраженности этих факторов приводит к неудовлетворенности условиями деятельности, а без этого говорить хоть о какой-либо познавательной мотивации бессмысленно.
Другими словами, обязательным условием для познавательной активности является полная удовлетворенность условиями учебы. Дайте детям возможность свободно двигаться, возможность выходить из класса при необходимости (не поднимая руку и не спрашивая разрешения), возможность общаться друг с другом (не мешая остальным), возможность советоваться и делиться сомнениями, право рассчитывать на помощь и так далее.
Правило здесь одно: чем больше запретов, тем хуже всем, тем ниже инициатива, тем призрачнее надежда достичь высокого уровня познавательной мотивации.
Но эти условия не мотивируют, поэтому необходимо наличие второй группы.
Вторая группа – это мотивирующие факторы, связанные с характером и сущностью самой деятельности. Сильнейшими стимулами в этой группе являются достижения и признание этих достижений. Создайте условия для достижений, отмечайте эти достижения, говорите о них, превратите процесс учебы в цепь маленьких побед, и тогда Ваши ученики будут полны энтузиазма в своих познавательных инициативах, не задумываясь о практических выгодах получаемых ими знаний.
Источник www.protema.ru