С введением в образовательных учреждениях федеральных государственных образовательных стандартах изменились и требования к учителю. Теперь от учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса умений. Чтобы выполнить эту задачу наиболее эффективно, учителя применяют на уроках современные образовательные технологии.
Одной их таких современных образовательных технологий является технология проблемного обучения.
Универсальность технологии проблемного обучения в том, что открывать знания можно в любом возрасте и в любой предметной области.
Открытие знания — это творческий процесс, который состоит из 4-х этапов: постановка проблемы, поиск решения, описание решения и реализация.
В начальной школе учитель сам создает проблемные ситуации открытия нового знания — столкновение с вполне конкретным противоречием. Если у учащихся возник эмоциональный отклик (возникший «с удивлением» или «с затруднением»), это значит — проблемная ситуация обозначилась.
Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное» (задача найти «связь» между известным и неизвестным).
Проблема должна быть доступной пониманию. Учебная проблема существует как тема урока или как несовпадающий с темой урока вопрос, ответом на который и будет новое знание.
То есть вывести детей на проблему, это значит помочь с формулировкой темы урока или помочь с вопросом, который не сходный с темой.
Вот несколько приемов создания проблемных ситуаций…
Проблемные ситуации с “удивлением”
Приём 1. Предъявить одновременно противоречивые факты или точки зрения. Реакция учителя: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?», «Сколько существует точек зрения?»
Например, урок русского языка. Весть, известие, вестник, известный, известно. «Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? Какой возникает вопрос? Почему в некоторых словах «т» не произносится? Какую тему мы сегодня на уроке будем обсуждать?»
Например, урок математики.На доске запись: 2 + 5 х 3 = 17 и 2 + 5 х 3 = 21. Учитель: «Вы удивлены. Почему?»
Например, урок окружающего мира. Таня утверждает, что «Грибы не могут передвигаться, значит, это растения», а Петя: «Грибы не зеленые, значит, они животные». Учитель: «Кто прав?» Какой возникает вопрос? Что такое грибы: растения или животные? Итак, тема урока…?»
Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью практического задания или вопроса — «Сколько же в нашем классе мнений?»
Например, урок окружающего мира. Учитель: «Ольга с родителями на зимние каникулы поедет в Санкт-Петербург, а Миша в Австралию. Помогите им собрать вещи. Задание одно, а почему вариантов несколько? Чего мы не знаем? Какая сейчас погода в Австралии?»
Например, урок русского языка. Учитель: От слов «груз», «помощь» и «буфет» образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик. Прочитайте, какие слова у вас получились.
Почему так вышло, что несколько вариантов? Какой будет тема урока?»Пример, урок математики. «Решите выражения: 367 — 143, 534 — 216, 328-174. Решили? Почему вы не смогли решить последнее выражение? (или почему разные значения)? Значит, какие примеры будем учиться решать?»
Приём 3. Сначала следует обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку». Затем предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности. «Вы думали это так? А как на самом деле?»
Например, урок русского языка. «На доске два столбика слов: красивый, солнечный, легкий; красиво, солнечно, легко. Что вы можете о них сказать? Да, это родственные слова. Да, в I столбике прилагательные, а во II — наречия. Разберите по составу слова.
Проверим. Вспомните, что такое наречие? Тогда у наречий чего не может быть? Вы сначала думали по поводу «о»? А что оказалось потом? Какой вопрос возникает? Что же такое «о» в наречиях?»Например, урок окружающего мира. «Как вы думаете, много ли растений в пустыне? Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи.
(Зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле). Как мы привыкли представлять себе пустыню? А как на самом деле? В чем мы должны разобраться? Как растения приспосабливаются в пустыне?»
Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»
Приём 4. Дать практическое задание, не выполнимое — «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?»
Например, урок математики. «Решите 3 + 3 + 3 + 3 = . (Затем дается задача: «На одном джемпере 6 пуговиц. Сколько пуговиц надо приготовить, чтобы пришить на 26 джемперов?» — практическое задание, не выполнимое второклассниками вообще.
Приём 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими — «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?»
Например, урок математики. » На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите сначала однозначные числа и умножьте их на 5. Затем выпишите двузначные числа и тоже умножьте их на 5. Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего? Какова же будет тема нашего урока?»
Не буду вас убеждать, что если учащиеся сами участвуют в формулировке темы, урок будет интереснее, а значит и познавательная активность учащихся увеличится в разы.
Действительно, торжественно объявленная учителем новая тема в большинстве случаев не интересна ученикам, и получается скучный традиционный урок. Где же выход? В «ярком пятне». Это могут быть притчи, легенды, сказки, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки или повседневной жизни. Словом, интрига!
Например, урок обучения грамоте. «Послушайте стихотворение. Определите, какие звуки произносятся чаще?
В мяч играют медвежата.
— Можно мне? — спросила мышка.
— Что ты, ты еще малышка!«Верно, чаще слышатся звуки [м], [м’]. Так какая тема сегодняшнего урока?»
Например, урок окружающего мира. «Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдет речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где-то…
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили? Что это за материк, где все наоборот? Так какой материк (и страну) будем изучать?»