Рассматривая школьные исследования, как часть учебно-воспитательного процесса, мы автоматически представляем себе класс старшеклассников, к примеру, на уроке физики. Так сложилось, что школьная программа значительно обходит стороной внедрение исследовательских задач в младших классах. А зря. Ведь именно в таком возрасте дети более всего стремятся к изучению чего-то нового, активно поглощают свежие знания. Поэтому непременно нужно развивать исследовательские способности учеников младших классов.
В каких отраслях знаний задействовать юные умы? Посмотрим…
Уже со второго класса можно проводить элементарные химические опыты. Не нагружая детский мозг сложными формулами, дайте поработать ему с простейшим оборудованием. Если школьной программой не рассчитано такое, то заказать лабораторное оборудование можно через интернет, заручившись поддержкой родителей. Подробнее тут. Не пасуйте перед ложными трудностями, а помогите развиться ребенку.
Не все дети великие химики и физики, кто-то впоследствии может проявить себя в литературе или живописи. Возможно, стоит таким деткам предложить несколько тем, по исследованию истории музыки, искусству портрета, фантастической прозы. Исследования могут быть длительные. Когда нужно разобрать несколько направлений заданной работы, учесть мнение людей, подобрать специальную литературу. Такие работы могут проводиться локально, в кругу группы из 1-3-х человек, или масштабно — разделив класс на 2-3 подгруппы.
На начальном этапе детям нужна поддержка учителя. Он помогает выбрать тему, определить задачи и цели, организовать процесс исполнения и защиты исследовательской работы.
Цель учителя — стимулировать потенциал школьника, научить работать самостоятельно и в группах, развить навыки и способности сортировки главного от второстепенного.
Если с 1-го по 3-й класс такие работы носят коллективный характер, то уже через пару лет большинство деток могут четко определить, какие предметы и темы в них им более интересны. Главное помнить, что исследование должно быть по плечу учащемуся и нести в себе полезные знания, увлечь ребенка.
Один из важнейших моментов — итог работы. Будь то химические опыты или эмпирические исследования, не стоит заслушивать выступление школьников в форме простого урока. Можно преподнести все в виде конференции, круглого стола. Тогда это дополнительно будет стимулировать развитие ораторских навыков ученика, уменьшит боязнь публики.
Направление исследовательских работ почти безгранично. Это общество и человек в частности, живая природа и культура, Земля и Вселенная, техника и наука, искусство и история, и многое другое. Все это не должно обходить юных школьников стороной, оставляя лишь отголоски стандартной учебной программы. В 21-м веке, обществу требуются выпускники современных школ с высококачественными способностями.