На протяжении всей жизни человек взаимодействует с окружающим миром, и проявляется это в решении жизненно важных задач. Проводя манипуляции с предметами, ребёнок совершает первые открытия, постепенно проходя этапы индивидуального развития. В связи с переходом образовательных учреждений на новые Федеральные государственные образовательные стандарты в начальной школе, в педагогических кругах всё чаще слышны мнения на тему современных детей, нестандартности их восприятия.
Повсеместное внедрение компьютерных технологий меняет мышление ребенка. Традиционной педагогике необходимо справиться с требованиями, предъявляемыми ребёнку современным обществом. Как помочь школьнику в осмыслении полученного собственного опыта?
Ответим однозначно — необходима работа с мыслительными способностями ученика. Он должен постоянно действовать, и только тогда будет освоен способ переноса усвоенного знания в новую среду. Как создать такой тип педагогической деятельности, который позволит ребёнку самостоятельно находить выход из незнакомой ситуации? В первую очередь, необходимы изменения в деятельности самого педагога.
В традиционной системе образования профессионализм учителя заключался в постановке перед учеником задач на запоминание материала или алгоритма действия. Вследствие этого совершенствовался один способ действия – воспроизведение по образцу. По словам В.В.Давыдова, «традиционное начальное образование культивировало у младших школьников основы эмпирического сознания и мышления, или, как принято говорить в психологии, наглядно-образного или конкретного мышления…»[3,с.27] И с этим нельзя не согласиться, ведь основной задачей традиционного урока было усвоение теоретических знаний, в ходе которого не предусматривалась работа с мыслительной деятельностью. Современная педагогика преобразует современный урок, и требует от учителя постоянных изменений: достаточной гибкости, точности задаваемых вопросов, умения вовлечь в учебную деятельность всех учащихся одновременно, гармонично выстроить урок, и, при необходимости, изменить его структуру, задачи. Освоение такой формы урока осложняется тем, что педагогам, работающим долгие годы в традиционной системе, нелегко перейти на новый стиль работы.
Почему учителя начальной школы отдают предпочтение именно задачной форме обучения, ведь в мыследеятельностной педагогике существуют и другие технологии. Использование ЗФО помогает ученикам начальной школы не только овладеть системой понятий, но и научиться использовать причинно-следственные связи, самостоятельно выводить правила и алгоритмы действий — это важные условия формирования школьной успешности и самореализации. Работа в ЗФО предполагает использование следующей организационной схемы для прохождения этапов мыследеятельности: понимание условий, первичная схематизация условий, выдвижение идей способа, моделирование и осуществление способа, рефлексивный анализ [2]. Единицей работы в задачной форме является ситуация учения – обучения. Учащиеся включаются в «живую ситуацию» урока, где самостоятельно выводят некий алгоритм действий, который схематично фиксируется на доске. Этот алгоритм успешно применяется для решения подобных заданий. Наличие у ребенка такого способа позволяет ему «замыслить» действие, но здесь его подстерегает задание – «ловушка», выполнение которого невозможно подогнать под алгоритм, оно требует поиска новых средств и решений. Ребята изучают ситуацию с разных сторон, происходит взаимодействие, в процессе которого выдвигаются образцы выхода из смоделированной ситуации и вывод нового способа.
Одним из центральных приёмов в мыследеятельностном подходе является технология сценирования. Учитель, как режиссер современного урока, фиксирует возможные вопросы и ответы детей, как бы предугадывая ход развития учебной ситуации. В этом прослеживается кардинальное отличие технологии сценарного замысла от традиционного планирования, которое рассчитано на жёсткую увязку этапов урока. Учителя нашего Центра ни один год тренировались в разработке сценариев, и сейчас, когда непонимание осталось позади, уроки в начальной школе стали эффективнее, они интересны для ребят.
Уроки в технологии сценирования, несомненно, повышают мотивацию учащихся. И даже, находясь дома, ребята пытаются найти ответ на задания, вызвавшие затруднения. Принципиальным отличием задачной формы организации учебного процесса от традиционной организации является создание такой ситуации, когда ученик понимает, что имеющихся знаний недостаточно для решения поставленных задач. В процессе развёртывания учебной ситуации учащиеся начальных классов включаются в педагогический процесс, выстраивая своё личное отношения к предметам, находя свой личный смысл.
Современный педагог должен предоставлять возможность своему ученику проверить полученные знания и умения. Одно из средств реализации знаний ребёнка — всероссийская олимпиада школьников, творческий конкурс. Так, Центр педагогического мастерства «Новые идеи» является организатором олимпиад для начальных классов, различных конкурсов для педагогов и детей.
Задания олимпиад и викторин на www.konkursidei.ru разработаны с целью максимально раскрыть умственный потенциал школьника, заставить его мыслить, самостоятельно находить решения поставленных перед ним задач. Награда для ребёнка – полученный результат и красивый диплом для портфолио.
Мыследеятельностный подход используют не только учителя начальной школы, но и такие специалисты как логопед и психолог. Педагог – психолог работает в тесном контакте с учителями, поскольку, помимо формирования у детей понятий, встает задача развития способностей, навыков коммуникации и самоорганизации.
В логопедической практике задачная форма применяется на занятиях по обучению рассказыванию, формированию лексико-грамматических средств языка для учащихся с общим недоразвитием речи. При обучении детей с речевым недоразвитием особое внимание уделяется развитию пониматийной функции речи, ведь многие ребята не могут объяснить смысла прочитанного. Приведём отрывок из такого урока на примере рассказа В.Осеева «Плохо». Учитель-логопед объявляет название и зачитывает рассказ, предлагая учащимся назвать действующих лиц — героев рассказа. Картинки с главными героями появляются на доске. Учитель задаёт вопрос, почему рассказ называется «Плохо». Происходит выдвижение версий. Ребята предполагают, что кто-то из героев поступил плохо. Тогда поступает другой вопрос «Кто же из действующих героев поступил плохо?» Мнения расходятся. Одни считают, что поступила плохо женщина, которая поругала мальчиков, другие – собака, которая лаяла на котёнка, а третьи скажут, что плохо поступили мальчики, которые остались равнодушными к происходящему. Начинается голосование. Дети предлагают варианты ответов и помещают на доску магнит рядом с картинкой того героя, который, на их взгляд, поступил плохо. От педагога поступает вопрос: «У кого из героев больше магнитов и почему?» Оказывается, что большее количество магнитов набрали мальчики. Учитель побуждает к обоснованию того мнения, что поступили плохо именно мальчики. Все умозаключения выстраиваются с опорой на заранее заготовленную схему речевого высказывания с целью формирования связного, грамматически оформленного предложения. Педагог предлагает поделиться на группы и определить, что нужно сделать, чтобы рассказ назывался по-другому. Тогда учащиеся включаются в коммуникативную деятельность по изменению сюжетной линии рассказа и предлагают варианты выхода из ситуации, а логопед, в свою очередь, побуждает к полному и распространённому оформлению высказывания. Ставится вопрос: «А была ли в вашей жизни подобная ситуация, когда вы столкнулись с несправедливостью?» Ребята рассказывают ситуации из своего личного опыта, опираясь на принятую схему высказывания. В процессе такой деятельности происходит анализ ситуации, осознание своего личного места в ней. В заключении занятия учащимися делается вывод, что все озвученные ситуации связаны с тем, что люди не помогают друг другу и это очень плохо. Появление личного смысла произведения происходит тогда, когда учащийся может самостоятельно определить тему рассказа, выделить предмет текста, его героев, логично и последовательно воссоздать события рассказа в полном объёме. Подобные учебные ситуации позволяют логопеду не просто автоматизировано тренировать речь учащихся, а работать с пониманием, которое способствует осознанию значимости предложенных ситуаций для каждого учащегося, формированию его индивидуального жизненного опыта.
Так осуществляется работа в мыследеятельностном подходе. Да, именно работа, ведь мыслительная деятельность всех участников педагогического процесса – колоссальный умственный труд, результатом которого является приобретение нового жизненного опыта.
Внедрение Нового Федерального Стандарта в начальной школе побуждает к изменению знаниевой парадигмы в деятельностную. И так как Федеральный Стандарт имеет рамочный характер, для педагогов открывается уникальная возможность самостоятельно выбрать содержание и наполнить его интересными формами работы. На наш взгляд, научиться работать с мышлением ребёнка – это первостепенная задача учителя, работающего в русле современной педагогики.