Всего несколько десятилетий назад в школу принимали детей, достигших полных 7 лет. Со временем ситуация изменилась. В соответствии с законодательством РФ теперь ребенок может быть записан в первый класс общеобразовательного учреждения, как только ему исполнилось 6 лет. Современные родители нередко торопят события и начинают искать всевозможные пути подготовки ребенка к школе задолго до этого возраста. Причины такой спешки очевидны.
Многие хотят попасть в «лучшую» школу района или города, непременно гимназию или, в крайнем случае, в класс с углубленным изучением иностранного языка, где нередко проводится негласное тестирование, по результатам которого происходит зачисление. Опасаясь, что чадо не справится с заданиями, родители едва ли не с рождения записывают малыша на многочисленные развивающие занятия, стараясь заполнить все свободное время ребенка. Кроме того, во многих школах практикуются платные курсы подготовки детей к школе, которые могут длиться от 1 года до трех лет и позиционироваться как обязательное условие для поступления в определенное учреждение. Процесс подготовки и поступление в школу очень важны для родителей и ребенка, поэтому к вопросу подходят со всей ответственностью.
Следует заметить, что по законам РФ запись во все школы по месту жительства в настоящее время осуществляется через портал государственных услуг. Таким образом, учебное заведение не имеет права отказать в записи. Сейчас несколько школ объединены в единый образовательный комплекс, в котором главным, как правило, является здание бывшей гимназии или лицея. Поэтому ребенок может быть записан в любую из школ комплекса. Выразить пожелания по поводу записи в определенный корпус или класс можно непосредственно в главном здании образовательного комплекса, написав заявление. Как же оценить готовность ребенка к школе, как подготовиться к школе правильно? Так ли необходимо заниматься этим специально, можно ли осуществить подготовку в домашних условиях самостоятельно?
Что должно быть развито?
Самым важным и необходимым критерием является социально-психологическая готовность ребенка к посещению школы. Будущий школьник уже должен уметь строить взаимоотношения со сверстниками, контролировать свое поведение, понимать и выполнять простые указания воспитателя-учителя, а также выполнять что-то, что ему не очень интересно, в течение установленного времени. Лучше всего научиться всему этому ребенок может, посещая детский сад или занимаясь в кружке или секции.
Следующий критерий – это психофизиологическая готовность будущего ученика. Здесь оцениваются такие качества как мелкая моторика, координация движений и ориентация ребенка в пространстве.
Важным компонентом успешности ребенка в учебной деятельности является и его интеллектуальные качества. Хорошо должны быть развиты образное мышление, словарный запас, а также логика.
Если ваш ребенок посещает детский сад, то, как правило, последние два года штатный психолог ведет психолого-педагогическую карту каждого ребенка, своевременно выявляя проблемы, корректируя их и сообщая родителям о готовности дошкольника к школе. У одних детей это происходит чуть раньше, к 6 годам, у других чуть позже – ближе к 7 годам.
Следует заметить, что для успешной социализации будущему школьнику все-таки необходимо привыкнуть слушать, понимать и выполнять указания постороннего (не родного) человека. Если по какой-то причине ваш малыш не посещает детский сад или вам кажется, что его развитие и подготовка в саду недостаточны, то организовать дополнительные занятия можно самостоятельно, подобрав необходимые развивающие пособия.
Что поможет в подготовке?
Примерный список дисциплин, которые предлагаются дошкольникам в качестве подготовки к школе обычно включает в себя математику, развитие речи, окружающий мир (мир вокруг нас), логику («интеллектику») и английский язык. Часто к ним в дополнение идут ритмика и рисование.
В магазинах, специализирующихся на учебной литературе, представлен огромный выбор обучающих пособий для любого возраста. Вы можете выбрать программу и автора на свой взгляд, а можете поинтересоваться у родителей нынешних первоклассников, по каким пособиям они занимались на подготовительных курсах при школе. Обратите внимание, что авторы учебников всегда пишут методические разработки, где перечисляют особенности методики и основные принципы работы с пособием. Внимательно изучив рекомендации к уроку и творчески подойдя к процессу, вы сможете привить ученику любовь к открытиям, воспитать желание не останавливаться на достигнутом. В человеке зародится любопытство, так необходимое юным исследователям и будущим ученым.
Как действовать взрослым?
Достичь хороших результатов в роли учителя и получить удовольствие от процесса обучения вам помогут несколько советов:
— Игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Проводите занятия в игровой, интересной для вашего малыша форме.
— Используйте учебный материал, подходящий ребенку по возрасту, например раскраски для девочек и для мальчиков .
— Делайте перерывы каждые 15-20 минут. После занятия обязательно дайте ребенку заняться тем, чем он захочет. Это поможет избежать переутомления и отрицательных эмоций, связанных с перенапряжением.
— Обеспечивайте регулярную смену деятельности будущего первоклассника. Дошколята часто не могут долго выполнять одно и то же действие. Это скучно, а значит утомительно и непродуктивно. Поэтому, если вы только что сравнивали предметы по признакам, то можно перейти к заданию «Соедини по точкам», а затем заняться штриховкой или прописью.
— Материал, который вы даете, должен непременно быть связан с жизнью. Вы можете предложить ребенку пофантазировать, где ему пригодится то или иное умение в будущем.
— Обязательно стройте планы на будущее. Расскажите вашему ученику о том, чему он обязательно научится на следующем уроке.
— Регулярно возвращайтесь к пройденному. Таким образом, новая информация перейдет в раздел долговременной памяти.
Огромное значение в формировании личности ребенка любого возраста играют книги. Читайте как можно больше. Книги могут быть разных жанров: поэзия, сказки, басни, мифы, повести. Чем разнообразнее тематика библиотеки ребенка, тем шире его кругозор.
Но какие бы учебники и кружки вы не выбрали, помните, что самым главным в развитии ребенка является его общение. Общение с родителями, друзьями, родными. Время, проведенное вместе, бесценно. Не упускайте его. Ходите в музеи и театры. Занимайтесь спортом. Гуляйте, играйте, путешествуйте, удивляйтесь вместе. Мастерите, вяжите, рисуйте и пойте вместе с детьми. Ведь никакие книги не научат жить так, как реальная жизнь. Соблюдая простые правила и занимаясь приятным для ребенка делом, подготовка к школе пройдет с легкостью.