История возникновения такого контроля знаний, как тестирование, насчитывает многие годы. А на сегодняшний день намечается стойкая тенденция перехода большинства преподавателей в оценке уровня и качества знаний и умений учащихся с помощью тестов по географии. Самым показательным примером в этом служит введение ЕГЭ по школьным предметам, который также представляет собой задания, разработанные в соответствии со структурой тестов…
Безусловно, такой вид контроля знаний, как тесты, необходимо применять на практике, но не стоит забывать и о других видах контроля. Все дело в том, что тесты не могут полностью оценить уровень знаний, как, например, это можно сделать при использовании такого вида работы, как устные развернутые ответы на вопросы.
Лишь один школьный предмет способен дать учащимся познания о планете Земля в полном объеме, этот предмет – география, в связи с этим ее просто необходимо изучать. При этом на уроках географии учителю приходится сталкиваться с некоторыми трудностями, так как объекты, о которых говорится, часто отличаются большой протяженностью, а это нельзя представить полностью, поэтому помогают различные наглядные пособия: карты, атласы, мультимедиа презентации. Причем, применение наглядности в обучении географии известно уже давно.
География изучает явления и отдельно, и обобщенно. В преподавании этого предмета необходимо применение нескольких методов одновременно, в противном случае знания будут разрознены и не закрепятся в памяти учеников. Но первостепенное значение все же отводится учителю, его живой и эмоциональной речи, правильности произношения и рациональному использованию времени урока. География строится на визуальном восприятии материала, поэтому при изучении определенных объектов следует показать их изображение на фото, видео, карте, схеме, глобусе.
Объясняя материал, касающийся отдаленных объектов, стоит привести примеры в сопоставлении с родной местностью, то есть провести связь обучения с жизнью, тем самым показав, что знание географии еще не раз пригодится в повседневной жизни. Можно попытаться смоделировать изучаемый объект, что также поможет закрепить материал. Применение на уроках географии макетов дает возможность сравнивать местный ландшафт и тот, о котором рассказывает учитель. Не стоит забывать и о таком методе, как географическая экскурсия, которые могут быть походом на определенный географический объект; исследовательскими, где ученики занимаются поиском информации самостоятельно, а затем представляют ее на уроке; и иллюстративными, когда учитель демонстрирует картинку или презентацию, или фильм во время своего рассказа классу.
Проверяя уровень полученных знаний, учителя географии прибегают к использованию тестов, что помогает выставить большее количество отметок, быстрее проверить выполненные задания. Но у тестов есть и свои недостатки. Они не дают возможность более конкретно определить области и темы, в которых было допущено больше всего ошибок, потому что многие ученики пишут ответы наугад. На сегодняшний день в силу того, что государственные экзамены проводятся в виде тестов, учителям необходимо больше внимания уделять этой методике. Тесты в российской школе еще не настолько востребованы, а многими педагогами они вообще игнорируются, так как создание правильных тестов требует больших затрат сил и времени.