SCRUM — это методология управления проектами, которая пришла в образование из IT-сферы и бизнеса. Разбираемся, как устроить в школе …
Что такое SCRUM?
SCRUM (от английского «схватка») — это способ управления проектами для команд. SCRUM помогает быстро достигать цели и гибко реагировать на изменение внешних условий.
Терминология SCRUM
Спринт (Sprint) — период, за который команда должна выполнить определенный набор задач и получить готовый промежуточный результат.
Дейли (Daily) — ежедневные встречи для планирования и координации
SCRUM-доска — инструмент, который позволяет следить за актуальными задачами
Бэклог (Product Backlog) — нераспределенный список всех задач
Принципы работы
Суть SCRUM — командная работа и грамотное распределение задач. Команда из 3 до 9 человек работает короткими циклами — спринтами (Sprints). Участники планируют ближайшие задачи, выполняют их и оценивают результат. Так повторяется снова и снова, пока изначальная глобальная цель не будет достигнута. Все задачи вносятся на специальную SCRUM-доску.
Основные принципы SCRUM:
Грамотное распределение ролей;
Спринты (период, за который выполняется часть работы);
Регулярные встречи и совместное планирование;
Совместное обсуждение результатов.
Работа по SCRUM происходит циклами. Команда собирает все задачи в бэклог (Backlog), а дальше распределяет их по спринту на одну или две недели (в зависимости от сложности). Ежедневно команда собирается на короткую планерку (дейли) и обсуждает планы на день. После каждого спринта команда обсуждает результаты работы и ставит новые задачи. А затем все участники делятся друг с другом тем, что им понравилось и не понравилось в проделанной работе (это называется «ретроспектива проекта»). Цикл повторяется, пока не будет достигнута конечная цель.
Как организовать SCRUM в школе
1. Распределите роли
Если руководитель (начальник, родитель или учитель) решает ввести SCRUM в процесс обучения, ему в первую очередь необходимо грамотно распределить ответственность в команде.
В состав команды SCRUM входят:
Scrum Master (скрам-мастер) — отвечает за качество рабочих процессов
Product Owner (владелец продукта) — отвечает за качество продукта
Developers (разработчики) — отвечают за процесс работы
Допустим, если учитель видит, что ребенок хорошо пишет или разбирается в материале, он может дать ему задачи под его компетенции. Роль eduScrum-мастера разделяют между собой учитель и капитан команды. В начале за ведение процесса больше отвечает учитель, а затем, по мере роста опыта команд, учитель передаёт все больше ответственности им и капитану.
2. Организуйте eduScrum-доску
eduScrum-доска — это общая таблица задач, поделенная на категории. В течение спринта команда расставляет на ней задачи и следит за их выполнением. В начале дня команда подходит к доске и распределяет оставшуюся работу.
Категории на доске могут распределяться по трем колонкам: «Надо» (To do), «В работе» (In progress) и «Готово» (Done). Основной принцип — наглядность. Ученики должны знать статус каждой задачи и помогать друг другу, когда возникает необходимость.
3. Назначьте eduScrum-мастера
eduScrum-мастер поддерживает командный дух и следит за соблюдением сроков. Он помогает решать конфликты в команде и разбираться с препятствиями в работе, следит за тем, чтобы все встречи проводились вовремя, отвечает за обновление eduScrum-доски и поддерживает рабочий настрой в команде.
Главное условие обучения по eduScrum — мастер не должен вмешиваться в рабочий процесс учеников. Они чувствуют свою ответственность и вовлекаются в процесс совместной работы. eduScrum-мастеру важно формировать и поддерживать атмосферу доверия и психологической безопасности в командах. Учитель должен давать возможность ученикам самостоятельно планировать свои шаги, принимать решения командой, совершать ошибки и не наказывать за них. Это может идти вразрез с устоявшейся моделью обучения в школах, поэтому такие уроки необходимо согласовывать с администрацией.