В одном из африканских племен существует занятный обычай «братания прическами». Когда юношам исполняется 15лет, их собирают на священной площади селения и обривают головы. Потом все собранные волосы тщательно перемешивают с глиной, формируют из полученной массы «парики» и раздают молодым воинам — теперь они братья и не имеют права поднимать оружие друг против друга. А вы знаете, что….
Слово «парик» итальянского происхождения. «Parrucca» — так называлась фальшивая прическа из волос (или шерсти животных), нашитых на матерчатую основу — монтюр. Ученые считают, что первые парики появились в жарких странах. Чтобы избежать неприятностей с паразитами, волосы приходилось сбривать. Но нещадно палящее солнце заставляло придумывать «покрытия для головы» — таким «спасательным кругом» и становились фальшивые прически — парики.
В Древнем Египте парики считались не «фальшивыми волосами», а очень нужным головным убором, который носили все. Правда, состоятельные египтяне украшали головы «уборами» из натуральных волос, а бедняки — из тростника.
Различались парики и по цвету. Бедняки носили черные «прически», а представители древнеегипетской аристократии — бирюзовые и золотые. Тутанхамон, например, изображался в золотом парике.
Для красоты использовались также всевозможные аксессуары: в парики вплетались бусины, колечки, бисер. Ложные прически украшались фигурками скарабеев, змеек и скорпионов. Исследователи полагают, что эмалевые скарабеи служили древним египтянам не только украшением, но и амулетом, защищающим от злых сил, готовых проникнуть в человека через темя. Как бы там ни было, но мода на парики прижилась, расцвела и отправилась в свое путешествие по миру.
А что вы скажете о париках из мрамора? Нет, конечно, носить их никто не собирался. Но появились они как предмет самой важной необходимости: мода в Древнем Риме менялась так часто, что скульпторы, в чьи обязанности входило отражение важных особ в мраморе, не успевали за модой. Поэтому мастера ваяли прекрасных матрон с лысой головой, на которую водружались мраморные парики разных фасонов — меняй себе «прически» сколько хочешь! И это не выдумка! В Музее Искусства и Истории в Вене можно увидеть такие мраморные «портреты-конструкторы».
В Древнем Риме особым шиком считался белокурый парик. Но где было взять белые волосы, если население Италии преимущественно — жгучие брюнеты? Парики из белых волос ценились на вес золота и назывались «арийскими волосами». Догадались, почему? Эти арийские волосы чудесного снежного оттенка воинственные римляне добывали в боях с северными народами Европы. За каждую прядь таких нежных, мягких, пепельных волос было заплачено чьей-то кровью и жизнью. Такие «арийские парики» были не только символом красоты, но и воинской доблести. Поэтому в Риме белокурые парики носили не только женщины, но и мужчины. Стоит ли говорить, что украшать головы подобными париками могли только очень состоятельные люди.
А вот в Европе Средних веков парики были запрещены. Они считались изобретением дьявола. Священники уверяли, что подобные нашлепки на голову мешают Божьему благословению проходить с Небес в душу человека. В Средневековой Европе не жаловали и естественные волосы. Распущенные волосы у женщин были символом греха, а замужним дамам вообще запрещалось показывать волосы и делать прически — пряди тщательно прятались под головные уборы, укрывались вуалями, драпировались материей. Вспомните головные уборы русских крестьянок — с косами позволялось ходить только незамужним девушкам. Когда невесту готовили к свадьбе, подруги, согласно обычаю, с плачем расплетали ей косу и навсегда прятали волосы под головной убор замужней женщины, без которого с этих пор добропорядочная красавица не могла показаться не только на улице, но и во дворе собственного дома. Тут уж ни в каких париках не было смысла.
В середине XVIII века не редкостью была и такая картина: по городу шел продавец, выкрикивая слова о прелести своего товара, а на плечах его лежали длинные палки, на которых болтались парики всевозможных фасонов. Стоили такие парики относительно дешево, потому что изготавливались из жестких китайских волос и по своей структуре мало напоминали натуральные волосы.
В те времена расцвела мода на женские парики. С каждым годом эти замысловатые сооружения на головах становились все выше и выше. Чтобы украсить искусственные прически по моде тех лет жемчужными нитями и цветами, парикмахерам приходилось карабкаться на специальные лесенки. Такие парики назывались «куафюрами», этим же словом стали именовать и парикмахеров. Барышням создавали из волос парусные судна, клетки с поющими соловьями, укладывал фальшивые пряди в виде фонтанов, висячих садов, облаков и морских волн.
Конечно, менять такие парики было сложно. С этим «искусством» дамам приходилось жить. У каждой барышни в таком парике была… блохоловка из слоновой кости и дамы вынуждены были пользоваться специальными тросточками для почесывания головы. Блохоловка — это приманка для приманки вредителей(блох), в которую наливалась медовая вода. Спать бедняжкам-красавицам приходилось и вовсе сидя. В те же времена появились специальные парикмахерские шкафы наподобие буфета. Двери в шкаф открывались, туда заходила дама в парадном платье и садилась на скамеечку. Двери закрывались — над шкафом оставалась торчать только головка красавицы с огромной башней-париком. Парикмахер приставлял к шкафу лесенку, подправлял прическу клиентки и обильно опрыскивал парик пудрой и духами. Все это было придумано для того, чтобы не пострадал наряд знатной дамы.
Мода на парики прошла только в эпоху Наполеона. Но еще во времена Великой Французской революции искусственные прически пользовались популярностью, хотя за ними тянулся «кровавый след» — парикмахеры использовали для изготовления париков волосы с голов аристократок, окончивших жизнь на гильотине.