Здесь собраны и будут пополняться игры для летнего лагеря…
А ещё есть копилка Детские песни
Игры на знакомство
Давайте познакомимся
Всем играющим предлагают найти своих тезок и объединиться в группы по именам. Те, у кого редкие имена, объединяются в группу «Ассорти». Каждая группа получает задание творчески представить свое имя.
Имя-цвет, имя-ассоциация
Все участники находятся в общем круге. Каждый по очереди должен назвать свое имя и цвет (образ: предмет, животное, растение), на который, по его мнению, он похож, и обосновать свою похожесть (перечислить сходные качества).
Мы идем в поход
Игрок, назвав свое имя, называет предмет, начинающийся на первую букву его имени, который он может взять с собой в поход. Например: «Меня зовут Катя, я иду в поход и беру с собой компас». Следующий игрок произносит: «Меня зовут Сережа, я иду в поход и беру с собой спальник, а еще Катю с компасом», и так далее, пока не будут названы по имени все.
Досчитай до тридцати
Играющие сидят в кругу вместе с ведущим. Ведущий предлагает досчитать до 30 всем отрядом, обязательно уточняя, что редко кто с этим заданием справляется. Условия следующие: игроки по очереди вслух называют по одному числу. При этом игроки, на кого выпадут числа, заканчивающиеся на «3» или делящиеся на «3» без остатка, вместо числа называют свое имя. Игрок, допустивший ошибку прекращает играть, а игра начинается с начала.
Визитная карточка
Играющие садятся в круг и, передавая друг другу какой-нибудь маленький предмет, рассказывают о себе. Рассказывают не просто так, а по специальной схеме.
Первый играющий называет свое имя. («Меня зовут Вася».)
Второй тоже представляется и добавляет какую-нибудь информацию о себе, например, сколько ему лет. («Меня зовут Таня, мне одиннадцать лет».)
Третий говорит, как его зовут, сколько ему лет и еще что-то о себе, например, чем он любит заниматься в свободное время. («Меня зовут Сева, мне двенадцать лет, я люблю кататься на роликах».)
Четвертый должен рассказать о себе по двум первым пунктам (имя, возраст), как-то прокомментировать третий пункт и добавить еще что-нибудь новое («Я – Андрей, мне одиннадцать лет и три месяца, я на роликах кататься не умею, зато очень люблю свою собаку») и т.д.
Комментарий: с этой игры можно начать работу с новым классом. В то же время ее можно повторить несколько раз в течение года, так как она требует от участников быть внимательными к словам друг друга и запоминать, кто что сказал. При обсуждении игры можно спросить ребят, что требовалось тем, кто вступил в игру в самом конце, и предложить поговорить о том, как правильно слушать собеседника.
Игры на сплочение группы
Салки-обнималки
Игра типа салок, но с одним новым правилом: нельзя салить тех, кто стоит крепко обнявшись. Но так стоять можно не более 7 секунд.
Найди то, не зная что, сделай то, не зная что
Из группы играющих выбирается водящий, он покидает помещение. Игроки загадывают любой предмет, находящийся в комнате, и действие, которое с ним нужно сделать (например: тряпка, протереть подоконник). Приглашается водящий. Он ищет предмет, ориентируясь на силу аплодисментов. Если аплодисменты тихие, он далек от предмета, громкие — близок к нему. Шквал аплодисментов означает, что предмет найден верно. Таким же образом предстоит догадаться, что делать с предметом. Тихие аплодисменты — неверное действие, громкие — приближение к загаданному действию, шквал аплодисментов — действие угадано.
Зоопарк
Участники сидят на стульях в кругу. Один стул свободный. Каждому участнику даётся название животного. Каждый раз ударяет по стулу тот участник, у кого справа свободный стул, называя любого животного участника.
Жовжелить
В переводе «жовжелить» означает что-либо делать. Выбрав водящего, который удаляется за дверь, игроки загадывают любой глагол. Водящий должен угадать загаданное слово. Для этого он задает вопросы игрокам, уточняющие отношение самих игроков к выполнению загаданного действия, заменяя в вопросе загаданное слово глаголом «жовжелить». Например: Рита, ты любишь жовжелить? Вася, жовжелить лучше в одиночку или в компании? и т. д.
Что сказал, то и нарисовал
Участники разбиваются по парам и садятся напротив друг друга, так, чтобы один видел доску, другой — нет. На доске (для всех пар одновременно) ведущий рисует картинку. Участник должен описать то, что он видит. другой по описанию нарисовать то, что ему описывают. Побеждает тот, кто точнее нарисует.
Ситуация
Знающие игру приглашают по очереди желающих. Перед тем гак этот человек заходит, загадывают ситуацию. Например, только что вошедшего укусила собака (или он только вернулся из Китая). Но вошедшему о ситуации не говорят, а молча, с небольшими комментариями следят за его реакцией на происходящее, сопоставляя ситуацию и поведение вошедшего.
Я еду
Вожатый становится в круг среди детей, в руках у него мягкая игрушка, например медведь. Игра начинается с того, что вожатый произносит первую фразу: «Я еду», после чего передает медведя по часовой стрелке рядом стоящему. Тот должен сказать: «Я тоже» — и передать игрушку следующему. Третий называет вид транспорта или животного, на котором можно передвигаться, сказав: «А я в такси». Четвертый называет имя любого, кто стоит в круге: «А я с Машей». После чего Маша должна подбежать к четвертому, встать слева от него, взять игрушку и показать всем, как они с мишкой едут в такси. Маша начинает сначала и говорит: «Я еду» — и передает медвежонка дальше.
Сантики — Фантики — Лимпопо
Вожатый выбирает водящего и просит его выйти в центр, назвать громко свое имя (например, водящего зовут Петя). Затем вожатый просит Петю закрыть глаза и, чтоб тот не видел, молча выбирает второго водящего. Петя открывает глаза. Ребята начинают произносить одну и ту же фразу: «Сантики — Фантики — Лимпопо», при этом все немного приседают и делают движения руками, как будто они вкручивают фонарики. Второй водящий, о котором не знает Петя, но знают ребята, начинает придумывать новые движения — приседать, как на физкультуре, или прыгать, как мячик. Все остальные ребята повторяют действия за вторым водящим. Задача Пети — определить, за кем повторяет движения отряд, и показать, кто в круге заводила. Если ему это удается, то второй водящий выходит в центр, называет свое имя, закрывает глаза, а вожатый выбирает нового игрока, который будет задавать движения.
Молекула
Вожатый объявляет отряду: «Молекула — три». Все дети должны объединиться по трое, те, кто не смог встать в тройку, выходят из игры. Дальше вожатый объявляет, например: «Молекула — пять». Участники игры объединяются уже по пять человек. Так происходит до тех пор, пока на площадке не останется минимум участников. Во время объединения в «молекулы» ребята должны знакомиться друг с другом.
Все – некоторые – только я
Стулья выстраиваются в круг на один меньше числа играющих. Все садятся на них, а водящий встает в центр круга. Водящий называет какой-нибудь признак, который может подойти ко всем ребятам, сидящим в кругу, только к некоторым из них или к одному человеку. Тотчас все, кто считает, что названное относится к нему, встают, добегают до центра круга, а затем стремятся занять любой свободный стул (но не свой). Точно так же поступает и водящий, однако в центр круга ему бежать не надо, он и так там стоит.
Охота за сокровищем
Участники игры свободно двигаются по классу и беседуют друг с другом. Задача играющего – найти одно свое сходство и одно различие с каждым, с кем он поговорит. Чем больше людей он опросит и чем интереснее будут сходства и различия, тем лучше.
Для каждого участника игры понадобится вот такая карточка:
Имя
Сходство
Различие
Ассоциации
Выбирается водящий, который «задумывает» кого-нибудь из присутствующих здесь людей. Далее все играющие по кругу задают ему вопросы типа: «Если бы это было дерево (дом, цветок, погода, занавески, книга, собака…), то какое?»
Ведущий думает, стараясь представить себе этого человека, и отвечает, например: «Это был бы дуб, растущий в чистом поле». Все играющие стараются понять, кому же из них подходит это определение. Тот, кто решил, что он догадался, может попытаться назвать задуманное имя. Если он угадал, он сам становится водящим, если нет – пробует кто-то другой.
Игры на развитие доверия
Слепой и поводырь
Участники игры делятся на пары. Один человек закрывает (или ему завязывают) глаза: он – «слепой», второй – его «поводырь». Задача «слепого» – бродить по классу, куда ему вздумается; задача «поводыря» – обеспечить его безопасность, голосом или прикосновениями руководя действиями «слепого», но не отбирая у него инициативы.
Комментарий: задание можно усложнить, предложив «поводырям» не просто следить за «слепыми», но и самим активно участвовать в игре: описать окружающую обстановку; познакомить своих «слепых» друг с другом или с другими «поводырями»; поиграть со «слепыми» в какую-нибудь игру и т.д. Через 5–7 минут «слепые» и «поводыри» меняются ролями.
Обсуждая игру, можно поговорить с учениками о том, как чувствовали себя «слепые» и «поводыри», кому из ребят какая роль была легче. Легко ли было доверять «поводырю»? Что способствовало, а что мешало доверию?
Прогулка с компасом
Как и в предыдущей игре, ребята делятся на пары. В каждой паре один человек – «турист» (ведомый), а второй – «компас» (ведущий). «Турист» закрывает (или ему завязывают) глаза, а «компас» встает сзади него и кладет ему руки на плечи. Задача «туриста» – передвигаться по классу (можно расставить стулья, как на полосе препятствий), задача «компаса» – направлять его движение.
Корабли и скалы
Половина играющих – «корабли», половина – «скалы». «Скалы» рассаживаются на полу, «корабли» закрывают глаза и хаотично двигаются по комнате. При приближении «корабля» «скала» издает шипящий звук, с которым «волны накатываются на камень». Цель «скал» – не допустить «кораблекрушение». Потом играющие меняются ролями.
Лабиринт
Из стульев и веревок строится некое подобие лабиринта: на площадке примерно 10х10 м хаотично расставляются стулья, между ними на разной высоте натягиваются веревки с таким расчетом, чтобы некоторые можно было переступить, а под некоторые – подлезть. На стульях можно разложить какие-нибудь маленькие предметы или открытки.
Играющие делятся на пары. Один из них должен пройти с завязанными глазами по лабиринту, собирая лежащие на стульях предметы, а второй будет руководить его действиями. Делать это можно с помощью словесных инструкций, подсказывая, куда повернуться, что переступить или откуда взять предмет. Ведущий засекает время, которое требуется каждой паре для выполнения задания. Побеждает пара, справившаяся с заданием быстрее всего.
Ветер в ивах
7-8 человек образуют тесный круг, соприкасаясь плечами. Водящий встает в центре круга, закрывает глаза и падает вперед или назад, задача играющих – не просто подхватить человека, но и осторожно передавать его из рук в руки по кругу.
Комментарий: эта игра предназначена для более старших ребят, уже научившихся доверять друг другу. Проводя игру, учитель должен быть уверен, что все ребята адекватно оценивают степень опасности падения.
Путаница
Играющие становятся в круг и вытягивают вперед правые руки. По сигналу ведущего они соединяют руки попарно. Второй сигнал – теперь нужно соединить левые руки, но уже с каким-то другим человеком (не с тем, с кем соединены правые руки). Задача играющих – не отпуская рук, постараться распутаться и оказаться стоящими в кругу.
Комментарий: если играющие оказались в неразрешимой ситуации, стоит предложить одному из игроков взять на себя ответственность за всю группу и указать одну из пар рук, которую можно разъединить, чтобы распутать «мертвый узел». Игру можно повторять несколько раз, засекая время, которое потребовалось участникам для выполнения задания. Чтобы усложнить задание, можно запретить ребятам разговаривать.
Гусеница
Для игры понадобятся несколько воздушных шаров – по числу играющих. Ребята становятся в колонну в затылок друг другу, положив руки на плечи впередистоящим. Воздушные шарики зажимаются между животами задних и спинами передних игроков. Дотрагиваться до шариков, поправлять их – нельзя. Передний игрок держит свой шарик на вытянутых руках. Цель игры – пройти таким образом по некому заданному маршруту. На пути можно поставить стулья, натянуть веревки, положить какие-то предметы на пол.
Комментарий: главное, на что учителю стоит обратить внимание, а потом помочь ребятам осознать это в ходе обсуждения: как сами ребята координировали свои действия? Рискнул ли кто-то взять на себя роль лидера, руководителя движения? Что потребовалось от каждого, чтобы удачи достигли все?
Рефлексия
Играющие разбиваются на пары. Игра будет проходить в несколько раундов (пять или семь), победитель в каждом раунде получает одно очко. По сигналу ведущего играющие хором начинают произносить по слогам «СА-МО-…». Последним слогом может быть «ЛЕТ», «КАТ», «ВАР», «СВАЛ», «СУД», «ГОН». Задача первого игрока, назовем его «подстраивающимся», понять, почувствовать своего партнера и сказать последний слог одинаковый с ним. Задача второго игрока, «ускользающего», произнести отличающийся слог.
Комментарий: обратите внимание игроков, что произносить последний слог они должны строго одновременно, ориентируясь на анализ тактики игры партнера, а не на звук, вырвавшийся из его уст.
Робот
Игра проходит в парах. Один человек в паре – «робот», второй – «оператор». «Робот» может делать только то, что говорит ему «оператор», глаза у него закрыты. Вместе пара должна, например, взять какой-то предмет и переложить в другое место. Затем играющие ребята меняются ролями.
Зеркало
Играющие разбиваются на пары и встают или садятся друг напротив друга. Первый в паре – «человек», второй – «зеркало». «Человек» начинает медленно, плавно двигать руками, а «зеркало» старается как можно точнее повторить его движения, «слиться» с ним. «Зеркало» может почувствовать ритм дыхания «человека» и синхронизировать с ним свое дыхание. Через несколько минут ведущий предлагает «зеркалу» и «человеку» поменяться ролями.
Комментарий: когда ребята освоятся в роли «зеркал» и упражнение станет для них достаточно легким, игру можно усложнить. «Человек» начинает двигаться, а «зеркало» повторяет его движения, опаздывая на один или два такта. Этот вариант потребует от «зеркала» гораздо больше внимания и собранности. В конце упражнения можно попросить ребят рассказать о своих ощущениях в разных ролях. Какая роль была легче – «зеркала» или «человека»? Почему? Что нужно для того, чтобы быть хорошим «зеркалом»?
Трио
Трое играющих встают плечом к плечу. Первый человек ставит левую ногу в картонную коробку (или на лист бумаги). В ту же коробку ставит правую ногу второй играющий, свою левую ногу он ставит в другую коробку, и туда же ставит правую ногу третий человек. Задача игроков – пройти всем вместе некоторое расстояние. Потом к ним может присоединиться четвертый человек, пятый.
Встаньте в круг
В эту игру нужно играть, отодвинув парты к стене. Ведущий просит ребят собраться вокруг него. По сигналу они должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться по классу, стараясь не наступать друг на друга и жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка – не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось.
Комментарий: если ученики умеют работать согласованно, доверяют друг другу, построить круг удается довольно быстро. Если же класс постигла неудача, можно обсудить с ребятами, почему это произошло, как вели себя разные играющие (не называя конкретных имен). Игру можно повторить несколько раз.
Постройтесь по росту
Описание игры: игра начинается с хаотичного движения по комнате с закрытыми глазами. По первому сигналу все замирают на месте, по второму – играющие должны открыть глаза и, не говоря ни слова, быстро выстроиться в шеренгу по росту.
Переходы со стулом
Описание игры: ведущий просит ребят встать в круг, держа перед собой стулья. По сигналу они должны перестроиться и встать по росту, по алфавиту имен, по каким-то другим признакам. Глаза в этом случае закрывать не надо. Главное, чтобы задание выполнялось в абсолютной тишине, так, чтобы стулья не стучали друг о друга.
Счет до десяти
Играющие становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями. Все закрывают глаза. По сигналу ведущего группа должна сосчитать до десяти, соблюдая одно важное условие: называть числа нужно по очереди. Кто-то говорит «один», другой – «два», третий – «три» и т.д. Если одно и то же число назвали два или больше человек, группа с заданием не справилась. Договариваться об очередности нельзя.
Гомеостат
Играющих просят встать в круг, вытянуть вперед руку, сжатую в кулак, и по знаку ведущего выбросить произвольное количество пальцев. Задача: не разговаривая, не перемигиваясь и не используя никаких других способов общения, добиться того, чтобы все играющие выбросили одно и то же количество пальцев. Попытки повторяются произвольное число раз.
Комментарий: гомеостат – это прибор, который используют психологи для изучения групповой совместимости. Можно для тех же целей вместо прибора воспользоваться игрой. Понаблюдав за играющими, учитель сумеет выявить лидеров, под которых подстраивается большинство ребят. Возможно, себя проявят стойкие «одиночки», которые не захотят согласовывать свои действия с другими играющими, или отдельные группировки, успешно решившие проблему внутри своей группы, но не желающие подстраиваться под остальных.
Шеренга
Усложним предыдущую игру, сделав ее подвижной. Играющие встают в шеренгу на расстоянии шага друг от друга. По сигналу ведущего они подпрыгивают на месте, поворачиваясь в прыжке вправо или влево, на 90, 180, 270 или 360 градусов. Более простая задача – после прыжка оказаться стоящими лицом в одну сторону. Более сложная – совершать синхронные прыжки, поворачиваясь в одну и ту же сторону на одинаковое число градусов. Как-либо договариваться нельзя.
Встреча взглядами
Для игры нужно четное число участников. Они садятся в круг, закрывают глаза и опускают головы вниз. По сигналу ведущего каждый должен открыть глаза, поднять голову и с кем-нибудь встретиться, «сцепиться» взглядами (вариант – указать пальцами друг на друга). Цель игры – разбиться на пары всем сразу, с одной попытки. Число сложившихся пар подсчитывается в конце каждого раунда.
Печатная машинка
Каждому участнику игры назначается одна из букв алфавита. Ведущий предлагает всем представить, что они – клавиши печатной машинки. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши. Возьмем слово «дом». Чтобы его напечатать, должен вначале хлопнуть человек, у которого буква «Д», затем тот, у кого буква «О», и, наконец, тот, у кого буква «М». Чем бы
Игры — активити
Музей
Цели и задачи:
Игра проходит в корпусах, где живут ребята. Каждый отряд у себя в комнатах, холле, коридоре должен подготовить выставку музейных экспонатов на любую тему. Это может быть музей восковых фигур, сокровищ моря, древнего Египта, второго ужина, зубной пасты и т. д.
На подготовку к этому конкурсу дается 2-3 часа. В каждом отряде выбирают гида, который будет проводить экскурсию для посетителей музея. В назначенное время выставки открываются и их посещают все желающие (не забудьте о рекламе на фасаде корпуса). Жюри обходит все музеи, отмечая для себя самые лучшие, а на вечернем мероприятии награждает победителей.
Театр или Конкурс актерского мастерства
Первый этап
С помощью жестов и мимики изобразить человека, который:
— причесывается перед зеркалом;
— забивает молотком гвоздь;
— вдевает нитку в иголку и шьет;
— собирает в лесу грибы;
— стирает белье в тазике;
— чистит картошку;
— чистит ботинки;
— подметает и моет пол;
— разжигает костер;
— работает на компьютере;
— пишет картину;
— чинит карандаш;
— пересчитывает деньги в кошельке;
— месит тесто и делает пирожки;
— жарит яичницу;
— плывет на моторной лодке;
— гладит вещи утюгом;
— выбивает пыль из ковра.
Второй этап
Изобразить человека, который ест, жует:
— печеную картошку;
— мороженое; спагетти; банан;
— манную кашу;
— жирный плов;
— арбуз;
— курицу;
— суп;
— торт;
— яблоко;
— мармелад;
— семечки;
— грецкие орехи;
— батон хлеба;
— недожаренный шашлык;
— костлявую рыбу;
— яблоко.
Третий этап
Изобразить представителя живой природы:
— бодливую козу;
— упрямого осла;
— гибкую пантеру;
— глупую курицу;
— встревоженного кота;
— стремительного комара;
— довольного бегемота;
— сонного ленивца;
— задиристую собачонку;
— сытую корову;
— злого крокодила;
— грустного пингвина;
— медлительную черепаху;
— разгневанного поросенка;
— уравновешенного слона;
— наглого козла;
— глупую обезьяну.
Четвертый этап
Изобразить походку человека:
— который только что пообедал; пьяного, но осмотрительного;
— которому жмут ботинки; который пнул кирпич;
— у которого начался приступ радикулита; который оказался ночью в лесу;
— который вышел из кабинета зубного врача;
— который выиграл в лотерею;
— у которого мания преследования;
— который торопится на поезд;
— читающего на ходу; за которым гонится собака;
— молодой красивой девушки;
— малыша, у которого сползает памперс.
Пятый этап
Изобразить:
а) как человек в замедленном темпе:
— читает;
—принимает лекарство;
— убивает комара;
— обгрызает ноготь;
— вытирает пот;
— чешет спину;
б) как человек в ускоренном темпе:
— гладит белье;
— моет посуду;
— печет блины;
— зашивает брюки;
— вытирает пыль;
— читает книгу.
Шестой этап
Участники встают по кругу, начинают ходить друг за другом, выполняя приказания ведущего.
Ведущий. Представьте, что вы — молодая красивая девушка. Вдруг у вас начался приступ радикулита… Вы увидели молодого, ну очень симпатичного человека… но приступ радикулита еще не прошел… Молодой человек прошел мимо. Вы очень огорчены… Вы огорчаетесь еще сильнее, когда вспоминаете, что вам уже 82 года… По чувствуете вы себя молодой девушкой, жаль, что только в душе… У вас радикулит, глаза плохо видят, ноги ослабли… Вдруг из-за угла выскакивает собачонка и гонится за вами… Вы добежали до магазина, забегаете, отдыхаете, строите глазки окружающим.
Жюри подводит итоги. В финал выходят три человека.
Финал
Финал состоит из трех этапов.
Первый этап
Ведущий. Жили-были три закадычные подруги — Плакса, Злюка и Резвушка. Однажды, гуляя, они попали под дождь. Покажите, как поведут себя разные по характеру подруги.
Роли распределяются между финалистами.
Второй этап
Ведущий. Представьте себя деревом, на которое обрушиваются все несчастья, и изобразите:
— дерево во время засухи;
— дерево под снегопадом;
— дерево среди выхлопных газов.
Показ начинает первый участник, потом второй, третий, а первый продолжает изображать.
Третий этап
Ведущий. Покажите с помощью пантомимы, как будет действовать:
— любитель аквариумных рыбок, когда в его большой аквариум со шкафа свалится кошка;
— собиратель картин, когда в его квартиру протечет вода сверху;
— хозяин террариума, когда его пауки расползутся по дому.
Подведение итогов. Награждение.
Шумовое шоу «Утро в лагере»
Представьте себе, что вы озвучиваете спектакль. Ведущий распределяет роли и читает текст, а группы детей их озвучивают.
Действующие лица: Корова, Котенок, Собака, Гуси, Поросята, Лошадь, Баран, Коза, Наседка, Петух.
В одно замечательное утро в лагере «….» симпатичная Корова проснулась и сладко потянулась: «Му-у-у!» (дети: «Му-у-у!»). Тем временем Котенок-чертенок опрокинул сметану и испуганно мяукнул: «Мяу!» (дети: «Мяу!»). На площадке откликнулась сердитая Собака-воспитательница: «Гав-гав!» (дети: «Гае-гае!»). Она разбудила младший отряд Гусей. Гуси спросонья заворчали: «Га-га-га!» (дети: «Га-га-га!»). На их крики сбежались неумытые Поросята из отряда «Хрюндели» и захрюкали: «Хрю-хрю!» (дети: «Хрю-хрю!»). Поросята разбудили веселую сторожиху Лошадь, и она радостно заржала: «Иго-го!» (дети: «Иго-го!»). Строгий директор лагеря Баран посмотрел на Лошадь и заметил: «Бе-е-е!» (дети: «Бе-е-е!»). С ними вступила в разговор вожатая Наседка и закудахтала: «Ко-ко-ко! Куд- кудах-тах-тах!» (дети: «Ко-ко-ко! Куд-кудах- тах-тах!»). Весь этот шум услышал Петушок. Он работал в лагере «Наседкино» будильником на полставки. Он понял, что пора будить весь лагерь, взлетел на жердочку и заголосил: «Ку-ка-ре-ку!» (дети: «Ку-ка-ре-ку!»), и все отдыхающие и поправляющие здоровье в лагере «…» ему дружно ответили… (все персонажи говорят свои реплики одновременно, чтобы получился шум).
Игра «Точка на носу»
Нарисовать точку на носу фломастером или краской, чтобы цвета повторялись с одинаковой частотой. Ведущий в центре. Остальные сидят по кругу. Ведущий читает рассказ. Какой цвет встречается, те дети меняются местами, а ведущий должен занять место.
Колдовство
«Волшебник» шепчет на ухо ребенку в кого он его превращает и тот замирает. остальные дети должны угадать в кого его заколдовали. Отгадали — чары рассеяны.
Кто я?
У ребёнка на спине листок со словом — кто он. Остальные дети мимикой и жестами показывают кто он.
Импровизация
Сказки можно придумывать самим. А диалоги придумывают участники.
«Жили — были король с королевой. У них была дочь. Однажды сидели они в своём замке на Лунном озере за завтраком.
Король читал газету и сказал, обращаясь к королеве:……
Королева ответила: …..
Принцесса зовет дворецкого: ….
Принцессе принесли яичницу. Она вздыхает и говорит: ….
Отец у принцессы спрашивает с любопытством: ….
Королева говорит: ….
Вдруг раздаётся стук в дверь. ……
Игра «Ложки»
Дети сидят в кругу, а в середине ложки ( на 1 меньше, чем количество детей). Ведущий читает текст. Как только слово «ложка», надо брать ложку.
«Жила была одна семья с фамилией Ложкины. Однажды в воскресенье Ложкнины решили сходить куда-нибудь семьей пообедать. Каждый нарядно оделся, только маленький Олег не захотел расставаться со своей… пижамой. Папа сказал: «Если ты быстро не соберешься, то получишь ложкой по лбу». Но Олег упрямился. Бабушка: «А мы с тобой после обеда будем есть мороженое маленькими ложками». И уговорила внука. Олег оделся, и все сели в машину.
Кафе называлось «Золотая ложка». Кафе очень было уютное. За соседним столиком сидела дама с собачкой, а напротив мужчина, который облизывал ложку.
Принесли еду. Собачка потянула за скатерть. Хаос! На пол полетели тарелки… вилки и ложки.
Прибежали официанты. Папа Ложкин сказал: «Вот и поели! Поехали домой кушать мамин борщ есть ложками!»
Игры в дождливую погоду
Загони джина в бутылку»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой на смену.
Оборудование: листочки, ручки, фломастеры, красочная бутылка с крышкой, свеча.
Ход: Все пишут на бумажках свои пожелания на смену. Вожатый их собирает и объясняет, что джин, живущий в бутылке, исполнит все желания, только надо очень-очень сильно этого захотеть. Бумажки складываются в бутылку с надписью “Джин”, ставится бутылка в центр круга, все становятся в круг, закрывают глаза и молча просят Джина исполнить все желания. Затем торжественно бутылка вешается в отрядном уголке и открывают уже только в конце смены. Пожелания читают и обсуждают, что исполнилось, а что нет.
«Памятный день»
Цель: Это огонек — тест. Вожатый получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально.
Оборудование: свеча.
Ход: Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.
«ПРИТЧА О ДРУЖБЕ»
Цель: способствовать усвоению ребят морали о дружбе, о том, что обиды не нужно оставлять в душе.
Рассказ: Два друга, шли в пустыне. В один момент они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину.» Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь. Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: «Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?»Друг ответил: «Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это». Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть будет легко и светло.
«Конверт откровений»
Цель: узнать волнующие вопросы в отряде, эмоциональный настрой ребят, чтобы в случае возникших проблем у ребят искоренить их сразу.
Оборудование: красочный конверт, листочки, ручки и фломастеры, свеча.
Ход:
На предложенных листочках бумаги до начала «огонька» дети пишут по просьбе вожатого волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает.
ЛЕГЕНДА О МЛЕЧНОМ ПУТИ
Цель: подготовить ребят ко сну.
Геракла еще в детстве его мать Алкмена бросила в чистом поле. Однако Зевс — отец Геракла, приказал Гермесу подобрать новорожденного и ночью, тайком накормить его молоком матери богов Геры. Гермес принес младенца на Олимп и приложил его к груди спящей Геры, дабы маленький Геракл мог вкусить божественное молоко из ее груди, способное сделать его бессмертным. Но Гера проснулась и возмущенно оттолкнула ребенка от себя, а божественное молоко из ее груди разлилось по небу. Таково сказание о возникновении Млечного пути.
метод-анализ «Пять пальцев»
Цель: понять успешность проведенного дня, узнать эмоции и переживания детей.
Ход: этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.
1. Мизинец (М) – «мысль», какие знания и опыт я сегодня приобрел.
2. Безымянный (Б) – «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения своей цели.
3. Средний (С) – «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело.
4. Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
5. Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
ЛЕГЕНДА ПРЕДКОВ
Цель: сформировать у воспитанников ответственность за других людей, любовь, уважение и сопереживание к своим товарищам, понимание того, что нужно следовать только хорошим чувствам, а пороки оставлять за спиной.
Легенда:
Это случилось давно, а может быть, и не случилось еще. Но точно началось, а вот закончится еще не успело…
Мечта создала наш мир, творила все на одном дыхании. Но мир был не идеален: мечта не смогла в нем энергии всех сил уравновесить, в гармонию всю бесконечность привести, как сотни капель в единое русло реки соединить и медленно-медленно пустить по направлению к морю.
Самым же совершенным существом был выбран человек. Он, как энергия мечты, способен управлять всем миром, но, может, он не понимает, а, может, понять этого не желает. Что ищет он, никто не знает. Но только в этом существе может все в равновесии быть или в один момент из строя быстро выходить.
Мечта творила, а за ней все остальные чувства (стремление и желание) наблюдали и не могли никак создать такой же мир. Все попытки их были тщетны.
Несмотря на неудачи в создании своих миров, озлобившись, стремленье и желанье решили погубить любовь и омрачить людскую жизнь. Но этого им сделать не удалось. Прошли века, тысячелетия, и что-то хрустнуло внутри: стремление и желание вдруг осознать смогли, что все их неудачи из-за людской любви и дружбы, уважения, семейных уз, культурных норм, объединяющих их всех в одну огромную семью.
Но, так или иначе, своею злобой, силой колдовства жестокие энергии людей всех разделили. Поменяв их облик и язык, всю землю на клочки разбили. С тех пор всем нашим миром четыре страсти обладают: любовь, мечта, стремление и желание. Нам первая в тартарары скатится не дает, а страсти и желанья мешают счастью воцариться.
И в наше время все не изменилось, а, может, даже стало все страшнее; ведь с той поры брат брата убивает, вокруг жестокость, ненависть играет, но выход есть, и он перед тобой…
Пророчество в легенде этой есть. Спасенье ждет людей, когда глаза откроют и увидят, что нет средь них различий никаких. Угаснет злоба, ненависть в сердцах, и станет уважать сосед соседа. Тогда народ, когда-то разделенный, воспрянет из небытия и заживет семьей огромной, идя с любовью через долгие года?
«Музей любимых вещей»
Цель: Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.
Оборудование: предметы детей, свеча.
Ход: Рассказ не о себе, а о предмете, который характеризует хозяина и демонстрируется на огоньке.
ЛЕГЕНДА «ВСЕ ПРОЙДЕТ,ПРОЙДЕТ И ЭТО!»
Цель: наладить положительную обстановку в коллективе, снизить на нет конфликтные ситуации, тревожность; подготовить ребят ко сну.
Легенда:
Во времена давно минувшие, в давние, давние времена,в совсем особый мир-мир рыцарей… Жил в одном государстве граф: молодой, красивый, состоятельный…
И была у него Дама Сердца…Они очень любили друг друга и решили сыграть свадьбу.
Ох,и хорошая была свадьба..народу была тьма..столы валились от угощений…..все поздравляли,дарили подарки… и на свадьбу пришел один старец…увел Графа в комнату и подарил ему 2 шкатулки,при этом сказал:»Вот тебе в подарок две шкатулки,но ты их можешь открыть лишь в том случае,когда тебе будет очень плохо»
Прошло некоторое время…все у молодых было замечательно,жили душа в душу….Родился у них сын, граф в нем души не чаял,был на седьмом небе от счастья.
Вдруг когда он сидел в кабинете на его глаза попалась шкатулка,та самая которую подарил когда-то старец…любопытство взяло вверх и он решил ее открыть… А в шкатулке граф увидел записку,где было написано:»Все пройдет- пройдет и это!»Разозлился граф,ничего не понял и выбросил шкатулку…
Но пришла война……
И она унесла радость жизни его-возлюбленную…и частичку себя, кровиночку свою-Сына!
Так получилось что и замок был его уничтожен……И именно в этот момент горя и несчастья он вспомнил о второй шкатулке..нашел ее в развалинах, открыл и нашел там еще одну записку….»Все пройдет пройдет и это!»
Итоги и выводы ты сможешь сделать сам.
«ПРОЖИТЫЙ ДЕНЬ»
Цель: проанализировать прожитый день, узнать эмоциональный уровень воспитанников, разобраться в конфликтных вопросах.
Ход: ребята садятся в круг и, передавая свечку друг другу, рассказывают по очереди, как прошел для них день и оценка его.
ЗАПУСК ИГРЫ «Тайный друг»
Цель: игра хороша для того, чтобы дети могли узнать друг друга лучше. Конкурс проводится на протяжении нескольких дней.
Подготовка: записываются имена всех участников на отдельных маленьких листочках, затем они свертываются, перемешиваются м кладутся в специальный коробок.
Правила игры: каждый вытягивает себе по одному листочку с чьим-то именем. Тому человеку участник и становится «тайным другом». Почему тайным — потому, что абсолютно никто не должен знать, чей он друг — это держится в секрете до конца проведения конкурса. Задачей «тайного друга» на протяжении всей игры оказывать внимание и делать приятное своему другу, но так, чтобы тот не догадался, кто это делает.
Например:
— небольшие подарочки (конфеты, печенье, букетики и т.д.);
— попросить руководителя спеть песню для этого человека;
— пишет ему стихи и замечания, предложения и т.п.
Желательно после того. как дети ознакомятся с именами своих тайных друзей, они должны записать на бумажках свое имя и сдать эти бумажки вожатому.
Завершение конкурса: По окончанию конкурса, всем участникам нужно выдать чистые листочки на которых они должны написать свое имя и имя того кто по их мнению был тайным другом. Далее ведущий оглашает результаты, узнали ли они своих тайных друзей. Всем участникам будет очень интересно узнать, угадали ли они имя своего друга.
ЛЕГЕНДА ОБ ИСТИНЕ
Цель: подготовить ребят ко сну, развить мышление.
Легенда: однажды боги решили создать мир. Они создали солнце, луну, землю, небо, цветы… И, наконец, они создали ИСТИНУ. Задумались боги: куда спрятать ИСТИНУ, что бы человек ее не сразу нашел. Им хотелось, что бы он искал ее дольше.
— Давайте спрячем ее на самой высокой горе! — сказал один.
— Давайте спрячем ее в самой глубокой яме! — предложил другой.
— Лучше спрячем ее во мраке морских глубин! — ответил третий.
— Нет! Давайте скроем ее на обратной стороне луны!
Наконец самый мудрый Бог сказал: «Нет! Мы спрячем ее в сердце человека. И он будет искать ИСТИНУ по всей вселенной, не подозревая, что носит ее в себе»
Огонек «Паутинка»
Цель: выявление сплоченности коллектива, мини-групп, кто с кем сдружился.
Оборудование: клубок ниток.
Ход: Все садятся в круг. Вожатый берет клубок ниток, наматывает нитку на свой палец и передает этот клубок любому ребенку из круга («Я хотел бы передать этот клубок Кате, потому что…»). Далее второй участник наматывает свою ниточку на палец, и передает клубок следующему, объясняя свой выбор. И так далее, пока все не будут связаны одной ниточкой. Можно увидеть те связи, которые возникли между ребятами в отряде. Каждый может отрезать, намотанную на палец ниточку на память.
ЛЕГЕНДА О ВРАЖДЕ ПЛЕМЁН
Цели:
- регулирование эмоционального настроя в коллективе;
- коррекция взаимоотношений в отряде
Легенда:
Это было в давние времена, когда люди еще жили племенами. На берегу очень красивой речки, которую теперь называют Иловлей, жили два племени, которые дружили между собой. Люди из этих племен все делали вместе, многие были родственниками. И только символическая граница разделяла владения племен, а на месте, где эта граница доходила до края речки, лежал огромный валун. Это место было очень красивым. И именно там встречались девушка из одного племени и юноша из другого. Молодые люди очень любили друг друга.
Эти девушка и юноша были гордостью своих племен — самые красивые, умные, добрые. Все люди любили их и радовались их счастью. Но вот однажды случилось так, что людям из одного племени злой колдун наговорил, что люди из другого племени участвовали в войне на стороне их врагов. И люди поверили клевете. Между племенами разгорелась вражда. Говорят, что от любви до ненависти один шаг. Вот и получилось: насколько сильной и крепкой была дружба племен, настолько кровавой и беспощадной стала их война.
Девушка и юноша очень страдали, потому что из-за войны они не могли встречаться. Так продолжалось очень долго. И вот в какой-то момент сердца девушки и юноши не выдержали, и они одновременно прибежали на место их свиданий, чтобы увидеть друг друга…
Это был самый страшный момент самой страшной битвы. И в то мгновение, когда девушка и юноша подбежали друг к другу, раздался ужасный раскат грома, и сверкнула молния. Гром был таким сильным, какого никто никогда не слышал, поэтому битва остановилась, и все замерли. И в этой мертвой тишине все увидели, что удар молнии поразил девушку и юношу и расколол на две части валун на берегу реки…
Горе племен было неописуемо, ведь самые любимые и молодые девушка и юноша в один миг погибли на глазах у всех. Битва прекратилась, потому что люди поняли, что даже небеса противятся их вражде. На фоне общего горя племена помирились, и никогда уже не забывали, какую страшную цену им пришлось заплатить за вражду…
А огромный валун на берегу озера, который расколола молния, с тех пор стали называть Разбитым Сердцем, потому что на этом месте погибла великая любовь…
А еще говорят, что с тех пор, когда люди совершают злые дела, щель в камне увеличивается. Когда же люди будут творить добро, и на земле воцарится мир, то камень постепенно сойдется. Но пока, к сожалению, щель только увеличивается…
«Письмо другу»
Оборудование: свечка.
Цель: в конце родительского дня у многих детей сложились какие-то переживания, тоска, поэтому целесообразно провести такой огонек, чтобы ребята высказались, и их переживания прочувствовали другие , взбодрили их, помогли им.
Ход: Участники огонька устно «пишут» письмо другу, родным. (Принцип дневника).
ЛЕГЕНДА «ЛЕСТНИЦА, ВЕДУЩАЯ ВНИКУДА»
В нашем лагере огромное количество различных лестниц. Почти все они имеют свое название и свое предназначение. У многих из них есть свои легенды, свои законы и правила прохождения… Все они ведут вас в каком-то направлении. Но есть одна, которая ведет в никуда. Расположена она на территории лагеря, а вот где? Это каждый находит сам. Только найти ее очень сложно…
Много есть версий о появлении этой лестницы. Кто-то говорит, что нерадивые строители оставили несколько пролетов, кто-то утверждает, что это часть старой «Космической» лестницы, а кто-то…
Но дело не в этом. Говорят, что если поздним вечером, на закате, прийти на эту лестницу и в полном одиночестве пройти по ней от начала до конца, то загаданное вами желание обязательно сбудется. И очень часто можно видеть на этой лестнице одинокие фигуры поздних путников. Нет фактов, подтверждающих правдивость поверья, но нет и фактов, опровергающих его. А ведь так хочется верить…
Здесь можно увидеть и вожатых, вот только приходят они не за желаниями. Приходят они сюда обычно в дни разъезда, когда ребята, с которыми пройдено много дорог, пережито много дней, разъезжаются по домам. На этой лестнице можно успокоиться, найти в себе новые силы для следующих смен, понять и осознать свою роль в этом мире.
«Здравствуй, мне очень нравится …»
Цель: повысить тесные дружественные отношения в отряде; предупредить конфликтные ситуации.
Ход: по кругу каждый из сидящих в кругу говорит своему соседу слева фразу: «Здравствуй, мне очень нравится …», продолжая ее по своему усмотрению, стараясь найти в своем товарище что-то приятное, хорошее.
«ЛЕГЕНДА О МУДРОСТИ»
Цель: способствовать развитию мышления воспитанников, понимания, что значит мудрость и какую роль она играет в жизни.
Легенда:
У одного старого человека был единственный сын. И он хотел женить его на такой девушке, чтобы она содержала всю семью как следует, чтобы после его смерти можно было надеяться, что его имя не осрамят.
И этот человек собрал сливы из собственного сада, загрузил в телегу и стал ездить по аулам. Он обменивал сливы на мусор. Которая девушка принесет больше мусора, той давал больше слив. И в одном из аулов случилось так: одна девушка принесла горсть мусора на ладони. Старик спросил: «Почему ты так мало принесла? Я за него и одну сливу не дам». Девушка ответила: «У меня дома нет мусора. А этот мусор мне дала соседка за то, что я ей помогла подмести двор». Старик мигнув, дал девушке горсть слив и поплелся домой. А на следующий день он приехал сватать эту девушку. Свадьбу сыграли очень пышную. Почему? Ну об этом вы уже сами догадайтесь. А мне пора заканчивать свой рассказ. Только не думайте, что это выдумка. Так оно и было много лет назад.
«Спасибо»
Цель: способствовать выработке у ребят благодарности своим товарищам за труд и пользу, принесенную отряду; выяснить взаимоотношения в отряде, эмоциональный фон воспитанников к концу дня.
Ход:
Все садятся в круг, передают друг другу свечу, оценивают день и каждый может поблагодарить любого человека из круга: «Я хотела бы сказать спасибо…за то, что…».
Затем все встают в орлятский круг, поют вечернюю песню и произносят вечернюю речёвку.
«ЛЕГЕНДА О БЕРЕЗКЕ»
Цель: сформировать понимание того, что необдуманные поступки чаще всего приводят к трагедии, призвать ребят беречь любовь и чувства товарищей.
Легенда:
Когда-то давно на месте, где сейчас находится наш лагерь, стоял город. В нем жили юноша и девушка. Они любили друг друга и каждый день утром и вечером встречались в уединенном месте на берегу озера. Юноша был очень добрый, красивый и умный. Девушка тоже была замечательной, но у нее был вздорный характер, поэтому каждое утро во время встречи с юношей она умудрялась с ним поссориться из-за какого-нибудь пустяка. Вечером они мирились. Итак продолжалось много времени.
Юноша очень любил девушку, но постепенно им стали овладевать грустные мысли: «Почему она все время пытается со мной поссориться? Может быть, она меня не любит?» И юноша решил отправиться на один год в путешествие, чтобы дать девушке возможность подумать о своих чувствах. Ранним утром юноша ушел из города, и единственным, кто видел его, был старенький старичок, который сидел у соседнего дома.
Утром девушка пришла на место свидания. Но юноша не появился. Вечером он снова не от тяжести горя и слез…
А через пять дней вернулся юноша. Он пришел в город радостный и счастливый. За время своего путешествия он понял, что безумно любит девушку и готов прощать ей любые упреки, лишь бы она была с пришел. И на следующий день его не было. Девушка заволновалась и пошла к дому юноши. Но юноши она там не нашла. У соседнего дома она увидела старенького старичка и спросила у него, не видел ли он юношу. Старичок ответил, что видел, как юноша ушел в неизвестном направлении, никому ничего не сказав. Девушка ужасно расстроилась, но, делать нечего, стала ждать возвращения юноши…Шли дни. С каждым днем жизнь, казалось, потихоньку уходила из девушки. Она становилась все грустнее и грустнее…
Прошло 360 дней. И вновь утром девушка сидела на месте их встреч на берегу озера. Она уже не надеялась ни на какое чудо. Она поняла, что сама виновата во всем, потому что довела юношу своими никчемными и пустыми упреками, и он ее разлюбил. Девушка упала на землю и разрыдалась. Ее сердце разрывалось от боли. И в этот момент девушка превратилась в стройную березку, которая низко склонилась над водой, как будто ним и любила его. Юноша поверил, что любовь побеждает все, и они обязательно будут счастливы.
Юноша пришел на место свидания, но не нашел там девушку. Он очень удивился и отправился в город, чтобы расспросить о ней. Старенький старичок сказал юноше, что несколько дней назад девушка приходила к его дому, но с тех пор ее никто не видел.
Юноша вновь пошел на место на берегу озера, размышляя о том, куда же делась девушка, что же с ней случилось. И вдруг он увидел, что на этом месте появилась новая березка, словно плачущая над водой. Любящее сердце дрогнуло… Юноша догадался, что эта березка и есть его девушка, которая не выдержала его непонятного ухода. Юноша знал, что не сможет жить без девушки. Он превратился в высокий стройный тополь, который и поныне стоит на берегу озера в нескольких шагах от березки. Они навечно рядом, но никогда не смогут быть вместе… «Берегите свою любовь!» — словно говорят они нам…
СВЕЧКА
«ЧЕРНЫЙ И БЕЛЫЙ СТУЛ»
Цель: актуализация проблемы доверие/недоверие, эмпатии.
Содержание: отряд садится полукругом, в центре ставится стул. Черный он или белый выбор делает ребенок перед тем как сесть на него. Черный – отряд говорит о недостатках, слабостях, промахах и пр. Белый – говорят достоинствах, сильных сторонах характера и пр.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ «ТАЙНЫЙ ДРУГ»
Вожатый раздает каждому по листочку бумаги и ручку, там дети пишут свое имя и имя предполагаемого ими «тайного друга». Затем вожатый оглашает результаты, угадали или нет ребята своих тайных друзей. Затем проводят рефлексию.
«ЛЕГЕНДА ПРО ДЕЛЬФИНА И ЧАЙКУ»
Цель: сформировать у ребят представление о том, что нужно уметь доверять людям, а глупые проверки могут привести к трагедии.
Содержание:
В одной из смен в лагере жили два лучших друга. Каждый вечер они собирались в их общем секретном месте и обсуждали все проблемы, нажитые за день. Это происходило ежедневно. И однажды, одному другу в голову закралось сомнение. Что если друг его ему, как в старой песне, и не друг, им не враг, а так? Залегла ему эта мысль в голову, ходил человек по берегу моря и долго не мог придумать, как бы проверить их дружбу. Он ходил по скалистому берегу и смотрел на неспокойное море. И вдруг он увидел, что чайка, кружащая над морем, подлетела к горе и скрылась в небольшой расщелине около стоящего одиноко прямо на голых камнях дерева… Тогда в его голове созрел план.
Вот опять они собрались вместе, у моря, гуляли и обсуждали прожитое за день, и вдруг недоверчивый друг поскользнулся и упал. Упал со скалы. На самом деле, он, падая, зацепился за дерево и скользнул в расщелину.
Но его друг, нисколько не думая, прыгнул за ним, только уже по-настоящему.
И тот, кто сидел в пещере, с ужасом увидев, что он летит вниз, схватился за голову. «Что же я наделал?» — вскричал он и бросился за ним.
Верный друг превратился в дельфина, который, плавая, всегда всплывает, чтобы увидеть своего друга. А его друг превратился в белую чайку, которая никогда не уходит от дельфина и всегда кричит, прося у него прощения.
Запуск внутриотрядной игры «Киллер»
Оборудование: необходимо заранее подготовить карточки по количеству игроков. На каждой карточке пишется имя и фамилия участника.
Цель: способствовать развитию у ребят внимательности, логики и памяти.
Содержание игры: все карточки собираются вожатым, перемешиваются, а затем раздаются каждому игроку. Таким образом, у каждого участника есть карточка с именем и фамилией другого игрока. Это и есть «заказ киллера». Ни один из игроков не должен знать, у кого размещен «заказ» на его «убийство». В то же время, каждый игрок знает имя и фамилию своей «жертвы», но не должен никому говорить об этом. «Киллер» должен выполнить «заказ» («убить» свою жертву), а «жертва» не должна создавать условий для своего «убийства». Конечная цель «киллера» — собрать карточки всех игроков.
Правила игры:
После того как все карточки розданы, ведущий объявляет правила о начале игры:
- «убийство» должно происходить в тот момент, когда «киллер» и «жертва» находятся наедине, без свидетелей;
- Убийство происходит следующим образом: однополые убивают друг друга ущипнув за пятку, а разнополые- поцеловав в щечку;
- нельзя применять физическую силу для того, чтобы искусственно создавать такую ситуацию;
- «убийство» считается состоявшимся в том случае, если «киллер», находясь наедине со своей «жертвой», показывает ей карточку с ее именем;
- после того, как «киллер» совершил «убийство», «жертва» передаёт ему карточку со своим «заказом». После этого у «киллера» появляется новая «жертва»;
- игра заканчивается тогда, когда все карточки оказываются у одного из игроков.
Замечания: Изредка случается, что при раздаче карточек игроку выпадает карточка с его именем. В этой ситуации участник должен незаметно для других обратиться к ведущему игры. Пока игра только
начинается, у ведущего есть возможность тихо обменять «заказы» двух игроков (конечно же, с их взаимного согласия). При этом ни один из них не должен знать, у кого размещен новый «заказ».
Нужно держать в тайне имя «киллера» и имя его «жертвы». В противном случае игра теряет всякий смысл и становится неинтересной.
.
СВЕЧКА
«НИТОЧКА»
Цель: проанализировать прожитый день, выплеснуть все эмоции, подготовить детей ко сну.
Оборудование: свечка, катушка ниток.
Подготовка: перед началом огонька вожатый предлагает взять ниточку. Кусочки разноцветных ниток длинной от 10 до 30 сантиметров лежат рядом с ним.
Содержание: во время обсуждения дня (по схеме: что получилось; что не получилось; что надо сделать, чтобы было лучше) каждый ребенок, высказывая свою мысль, наматывает ниточку на палец. Когда ниточка намотана, выступление прекращается.
«ЛЕГЕНДА О ГИТАРЕ»
Мораль: прежде чем что-то сделать, нужно очень хорошо подумать, никогда не стоит спешить.
Содержание:
Жили на свете бездомные, но очень талантливые люди. Не было у них ни денег, ни крыши над головой. В один из хмурых осенних вечеров им надоело бродить по земле, и они решили отправиться в путешествие по морю. Построили корабль и отправились в путь. В-море они ловили рыбу и продавали ее в портах. Теперь они могли безбедно жить и ни о чем не заботиться. Но однажды они не заметили, как погрузились в прекрасный крепкий сон. Заснул и капитан, руки его разжались и выпустили штурвал. Внезапно налетела буря, огромная волна захлестнула суденышко. Его снесло на рифы и разбило в щепки. Путешественники очутились в воде и в панике начали спасаться. Один из потерпевших крушение оказался на суше раньше других и развел костер, чтобы высушить одежду. И вдруг увидел, как лазурная волна вынесла на берег непонятную деревянную штуковину с металлическими нитями. Человек хотел уже бросить ее в костер, но нечаянно задел за нити и был поражен удивительной чистоты звуком. Этот странный и необычный предмет, как бы отражал все стихии: корпус — землю, нити — cтpyны — воду, звук — воздух, а руки, на нем играющие — сам огонь. Человек попробовал играть на этом инструменте, и у него получилось. Его игру услышали остальные путешественники, и тихая музыка помогла им найти дорогу к огню. В этот счастливейший вечер они решили назвать инструмент ласковым словом «гитара». И потом, через многие годы гитара помогала путешественникам открывать новые земли, страны, города. влюбленным — встречаться, врагам — мириться, а пионерам — еще крепче дружить. Они сочинили различные легенды, песни, и гитара стала частью их жизни, их символом.
СВЕЧКА
«Если бы я был…»
Цель: рефлексия деятельности отряда, взаимоотношений в отряде; фиксация и поддержка положительных изменений в каждом ребенке из отряда.
Содержание: Ребятам задается такой вопрос: если бы я был волшебником, то в сегодняшнем дне я бы исправил…; сделал…; добавил…
ЛЕГЕНДА О СКАЗКЕ
Жила на свете Сказка. Жила она на небе с братьями и сестрами. По ночам она спускалась на землю и рассказывала взрослым и детям чудесные истории о добре и справедливости, но оказалось, что среди Сказок бывают плохие и завистливые. Так вот, эти злые Сказки стали нашептывать людям, что та Сказка — обманщица, что в ее историях нет ни слова правды. И люди постепенно поверили и перестали впускать в дома хорошую, добрую Сказку. Каждый раз, когда они приходила, ее отвергали. У ворот города даже поставили стражу, чтобы никто не прошел незаметно. А дети очень любили ту Сказку и все время просили родителей впустить ее. И лишь один старичок не поверил злым разговорам, не испугался и позвал к себе Сказку. Она откликнулась, пришла. Старичок стал ее упрашивать:
— Иди скорее к детям, а то они уже стали забывать, что такое правда, что такое хорошо, а что такое плохо, ведь они слушают теперь только злые и страшные Сказки. И Сказка пошла в город, вышла на площадь и начала рассказывать свою самую лучшую историю. Ее слышно было во всех домах, на всех улицах. Слушали все: и взрослые, и дети, и цветы, и деревья. Стража бросила свое оружие и тоже заслушалась. А когда история закончилась, люди стали умолять Сказку остаться с ними в этом городе. Сказка, конечно, согласилась, ведь она была очень добрая и мудрая. А потом всех плохих Сказок люди прогнали из города и забыли о них, будто их и не было!
СВЕЧКА «Жаль, что его нет»
Цель: рефлексия деятельности отряда, взаимоотношений в отряде; фиксация и поддержка положительных изменений в каждом ребенке из отряда.
Содержание: Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было бы с начала смены.
«ЛЕГЕНДА О ГОРОДЕ»
Цель: дать понять ребятам, что мы, люди, нужны друг другу, что нужно больше общаться и тогда мир будет не серым, а красочным.
Содержание: Когда-то на берегу большого озера стоял город. Это был очень странный город. Все дома здесь были серыми. Серые лица, серенький дождик. Люди ходили по улицам без цели, просто так. Они ходили молча, не поднимая глаз. Они работали просто так и только из-за того, чтобы занять время. В городе не было часов, потому что время этим людям не было нужно. В городе не было зеркал. Это был очень странный город.
Но однажды утром в город пришел молодой человек. Он был молод и энергичен. «Всем-,всем — доброе утро!» Сказал он, но никто ему не ответил. В этом городе не существовал закон Доброго отношения к людям.
Тогда молодой человек пошел в центр города — на большую площадь. Там стояли часы. Они не работали, весь их механизм был в паутине, но он был исправен. Молодой человек завел часы, и они стали бить. Они били долго и сильно. Все люди города сбежались на площадь. Они переглядывались и показывали на часы пальцами.
Молодой человек спросил: «Который час?». Но никто в шуме его не услышал. Он поднял правую руку, но ему опять никто не ответил. Он сказал. «Друзья, я поднял правую руку! Выслушайте меня. Как же вы так живете? Посмотрите на себя, на кого вы стали похожи!»
И кто-то спросил: «А как же мы увидим себя.»
Тогда молодой человек повел всех к озеру. Озеро стало чистым и прозрачным, как зеркало. Люди увидели себя в озере. У них появилось желание сесть в круг. Молодой человек зажег свечу. Люди сидели, говорили, говорили до утра. Затем они перекрасили свой город в белый цвет. Люди стали нужны друг другу. Они создали теперь свои законы.
СВЕЧКА
«ЖИЗНЕННЫЙ ДЕВИЗ»
Цель: выявить вместе с воспитанниками, что значит для всех нас «жизненный девиз» и какую роль в жизни он играет.
Оборудование: листы бумаги, ручки, свечка.
Содержание: Каждый участник пишет на листке бумаги свой жизненный девиз, затем все вместе обсуждают, что же для нас главное в жизни, к чему мы стремимся.
«ЛЕГЕНДА О КУРЕНИИ»
Цель: профилактика курения, способствовать выработке собственного мнения, ЗОЖ.
Легенда:
Говорят, вот с чего все началось. Умерла у черта бабушка. И захотел он так схоронить ее, чтобы все честь по чести было — и колесница нарядная, и кони в три пары, и гроб с шелковыми кистями, и чтобы за гробом люди шли и в голос плакали. И, как задумал, так все и сделал. Только вот беда — не плачут люди по чертовой бабушке. Да и чего им плакать? Ну, умерла у черта бабушка и умерла, людям-то что? А черту это обидно. Вот и надумал он, как провести людей. Ему долго ли? На то они и черт! Собрал он листки тютюну, стер в порошок и давай всех потчевать:
— Нюхайте, почтенные. Это доброе зелье! Нюхайте, одолжайтесь! Да мою бабушку поминайте!
И кто ни понюхает — у того слезы из глаз так и текут. А черт радуется. Все-таки по его вышло! Увидел с неба ангел, что люди на земле горько плачут, и спустился вниз.
— Что это вы слезы льете? — спрашивает.
— Да вот, померла у черта бабушка, — говорят ему люди и слезы с глаз отирают.
Удивился ангел:
— А вам-то что за горе? Плюньте-ка вы на нее! Что вам в ней!
Смастерил он наскоро трубки, набил табаком и дает плакальщикам.
— Курите, — говорит, — утешайтесь! И меру знайте!
И кто только не закурит, тот и плюнет. Тьфу! Это что за чертовщина!
— Так-то оно будет лучше, — сказал ангел и улетел к себе на небо.
Вот встречает ангел черта и спрашивает его:
— Ты что ж это чудишь, людей с толку сбиваешь?
Смеется черт:
— А пусть они, дураки, поплачут по моей бабушке!..
— Да разве они плачут? — ангел говорит. — Ты посмотри-ка получше.
Глянул черт на землю — что за напасть такая! Плюются все да еще его поминают.
Вот с тех самых пор и научились люди нюхать да курить табак. Только никакой радости от этого зелья. Кто понюхает, у того слезы так и выступят:
— Фу-ты, черт, до чего крепок!
Кто затянется из трубки, тот и плюнет.
— Фу-ты, черт, до чего же горек!
А кто легенду прослушал, тот сделает по-своему. Не так ли?
СВЕЧКА
«Ложка дегтя»
Цель: создать эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное решение проблем, возникающих в отряде.
Оборудование: свечка, карточки с описанием отрицательных качеств, свойств человека, конверт.
Содержание: необходимо подготовить карточки с описанием отрицательных качеств (характеристик, свойств) человека. Карточки складываются в конверт. Вожатый предлагает желающим (или каждому) вытянуть из конверта по одной карточке, представить, что перед вами находится человек, обладающий тем отрицательным качеством характера, которое описано на карточке. Попробуйте сказать воображаемому человеку всё, что вы о нём думаете, о тех чувствах, которые он в вас вызывает, посоветуйте ему путь исправления.
«ЛЕГЕНДА О ГВОЗДЯХ»
Цель: способствовать развитию у детей толерантности, самообладания, любви друг к другу, терпеливости.
Содержание:
Жил-был один очень темпераментный мальчик. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда мальчик не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было 37 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых столб гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришел день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из забора по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда мальчик мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору: Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в заборе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический. Настоящих друзей не бывает много. Они умеют развеивать твое плохое настроение и помогают в трудную минуту. Они готовы выслушать тебя и открыть тебе свое сердце. Ты мой друг, и для меня это большая честь. Прости меня, если я когда-нибудь оставил дыру в твоем заборе.
СВЕЧКА
Метод- анализ «Пять пальцев»
Цель: понять успешность проведенного дня, узнать эмоции и переживания детей.
Ход: этот способ подведения итогов занимает 5 минут. Каждому ребенку предлагается посмотреть на свою ладонь и подумать, глядя на нее.
1. Мизинец (М) – «мысль», какие знания и опыт я сегодня приобрел.
2. Безымянный (Б) – «близка ли цель»: что сегодня я сделал для достижения своей цели.
3. Средний (С) – «состояние духа»: каким было мое настроение и от чего оно зависело.
4. Указательный (У) – «услуга»: чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
5. Большой (Б) – «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
легенда
«КОТ, КОТОРЫЙ ЖИЛ 1 000 000 РАЗ»
Жил был кот, котоpый жил миллион pаз. Он умиpал миллион pаз и миллион pаз оживал. Это был пpекpасный полосатый кот. Миллион человек ласкали его, и миллион человек плакали, когда он умиpал. А он не плакал. Hи pазу.
Один pаз он был даже котом коpоля. Hо вообще-то он не любил коpолей. Коpоль был отважным воином и все вpемя сpажался. Коpоль пpивозил кота на поле боя в кpасивой коpзине. Кот был убит шальной стpелою. В самый pазгаp битвы коpоль заплакал, обнимая его. Коpоль бpосил сpажаться и веpнулся в свой замок. Он закопал кота под деpевом во двоpе замка.
В дpугой pаз он был котом моpяка. Hо вообще-то он не любил моpя. Моpяк возил его по моpям и океанам. Однажды кот упал с коpабля. Он не умел плавать. Моpяк поймал его сетью, но кот уже умеp. Моpяк обнял его мокpое тело и гpомко заpыдал. Потом похоpонил его под деpевом в паpке в далеком поpтовом гоpоде.
Как-то он был котом циpкового фокусника. Hо, вообще-то, он не любил циpка. Фокусник клал кота в ящик и pаспиливал ящик пополам. Потом он вынимал из ящика живого кота. Он кланялся под буpные аплодисменты. В один пpекpасный день фокусник ошибся и действительно pаспилил кота. Он гоpько заплакал пpямо на аpене циpка. Hикто не хлопал. Он закопал кота под деpевом за шатpом циpка.
Потом наш кот был котом воpа. Hо он совсем не любил воpов. Воp вместе с котом тихо, как кот, бpодил по ночному гоpоду. Он залезал в те дома, где деpжали собак. Пока собака лаяла на кота, воp воpовал. И вот однажды собака загpызла кота. Гpомко pыдая воp бpодил по ночному гоpоду. В pуке он сжимал укpаденный бpиллиант. Воp заpыл кота в маленьком двоpике. Под деpевом.
Был он котом у одинокой стаpушки. Hо он совсем не любил стаpушек. Стаpушка весь день смотpела на улицу из окошка. А кот дремал у нее на коленях. Скоpо кот постаpел и умеp. Дpяхлая стаpушка плакала, обнимая дряхлого кота. Она закопала его под деpевом. В саду.
Был он котом у маленькой девочки. Hо он совсем не любил детей. Девочка носила кота на спине. Она пpивязывала его шнуpком. И вот кот умеp за спиной у девочки, запутавшись в шнуpке. Девочка плакала всю ночь. Она вытиpала слезы шеpсткой кота. Потом она закопала его под деpевцем. А коту совсем не стpашно было умиpать!
А потом он вдpуг стал диким котом. Вольным! Он обожал себя! Он был Великим полосатым котом, и поэтому стал великим диким котом! Вольным! Он был совсем ничей! Он был сам себе свой! Все кошки хотели выйти за него замуж. Одна подаpила ему pыбину! Дpугая — мышку! Тpетья — сало! Четвеpтая облизала ему каждую полосочку. А он напевал: — Я миллион pаз умиpал! Ха! Больше всего на свете он любил себя. Только одна кошка была pавнодушна к нему. Кот подошел к ней и сказал: — Я умиpал уже миллион pаз. Hо она ответила пpосто: — Та-ак. Ему стало немного обидно. Подошел он и на следующий день и сказал: — А ты еще ни pазу не умиpала. Hо белая кошка отвечала пpосто: — Та-ак. В один из дней он сделал пеpед белой кошкой тpойное сальто — подпpыгнул и тpижды пеpевеpнулся в воздухе: — А я когда-то был котом в циpке. Белая кошка ответила пpосто: — Та-ак. Он хотел было сказать: — А я уже миллион pаз умиpал… Hо не сказал. Он только спpосил: — Можно всегда быть с тобой Белая кошка кивнула: — Да. И кот остался с ней навсегда. Белая кошка pодила много котят. Кот уже никогда не говоpил, сколько pаз он умиpал. Он любил свою кошку и своих котят даже больше самого себя. Скоpо котята выpосли и ушли куда-то. — Какие они славные — сказал кот. — Да — согласилась кошка и замуpлыкала. Она чуть постаpела и муpлыкала нежнее, чем пpежде. Больше всего в жизни кот хотел никогда не pасставаться с ней. Hо однажды белая кошка тихо умерла рядом с котом. Он впеpвые в жизни заплакал. Hаступила ночь и настало утpо, наступила ночь и настало утpо, наступила ночь и кот плакал и плакал миллион pаз. Опять настало утpо, наступила ночь, настало утpо и в полдень он пеpестал плакать. Он лежал pядом с белой кошкой и незаметно стал неподвижным. Больше уже кот никогда не оживал.
СВЕЧКА
«Разговор с попутчиком»
Цель: снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных.
Ситуация: закончилась смена, вы едете домой. Нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере.
«ЛЕГЕНДА О ДЕРЕВЕ ДОБРА»
Цель: подготовить детей ко сну, дать им пищу для размышления на счет того, посеяли ли они добро в отряд, или же зло.
«Давным-давно люди заметили, что растения дают плоды в зависимости от того, какие семена посеяли, в какую почву они легли, как за ними ухаживали, сколько внимания им уделяли. Так, оказалось, что семена зла и ненависти, дающие побеги и плоды, засоряют почву, сводя на нет результаты человеческого труда. И, наоборот, семена Добра, посеянные в подготовленную почву, за которыми ухаживают, окружают теплом, лаской, добротой, дают самые зрелые и сочные плоды. Самым упорным и трудолюбивым удается вырастить Дерево Добра, от которого идет свет, тепло и доброта ко всем, кто в этом нуждается. Так и повелось на Земле — судить о человеке по тому, что оставляет он после себя другим, а люди, чтобы о них долго помнили и память эта была доброй, стараются сеять вокруг себя только хорошее. Эта история передается из поколения в поколение, от сердца к сердцу, из уст в уста. Какое дерево мы посадим, такие плоды оно и даст, и зависит это от всех нас!»
ОГОНЕК ДОБРЫХ СЛОВ
Цель: создать положительный эмоциональный настрой в конце смены, наладить все взаимоотношения между ребятами.
Описание: Этот огонёк немножко необычен. Он проводится не в кругу, и свечка там не одна, а много. Сначала вожатая предлагает всем занять в комнате место, где было бы удобно. Кто-то сядет в кресло, кто-то на подоконник, кто-то прислонится к шкафу… Дальше вы раздаёте нескольким людям горящие свечки. Тот , у кого в руках свечка может подойти к любому человеку, и тихо, так чтоб слышал только он, сказать ему какие-то добрые слова. Те слова, которые, может быть давно хотелось сказать, но не было подходящего момента. Сказав, он передаёт свечку тому человеку, а сам остаётся на его месте. Это может продолжаться минут 15, 20, 25… смотрите сами. Вроде просто, но это действие захватывает…
ЛЕГЕНДА О СЕРДЦЕ
В один солнечный день красивый молодой человек стоял на площади посреди города и с гордостью хвастался самым прекрасным сердцем в округе. Он был окружен толпой людей, которые искренне восхищались безупречностью его сердца. Оно было действительно идеально — ни вмятинки, ни царапинки. И каждый в толпе соглашался, что это самое прекрасное сердце, которое они когда-либо видели. Парень был очень этим горд и просто сиял от счастья.
Неожиданно из толпы вперед вышел старик и сказал, обращаясь к парню:
— Твое сердце по красоте и близко не стояло рядом с моим.
Тогда вся толпа взглянула на сердце старика. Оно было помято, все в шрамах, в некоторых местах куски сердца были вынуты и на их местах были вставлены другие, которые совсем не подходили, некоторые края сердца были рваными. К тому же, в некоторых местах в сердце старика явно не хватало кусочков. Толпа уставилась на старика — как он мог сказать, что его сердце красивее?
Парень взглянул на сердце старика и засмеялся:
— Ты, возможно, шутишь, старик! Сравни свое сердце с моим! Мое — идеально! А твое! Твое — мешанина шрамов и слез!
— Да, — ответил старик, — твое сердце выглядит идеально, но я бы никогда не согласился обменяться нашими сердцами. Смотри! Каждый шрам на моем сердце — это человек, которому я отдал свою любовь — я вырывал кусок моего сердца и отдавал этому человеку. И он часто взамен отдавал мне свою любовь — свой кусок сердца, которое заполняло пустые пространства в моем. Но поскольку кусочки разных сердец точно не подходят друг к другу, поэтому у меня в сердце есть рваные края, которые я берегу, потому что они напоминают мне о любви, которой мы делились.
Иногда я отдавал куски моего сердца, но другие люди не возвращали мне свои — поэтому вы можете видеть пустые дыры в сердце — когда ты отдаешь свою любовь, не всегда есть гарантии на взаимность. И хоть эти дыры приносят боль, они мне напоминают о любви, которой я делился, и я надеюсь, что в один прекрасный день эти кусочки сердца ко мне вернутся. А если нет — что ж, зато мне есть что вспомнить. И эти воспоминания не тяготят меня — ведь и в них есть что-то хорошее, что-то, без чего жизнь была бы не столь полной. Теперь ты видишь, что означает истинная красота?
Толпа замерла. Молодой человек молча стоял ошеломленный. Из его глаз стекали слезы. Он подошел к старику, достал свое сердце и оторвал от него кусок. Дрожащими руками он протянул часть своего сердца старику. Старик взял его подарок. Потом он в ответ оторвал кусок от своего избитого сердца и вставил его в пространство, образовавшееся в сердце молодого человека. Кусок подошел, но не идеально, и некоторые края выступали, а некоторые были рваными.
Молодой человек посмотрел на свое сердце. Оно теперь было совсем не идеально, но на самом деле стало гораздо более красивым, чем раньше.
КТД «ПИСЬМО СЛЕДУЮЩЕЙ СМЕНЕ»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой к отъезду.
Оборудование: листы бумаги, фломастеры, ручки, и др канцтовары.
Содержание:
Письмо составляется всем отрядом. Мы решили подойти к этому креативно: написали письмо, положили его в бутылку и спрятали на территории лагеря. А для того, чтобы следующая смена могла его наити, мы нарисовали карту маршрута и отдали её старшему вожатому.
СВЕЧКА
«Расскажи мне обо мне»
Цель: Подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние отряд оказал на каждого члена коллектива.
Описание: каждый ребенок по кругу начинает описывать каждого члена отряда (какой у него характер, что хорошего он внес в коллектив, для себя лично, что больше всего запомнилось с этим человеком.)
ИТОГОВЫЙ ОГОНЕК «Обнимашки»
Цель: на этом огоньке вожатые с детьми подводят итоги смены.
Оборудование: мотки ниток
Ход:
Дети обсуждают что понравилось за время пребывания в лагере, что не понравилось, пожелание на следующий год. В конце беседы ребята подходят и отрывают ниточки. Каждый ребенок должен подойти ко всем по очереди, завязать ниточку на ожерелье, сказать ему добрые слова и обязательно обнять. Т.о. у каждого ребенка получается ожерелье из ниточек, которое он забирает с собой на память. В заключении, вожатые и ребята становятся в один круг, берутся за плечи и поют свою отрядную песню.
«ЛЕГЕНДА О РАЗБИТОМ ВОЖАТСКОМ СЕРДЦЕ»
На одной из смен был в лагере замечательный отряд. Казалось бы, ничего особенного, ведь в нем собрались самые обычные ребята, но они настолько сдружились за непродолжительную лагерную смену, что стали одной семьей, и не представляли, ни одной минуты в разлуке.
В этом отряде был Вожатый. Именно он был центром этой ребячьей семьи, именно благодаря ему в отряде царили Добро, Дружба, Понимание и Взаимопомощь. Вожатый очень любил свое дело, работа с ребятами была смыслом его жизни, счастьем его души. Каждый вечер весь этот отряд вместе с Вожатым собирался в очень красивом месте на берегу реки, которое ребята сами нашли для себя и украсили, чтобы это было действительно Их место, где всем было бы уютно и хорошо. Каждый вечер они проводили здесь «вечерний огонек», разговаривали, пели песни у костра…
К сожалению, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Подошла к концу и их смена. Пришло время возвращаться домой. В последний раз отряд собрался на своем любимом месте. И в этот момент прощания все ребята, не сговариваясь, дали обещание собираться здесь, на этом месте, каждый год в день окончания их смены…
Ребята уехали в город. Вожатый остался в лагере. Всех их закрутили свои повседневные заботы. Но никто не забывал о данном обещании, и через год все Они собрались на своем отрядном месте. Ребята провели вместе целый день, рассказывали о том, как они прожили прошедший год…
Еще через год ребята пришли не все. Кто-то не смог из-за каких-то дел, кто-то… На следующий год ребят пришло еще меньше. Потом — еще меньше… И вот наступил день, когда на берег реки пришел один Вожатый. Он ждал весь день, но никто из ребят не появился. И тогда Вожатый понял, что вся его вера в Настоящую Дружбу оказалась просто вымыслом, сказкой, которая не выдержала испытания разлукой… Сердце Вожатого не могло вынести убийства его веры, его идеалов. Вожатый упал на влажный прибрежный песок и умер. Из его груди выкатилось его горячее сердце, от пережитого разочарования оно раскололось, а от соприкосновения с ледяными волнами озера окаменело. И с тех пор на берегу реки лежит камень, который называют Разбитым Сердцем…