Кто такой Джон Тейлор Гатто? Это американский учитель, проработавший двадцать шесть лет в государственных учебных учреждениях, причем в 1991 году в Нью-Йорке он стал учителем года. Человек, имеющий ряд государственных наград за заслуги в области образования.
Он и сейчас продолжает трудиться на педагогической ниве, горячо ратуя за «полную перезагрузку» всей системы государственного образования в школах. Его эссе Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя — Джон Тэйлор Гатто получило главный приз на конкурсе, который организовал Колумбийский университет.
Работа, естественно, затрагивает заокеанскую систему образования, но наблюдения и выводы, которыми делится автор на основе своего богатого практического опыта, заставит призадуматься и учителей нашей начальной школы. К великому сожалению, слишком много общего. Те выводы, которые делает Гатто, кому-то могут показаться слишком неожиданными и просто шокирующими, кому-то они откроют глаза на истинное положение дел в отечественной системе образования. В любом случае, это эссе вряд ли оставит равнодушным и начинающего, и опытного педагога. Заставит этот труд призадуматься и родителей. Придя работать в школу и близко познакомившись с самой системой образования, Джон Гатто пришел к довольно печальному выводу о том, что школа зачастую учит детвору не тому, что официально декларируется в различных программах. По глубокому убеждению американского преподавателя, школьный учитель по своей специализации преподает не историю или географию, а следующие семь предметов, семь уроков, с которыми трудно не согласиться.
Первый — это урок бессистемности. Все, чему учат детей, ни с чем ничто не связано.
Второй — детей можно и нужно делить на группы, отсюда и школы различаются по престижности.
Третий — урок безразличного отношения к делу, в результате чего они никогда ничего не познают «от корки до корки».
Четвертый — урок эмоциональной зависимости, когда с помощью различных наказаний и почестей школа подчиняет волю детей своей командной системе.
Пятый — урок интеллектуальной зависимости. Учащиеся всегда ждут, когда учитель направить их и скажет, что необходимо делать, что, естественно, уничтожает «на корню» любую инициативу.
Шестой – урок, на котором школа учит детей тому, что только мнение окружающих определяет персональное представление о себе, как о личности.
Седьмой – урок полной подконтрольности, которая ограничивает их личное время и личное пространство.
Правильными ли окажутся для всех нас указанные Гатто ориентиры для выхода из кризиса в системе образования? Автор убедителен и искренен. Его выводы вытекают из многолетнего опыта. А они говорят следующее: необходимо вновь возвращаться к семье, восстанавливая по крохам этот институт, уничтоженный «государственной машиной», конкретно, и в нашей стране. Кому-то это покажется слишком утопическим и недостижимым выходом из образовательного тупика, поскольку «государство» просто так не «отдаст» столь прекрасный и выгодный бизнес, приносящий прибыль немалую и своих граждан воспитывает в качестве замечательных марионеток.