Вариативность начального образования и новые образовательные результаты будут оставаться мифом до тех пор, пока не произойдут системные изменения во всем укладе начальной школы. Наличие большого количества учебников не меняет кардинально качества образования. Механизмом, запускающим такие изменения, может стать деятельностная педагогика, которая ориентирована на «задачный» принцип построения содержания образования и работу с детским учебным действием в разных, специально создаваемых взрослыми образовательных пространствах. В традиционной педагогике, которая всегда строилась по принципам «делай, как я…», нет места детскому действию, а следовательно, нет места мышлению…
Для современной начальной школы необходимы деятельностное содержание, мышление, учебное сотрудничество, особая педагогическая технология, в том числе контрольно-оценочная деятельность как механизм управления обучением детей.
Поэтому системообразующим компонентом федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые направлены, прежде всего, на результат образования, является деятельностный подход.
Для деятельностной педагогики характерны особые принципы обучения: принцип предметности здесь противопоставлен традиционному принцип наглядности; принцип деятельности — принцип сознательности.
Необходимы специфические принципы конструирования деятельностного содержания: система общих способов действий через систему учебных задач; моделирование как основное средство для конструирования общего способа; поиск и проба как способы развертывания системы понятий; перенос общих способов действий и способов сотрудничества в модельные ситуации через систему проектных задач.
Именно учебная деятельность как универсальный способ учения определяет особую деятельностную образовательную технологию: переход от «ситуации успеха» к «ситуации разрыва» через рефлексивную оценку (постановку учебной задачи); моделирование и конструирование (этап решения учебной задачи); продвижение от диагностической работы на «входе» через коррекцию к диагностической работе на «выходе» (этап решения частных задач); проверочная работа как переход от одной учебной задачи к другой (констатирующая оценка); перенос способов действий и средств в квазиреальные ситуации (этап решения проектных задач).
Основной принцип построения деятельностной технологии — цикличность (ритмичность) разворачивания образовательного процесса, в котором выделяются три цикла: пятилетний, годовой и тематический.
В рамках реализации деятельностной технологии необходимо особое внимание уделять контрольно-оценочной деятельности. Целесообразно развести контроль и оценку как учебные действия младших школьников и контроль и оценку как педагогические действия.
При деятельностной технологии педагогом создаются разные образовательные пространства:
- урок (коллективное действие) — место решения системы учебных задач.
- учебное занятие — место групповой работы по поиску причин ошибок и способов их устранения.
- урок-мастерская — место индивидуальной коррекции действий учащихся.
- урок-консультация — место «умных» вопросов (определение границы знания и незнания ребенка по его запросу).
- урок-презентация — место предъявления достижений учащихся (результатов их самостоятельной домашней работы).
По материалам «Стандарты второго поколения»