Работа с учениками младших классов должна происходить на надлежащем уровне. Достаточно давно сформирован взгляд относительно содержания образования начальных классов как социального опыта, включающего знания, навыки и, соответственно, опыт творческих мероприятий, а также социальных, нравственных ценностей. Считается, что данный опыт представлен содержанием учебных предметов, которые изучаются в младшей школе.
Однако содержание образования маленьких школьников нельзя сводить только к содержанию определенных школьных дисциплин. Ведь освоение социальных навыков за годы школьной учебы происходит не просто в процессе обучения, но также при внешкольной/внеклассной деятельности. Известно, что перьевая ручка, как и сам уклад школьной жизни просто незаменимы. Существующий в школе порядок межличностных отношений — особо важный фактор освоения социального опыта, и, как правило, не менее важными, нежели изучение материалов школьных предметов. И об этом свидетельствуют различные аспекты, в частности, некоторые воспоминания школьников любых поколений.
Проблема соотношения формирования своих навыков и изучения социального опыта учеников имеет несколько аспектов:
- востребованность знаний по школьным предметам при внеучебной деятельности;
- соотношение времени на внеучебную и учебную (включая домашние задания) деятельность учеников на различных этапах школьного образования;
- востребованность навыков внеучебной деятельности во время изучения школьных предметов;
- признание глубокой значимости внеучебной деятельности учеников, ее отражение в системе оценок (неформальных и формальных).