Информатизация, глобализация, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых специальностей требуют повышенной мобильности и непрерывного образования. Вот почему большую значимость в образовании приобрела готовность учащихся к поиску и работе с информацией, способность переноса освоенных навыков на другие области. В фундаменте образования лежит — формирование совокупности УУД, что обеспечит «умение учиться», а не только освоение учащимися ЗУН: знания, умения, навыки.
Само понятие «универсальные учебные действия» (УУД) возникло из-за изменения парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
Под УУД в Концепции федеральных государственных стандартов общего образования (ФГОС) понимается «…совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»
Все УУД делятся на личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Личностные действия обеспечивают осмысленное обучение, выделяют значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ситуациями, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, найти свою жизненную позицию в в окружающем мире, среди людей, найти самого себя.
Кратко, осмыслить осознавать принимать жизненных ценностей
Регулятивные действия обеспечивают возможность управлять познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.
Кратко, уметь формулировать цель, планировать деятельность, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать
Познавательные действия — это действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, логические действия и операции, способы решения задач.
Кратко, уметь логически мыслить, ставить и решать задачи, проблемы
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли.
Кратко, уметь планировать сотрудничество, формулировать и задавать вопросы, разрешать конфликты, уметь точно выражать свои мысли, владеть монологом и диалогом.
Но это все теория, что на практике? Пример заданий, которые формируют УУД…
Русский язык:
- В русском языке существует слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.
- Миша выделил в словах такие окончания, Саша – другие. А как ты считаешь, кто прав?
- Соотнесите слова со схемами состав слова.
- Как бы ты объяснил своему другу про родственные слова?
Окружающий мир:
- Из упомянутых в статье животных, выбери группу травоядных.
- Обсудите в паре пути решения данной экологической проблемы
- В какой природной зоне обитает северный олень? Подготовь устный рассказ об этой природной зоне.
- Изучи природные зоны России и ответь, где бы ты хотел жить и почему.
Литературное чтение:
- Как нужно было ухаживать за репкой?
- Почему репка выросла такая большая?
- Сочини продолжение сказки «Курочка Ряба» с друзьями.
- Прочитай текст и найди описание персонажа… , описание дома и т.д.
Изобразительное искусство:
- Какие краски помогут тебе нарисовать осень? А зимний пейзаж?
- В какой последовательности ты будешь рисовать автомобиль?
- Как мы будем оценивать ваши рисунки на этой выставке класса, обсудите их в группе.
- Какой твой любимый цвет и почему?
Таким образом, построение урока в технологии деятельностного подхода обучения или включение в урок проблемных ситуаций способствует формированию универсальных учебных действий — способность понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность. Это именно то, что так необходимы человеку в современных условиях.