Прежде чем обсуждать литературное произведение, изучите историческую справку Интернет-урок по окружающему миру «Отечественная война 1812 года».
Стихотворение «Бородино» Михаил Юрьевич Лермонтов написал в 1837 году, к 25-летней годовщине Отечественной войны 1812 года. В нём отражена безграничная любовь русского народа к своей Родине, самоотверженность, готовность простых людей защищать свою страну.
Перед вами портрет поэта
Михаил Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Когда Мише было около трех лет, умерла мама. Его воспитанием занялась бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. И всё детство его прошло в пензенском имении бабушки, в Тарханах.
Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет.
В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В 1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с Пушкиным.
Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу.
М.Ю. Лермонтова восхищался героями битвы, их мужеством и самоотверженностью. Лермонтов погиб на дуэли в 1841 году, когда ему было 27 лет…
Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война 1812 года была окончена. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне и о знаменитом Бородинском сражении.
После того, как поэт окончил военную школу, он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась 25 лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами. Не случайно молодой солдат называет рассказчика «дядей». Это бойцы разных поколений.
БОРОДИНО
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
Работа с малоизвестными словами в стихотворении…
редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;
мусью – мсьё (франц.) – обращение к французу;
лафет – боевой станок, на котором укрепляется пушка;
кивер – высокий военный головной убор из твердой кожи.
мусью (разг.народ.): мсье, месье (франц.) — сударь, господин;
картечь — артиллерийский снаряд, наполненный круглыми пулями, широко рассеивающимися при выстреле;
бивак — стоянка войск под открытым небом;
кивер — высокий военный головной убор из твердой кожи;
булат — оружие из булатной стали — стали особой закалки;
улан, драгун — солдаты конных полков;
басурманы — люди другой веры, иноземцы, здесь: враги.
Анализ стихотворения…
- Какому историческому событию посвящает Лермонтов своё стихотворение?
- Стихотворение написано а 1837 году. Сколько лет прошло со дня Бородинской битвы?
- Посмотрите, как оформлено начало стихотворения. Что собою представляет стихотворение «Бородино»?
- Кто принимает участие в диалоге? (Молодой боец и старый солдат)
- Прочитаем реплику молодого солдата. Что его волнует и интересует? (Любознательный молодой солдат старается понять, почему «Москва, спаленная пожаром, французу отдана». Он хочет еще раз услышать про день Бородина из уст бывалого воина, свидетеля тех грозных и славных событий.)
- Почему рассказ о великом событии доверен именно рядовому солдату? (Рядовой солдат был в самой гуще военных событий. Он не наблюдал со стороны за ходом битвы, а сам отважно сражался с французами. Он ничего не выдумывает, не приукрашивает события – он рассказывает настоящую правду.)
- Как старый солдат называет воинов? Что говорит об их судьбе? («Богатыри… Плохая им досталась доля: не многие вернулись с поля…»)
- Почему, рассказывая о своих товарищах, солдат нигде не называет их по именам? (Боевых товарищей было много. Все одинаково храбро сражались за Родину. Именно безымянные герои Бородина завоевали победу. Солдат-рассказчик говорит не от собственного имени, а от имени друзей-однополчан. Неважно, как их звали, важно – как они сражались.)
- Почему старые воины-старики ворчали перед боем? Чем они были недовольны? (Воины – люди отважные и самоотверженные – рвались в бой за родину. «Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою!»)
- Как вели себя французы? (Французы были уверены в своей победе, но их радость оказалась преждевременной: Россия не покорилась Наполеону и его захватнической армии.)
- Чем занимались перед боем русские солдаты? (Русские солдаты молча, даже как-то торжественно готовились к предстоящему сражению. Наступал грозный и решительный час. Ожидая его, русский лагерь затих, готовя все силы для схватки с врагом.)
- Кого вспоминает старый солдат? Опишите полковника своими словами. (Смелый, мужественный, преданный царю и отечеству солдат, героически погиб («сражен булатом»), защищая родину.)
- Какое напутствие дал полковник перед боем своим солдатам, и что они обещали? (И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.)
- Прочитайте описание сражения. Что вы видите во время боя? (Французы двинулись, как тучи… Уланы, драгуны промелькнули… Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел… Ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел… Земля тряслась… Смешались в кучу кони, люди…)
- Что вы слышите во время боя? (Звучал булат, картечь визжала… И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой…)
- Какое настроение в русской армии? Что делают французы? (Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять… Вот затрещали барабаны И отступили бусурманы – Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать.)
- Можно ли сказать, что рассказчик и сам был богатырём, могучим, лихим человеком? (Старый солдат сам был участником Бородинской битвы, он никогда не говорит «я», но всегда говорит «мы». Он – часть солдатской массы, защищавшей Россию от Наполеона.)
- Для чего старый солдат так подробно описывает бой молодому солдату? (Ветеран войны, вынесший суровые испытания великой битвы, хочет показать, как в его время любили и защищали родину. Этот рассказ старика звучит как завещание молодым солдатам и нам с вами любить Родину и не жалеть жизни за свободу своего Отечества.)
- Чему учит стихотворение? (Быть патриотами, помнить историю России, извлекать уроки из исторического прошлого Родины).
- Подумайте, можно ли сказать, что Лермонтов создал стихотворение – поэтический памятник русскому воинству?
Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.
а) патриотизм, готовность сложить голову за Родину на поле брани:
«Уж постоим мы головою за Родину свою» (5 строфа);
б) решительность: «Не смеют, что ли, командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?» (3 строфа);
в) мужество: «Вам не видать таких сражений» (11 строфа);
г) воинское братство, гордость: «Умрём же под Москвой
Как наши братья умирали» (9 строфа)
«наш рукопашный бой!» (12 строфа)
Проследите логику развития сюжета баллады.
— Экспозиция: «Мы долго молча отступали…»
— Завязка: «И вот нашли большое поле…»
— Кульминация: «Ну ж был денёк!»
— Развязка: «Вот затрещали барабаны…»
В своём стихотворении М.Ю.Лермонтов использует различные средства художественной выразительности для создания художественной картины жизни, речь Лермонтова богата сравнениями, метафорами. Выпишите их.
- Французы двинулись, как тучи …
Земля тряслась, как наши груди …
Носились знамена, как тени…)
— С помощью какого литературного приема автору удалось показать поле боя?(Сравнение)
Огонь блестел….
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала.
И ядрам пролетать мешала гора кровавых тел…
Исследовательская работа с текстом. Посчитать сколько сущ. И.п и сколько глаголов…
- Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)
- С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).
Рефлексия
— Почему нас сегодня волнуют чувства людей, живших почти 200 лет назад?(Потому что автор говорит нам о вещах, которые никогда не перестанут волновать человека: о любви к родине, о чувстве товарищества, о верности долгу, об ответственности каждого за судьбу своих потомков. Пока мы будем стремиться быть похожими на героев Бородина, наш народ непобедим )
Нас и сегодня волнует стихотворение Лермонтова, и события в нем описанные. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг «недаром помнит” и будет помнить «вся Россия”.
Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!
Д\З: Подготовить выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» ИЛИ отрывок наизусть.