Русские народные сказки известны всем нам с раннего детства. Кто же не знает «Курочку Рябу», «Колобка», «Теремок»? Эти сказки легко запоминаются, дети их очень любят. Но! Ты знаешь, что в каждой сказке есть тайный секрет…. Ведь сказки издавна рассказываются не только для интереса, но и для того чтобы научить чему-то хорошему. Хочешь узнать секреты русских народных сказок, разглядеть, тот самый «намёк», который «добрым молодцам урок?» Начинаем наш интернет урок….
Ты узнал эту сказку? ….
Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое — золотое.
— Дед бил, бил — не разбил
— Баба била, била — не разбила.
Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое — простое!
Сказка «Курочка ряба»
А ты знаешь, что… Рябой — это значит с пятнами другого цвета на основном фоне, пёстрый. Рябая курица.
Задумайся…. Как может курочка снести золотое яичко?… Как смогла случайно разбить яичко мышка, хотя его не смогли сделать дед с бабой? И вместо того чтобы обрадоваться, дед и баба почему-то очень огорчились. А почему курочка пообещала снести деду с бабой простое, а не золотое яичко. Ведь золотое яичко дорогое?
Оказывается спорят о чём сказка «Курочка ряба» до сих пор. Версий множество! Например, писатель Борис Заходер считал, что «Курочка Ряба» — это сказка о человеческом счастье. «Счастье — это золотое яйцо — люди бьют его и так и эдак, а пробежала мышка, хвостиком махнула…».
По версии писателя Стрельникова (Проза.ру) курочка Ряба снесла яичко, похожее на золотое. Дед с бабой, увидев красивое яичко, решили, что оно должно быть необыкновенного вкуса и стали его бить, чтобы попробовать.
Но яичко было немного крепче простого, а у деда с бабой в старости осталось мало сил. Вдруг пробежала мышка, хвостиком уронила яичко на пол, и оно разбилось. Дед с бабой заплакали от того, что не смогли попробовать это яичко и от того, что осознали свою старость и слабость.
Курочка Ряба стала утешать их, обещая снести яичко не золотое, а простое. Пусть оно будет не столь красивое, но его можно будет спокойно разбить и съесть.
А теперь вспомни эту сказку…
Сказка «Колобок»…
А ты знаешь, что …. коло на старославянском языке — «круг»
Жили да были старик да старуха, у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошел старик по сусекам скрести, по коробам мести. Собравши немного муки, стали месить колобок. На масле смесили, на сковороде прягли* и на окне студили. Колобок соскочил да и убежал.
Бежит вдоль по дорожке. Попадается ему заяц навстречу и спрашивает его:
— Куда бежишь, колобок?Колобок ему в ответ:
— Я по коробам метен,
По сусекам скребен,
В сыром масле пряжен*,
На окошке стужен;
Я от деда ушел,
Я от бабы ушел,
И от тебя убегу.И побежал колобок. Навстречу ему серенький волчок.
— Куда ты, колобок?Колобок ему в ответ:
— Я по коробам метен,
По сусекам скребен,
В сыром масле пряжен,
На окошке стужен;
Я от деда ушел,
Я от бабы ушел,
Я от зайца ушел,
И от тебя, волк, убегу.Колобок побежал. Ему навстречу попадается медведь и спрашивает его:
— Куда ты, колобок?Колобок ему в ответ:
— Я по коробам метен,
По сусекам скребен,
В сыром масле пряжен,
На окошке стужен;
Я от деда ушел,
Я от бабы ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел
И от тебя, медведь, убегу.Колобок побежал. Ему навстречу попадается черемная* лисица, баять* мастерица, и спрашивает, готовясь его слизнуть:
— Куда бежишь, колобочек, скажи мне, дружочек, мой милый свет!Колобок ей в ответ:
— Я по коробам метен,
По сусекам скребен,
В сыром масле пряжен,
На окошке стужен;
Я от деда ушел,
Я от бабы ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел
И от тебя убегу.Лисица говорит ему:
— Я не чую, что ты поешь! Сядь мне на верхнюю губу!Колобок сел, и опять то же запел.
— Я еще ничего не слышу! Сядь ко мне на язычок.Он и на язычок ей сел. Опять то же запел. Она — хам! — и съела его.
*На сковороде прягли/В сыром масле пряжен — это жарение в большом количестве масла
*Черемная — красная, рыжая лиса
*Баять — говорить
Оказывается существует полная версия сказки. (Автор иллюстраций: Елена Бутакова. явь-тв.рф.)
Тарх Перунович — это Бог-хранитель древней Великой Мудрости в Древней Руси.
Джива— Богиня Вечной Вселенской Жизни в Древней Руси.
Итак, по одной версии сказка о Колобке …… это астрономическое наблюдение предков за движением Месяца по небосклону: от полнолуния до новолуния.
Именно такой колобок встречается нам в русской загадке… Голубой платок, красный колобок: по платку катается, людям усмехается. (это про Небеса и Ярило-Солнце).
Есть ещё версия…
Сказка Колобок» о славянской душе. И сказка именно как предостережение, о котором русскому народу всегда следует помнить.
Весь путь Колобка в лесу и все зверушки, которые он встретил совсем не просто так. Заяц первый, кто пообещал его съесть, то есть стать для него погибелью. Заяц — символ трусости, слабости. Ни трусость, ни слабость никогда не были чертой русского характера, напротив, храбростью и силой всегда славились русичи.
И покатился Колобок дальше, на встречу с Волком. Волк — образ алчности, жестокости. Не присущи такие качества русскому человеку, а значит и погубить его они не могут.
А Колобок встретился с Медведем. Медведь — символ власти, могущества. Но во все времена для русских были ценны простота и свобода. И катится Колобок к завершению своего пути, а именно ко встрече с Лисой… Которая притворно добра, щедра на похвалу, внезапно плохо слышит… Лиса — символ хитрости.
Вот эта черта, которую следует опасаться — до-вер-чи-вость. Вот что способно погубить русского человека, и именно от этого предостерегали нас мудрые предки, передавая из уст в уста эту, казалось бы, незатейливую сказку.
Следующая сказка….
Сказка «Репка»
Посадил дед репку и говорит:
— Расти, расти, репка, сладкá! Расти, расти, репка, крепкá!
Выросла репка сладкá, крепкá, большая-пребольшая.
Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку.Бабка за дедку,
Дедка за репку —Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку.Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку.Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку.Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку.Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —Тянут-потянут — и вытянули репку.
Сказка Репка — пример добрых семейных взаимоотношений.
Но оказывается в изначальной сказке было девять персонажей. В сказке был ещё и Отец, и Мать. И в каждом персонаже был свой скрытый смысл:
Репка – достояние и мудрость Рода (наРОД, РОДители, РОДственники).
Дед – древняя мудрость;
Бабка – традиции дома, хозяйственность;
Отец – защита и опора;
Мать – любовь и забота;
Внучка – дети, внуки;
Жучка – достаток в Роду, есть что охранять;
Кошка – благостная обстановка в Роду;
Мышка – благосостояние семьи, где нечего есть – и мыши не водятся.
Сказка учит нас, что счастье в семье есть тогда, когда воедино собраны все девять элементов: корни рода, мудрость рода, традиции, защита и опора, любовь и забота, потомство, охрана достатка, благоприятная обстановка, благосостояние дома.
Ещё известная сказка….
В сказке «Теремок», конечно, главный смысл в том, что жить нужно дружно, а одному быть трудно. Сказка учит дружелюбию и радушию. А то, что в конце медведь разрушает теремок, говорит о том, что всему должна быть своя мера.
А эту сказку, помнишь?
Сказка «Волк и семеро козлят»
Из этой истории можно вынести массу уроков:
- Слушайся маму
- Никогда не открывай дверь незнакомцам, а если никого из взрослых нет дома – вообще не подходи к двери
- Никогда не впускайте незнакомых людей в свой дом
- Не верь обещаниям посторонних людей и не иди у них на поводу
- Не бойся говорить «нет»
- Добро всегда сильнее зла
Следующая сказка….
Сказка «Гуси лебеди»
Кудель – очищенное волокно льна, конопли или шерсть, подготовленная для пряжи
Устьице – наружное отверстие в русской печи
Так о чём же это сказка?……
Девочка, не послушав родителей, оставила одного своего младшего братца, что и привело к трагическим событиям, к похищению младшего братца лукавыми птицами.
А ты знаешь, что… Во многих народных сказках древнейший помощник человека — птица. Наши предки Славяне поклонялись Небесным птицам и говорили, что после смерти душа человека превращается в такую птицу или улетает на ней в другое царство.
Девочка, которой была обещана награда Отцом и Матерью за послушание и заботу о братце, осознав, что нарушила родительскую волю, испугалась наказания и решила скорее всё исправить.
Но её гордость затрудняет спасение пропавшего братца, и, лишь пройдя долгий и сложный путь, девочка находит своего младшего брата в плену у той, кому служат лукавые птицы.
Что же видит девочка в избушке бабы-яги? Старушку, занимающуюся рукоделием, и Братца, увлечённо играющего серебряными яблочками. Ничего нет страшного в избушке, бабушка идёт растопить баньку… Но оказывается, именно девочке грозит здесь смертельная опасность, именно её, а не брата, хочет съесть Баба-Яга!
Оказывается, в сказке рассказывают об обряде посвящения детей из детства в юношество. Мальчишки и девчонки должны пройти испытания, преодолеть трудности, чтобы повзрослеть.
В сказке «Гуси лебеди» проходит испытания девочка. Встреча с печью, яблоней, рекой и спасение брата это её задания. В поисках брата она ошибается, невежливо отвечая печи, яблоне, речке. И только после проявления уважения к ним она получает помощь и выходит из затруднительной ситуации.
Оказавшись во власти природы, вдалеке от дома, человек должен уметь пользоваться ее дарами и избегать ее опасностей. Отведать яблок и напиться из реки — условия выживания, необходимые, чтобы не умереть в темном лесу от голода и жажды.
Получается, что эта сказка учит детей послушанию и доброму отношению к другим.
Вообще, во многих сказках герой идет по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же. Здесь важно запомнить важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твое добро необязательно вернется к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться. И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, — помогать людям нужно просто так.
И ещё сказка…
Сказка «Алёнушка и братец Иванушка»
Жили-были старик да старуха, у них была дочка Алёнушка да сынок Иванушка. Старик со старухой умерли. Остались Алёнушка да Иванушка одни-одинешеньки.
Пошла Алёнушка на работу и братца с собой взяла. Идут они по дальнему пути, по широкому полю, и захотелось Иванушке пить.— Сестрица Алёнушка, я пить хочу!
— Подожди, братец, дойдем до колодца.
Шли-шли, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
— Не пей, братец, телёночком станешь!Братец послушался, пошли дальше. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит лошадиное копытце полно водицы.
— Сестрица Алёнушка, напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, жеребёночком станешь!
Вздохнул Иванушка, опять пошли дальше. Идут, идут, — солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит козье копытце полно водицы.Иванушка говорит:
— Сестрица Алёнушка, мочи нет: напьюсь я из копытца!
— Не пей, братец, козлёночком станешь!
Не послушался Иванушка и напился из козьего копытца. Напился и стал козлёночком…Зовет Алёнушка братца, а вместо Иванушки бежит за ней беленький козлёночек. Залилась Алёнушка слезами, села на стожок — плачет, а козлёночек возле неё скачет.
В ту пору ехал мимо купец:
— О чём, красная девица, плачешь?
Рассказала ему Алёнушка про свою беду. Купец ей и говорит:
— Поди за меня замуж. Я тебя наряжу в златосеребро, и козлёночек будет жить с нами.Алёнушка подумала, подумала и пошла за купца замуж. Стали они жить-поживать, и козлёночек с ними живет, ест-пьет с Алёнушкой из одной чашки. Один раз купца не было дома. Откуда не возьмись приходит ведьма: стала под Алёнушкино окошко и такто ласково начала звать её купаться на реку.
Привела ведьма Алёнушку на реку. Кинулась на неё, привязала Алёнушке на шею камень и бросила её в воду. А сама оборотилась Алёнушкой, нарядилась в её платье и пришла в её хоромы. Никто ведьму не распознал. Купец вернулся — и тот не распознал.
Одному козлёночку все было ведомо. Повесил он голову, не пьет, не ест. Утром и вечером ходит по бережку около воды и зовёт:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок…Узнала об этом ведьма и стала просить мужа зарежь да зарежь козлёнка. Купцу жалко было козлёночка, привык он к нему А ведьма так пристает, так упрашивает, — делать нечего, купец согласился:
— Ну, зарежь его…Велела ведьма разложить костры высокие, греть котлы чугунные, точить ножи булатные. Козлёночек проведал, что ему недолго жить, и говорит названому отцу:
— Перед смертью пусти меня на речку сходить, водицы испить, кишочки прополоскать.
— Ну, сходи.Побежал козлёночек на речку, стал на берегу и жалобнёхонько закричал:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!Алёнушка из реки ему отвечает:
— Ах, братец мой Иванушка!
Тяжёл камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.А ведьма ищет козлёночка, не может найти и посылает слугу:
— Пойди найди козлёнка, приведи его ко мне.Пошёл слуга на реку и видит: по берегу бегает козлёночек и жалобнёшенько зовет:
— Алёнушка, сестрица моя!
Выплынь, выплынь на бережок.
Костры горят высокие,
Котлы кипят чугунные,
Ножи точат булатные,
Хотят меня зарезати!А из реки ему отвечают:
— Ах, братец мой Иванушка!
Тяжел камень на дно тянет,
Шелкова трава ноги спутала,
Желты пески на груди легли.Слуга побежал домой и рассказал купцу про то, что слышал на речке. Собрали народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили Алёнушку на берег. Сняли камень с шеи, окунули её в ключевую воду, одели ее в нарядное платье. Алёнушка ожила и стала краше, чем была.
А козлёночек от радости три раза перекинулся через голову и обернулся мальчиком Иванушкой.
Ведьму привязали к лошадиному хвосту, и пустили в чистое поле.
Немало поучительных моментов в сказке. Прислушивайтесь к голосу старших, особенно родных людей. Они живут дольше, жизнь знают лучше, они и помогут избежать ненужных ошибок. А если уже попал в беду, то своих оставлять негоже. Помоги человеку исправиться, подняться. Терпение, любовь, вера в лучшее — этими понятиями никогда пренебрегать не стоит.
Привязанность Аленушки и Иванушки друг к другу хорошо описывается пословицей «Их водой не разольешь», а жизнь в семье купца характеризует другая пословица — «Своя семья – самые верные друзья». А в целом, к сказке хорошо подходит пословица «Добро не умрет, а зло пропадет».
Есть в сказке и другой смысл. Очень важно предоставить детям хорошие «источники» жизненного опыта. Если ребенок берет всё от хорошего «источника» — он станет хорошим человеком. А если «источник» плохой, то из ребенка может получиться плохой, вредный для общества человек.
Вот так сказки!!!! Вот уж, действительно, Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!