На нашем Интернет-уроке по окружающему миру мы узнаем всё о воде, совершим удивительное путешествие капли воды…
Посмотрите, какого цвета на нашей планете Земля больше? …. Верно, голубого. Больше 70% поверхности земного шара покрыто водами Мирового океана.
Реки, моря, океаны – это вода, источник жизни. Есть организмы, которые могут жить без кислорода, а вот без воды не может жить никто.
Вы заметили из иллюстрации, что из огромного количества воды на планете 98% приходится на соленую воду, которая не пригодна для нужд человека, и только 2 % всей воды – вода пресная! Запасы пресной воды на Земле находятся в виде ледников (79%), подземных вод (20%) и 1% приходится на воду рек, озер, атмосферную влагу.
А вы знаете, что…
Вы уже знаете, что без воды жизнь невозможна.
Вода – самое удивительное вещество на Земле. Водная стихия – прекрасная, неповторимая стихия. Много произведений искусства посвящено воде. Давайте познакомимся с некоторыми картинами.
Кстати, марина (фр. marine, итал. marina, от лат. marinus — морской) — жанр изобразительного искусства, изображающий морской вид.
Что такое вода?
Для сравнения молекула сахара….
Свойства воды
Исследуем свойства воды… Нам понадобятся: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.
Исследование 1. Вода прозрачная.
Возьмите два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положите палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет).
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
Исследование 2. У воды нет вкуса.
Попробуйте на вкус воду, сок или молоко. Есть ли у воды вкус? (Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
Исследование 3. У воды нет запаха
Понюхайте воду и скажите, чем она пахнет или совсем не пахнет. Для сравнения попробуйте понюхать воду, в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
Исследование 4. Лёд – твёрдая вода.
Возьмите кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики. Понаблюдайте, что происходит с ними в тёплом помещении.
Ещё возьмите один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдайте, какой из них растает быстрее: большой или маленький.
Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
Исследование 5. Пар – это тоже вода
Взять термос с кипятком или чайник с кипящей водой (электрический). Откройте крышку. Вы видите пар. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды.
Исследование 6. Вода жидкая, может течь.
Возьмите два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Аккуратно перелейте воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Под действием силы тяжести она всегда стекает в сторону понижения воды. Течение воды – большая сила. Люди используют её для работы водяного колеса. Вода вращает колесо, а колесо – жернова, которые перетирают зерно в муку. Так устроена водяная мельница.
Похожее устройство имеет современная гидроэлектростанция. В ней колесо – турбина – вращает специальную машину, вырабатывающую электрический ток.
Исследование 7. Вода — хороший растворитель.
Перед вами по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?
На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).
Теперь размешайте акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).
Где в жизни человек использует свойство растворимости воды?….. Верно, мы может приготовить лимонад, компот, сделать чай сладким, а суп соленым. Стиральный порошок растворяется в воде.
Исследование 8. Лёд легче воды
Скажите, что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится?
Проверим на опыте: опустим кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.
Исследование 9. Вода бывает теплой, холодной, горячей.
Перед вами стаканчики с водой разной температуры. Попробуйте аккуратно пальчиком или с помощью термометра, в каком стаканчике вода холодная, а в каком горячая.
А как можно получить тёплую воду?
Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?
А вы знаете, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной.
Если бы вы были рыбами, какую воду бы выбрали – тёплую или холодную? Как вы думаете, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных?
Действительно, в холодных морях, реках живёт меньше разных животных.
Кстати, в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар.
Исследование 10. Вода не имеет формы
Рассмотрите кубик льда (вспомните, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?
Налейте воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.
Вывод: жидкая вода не имеет формы.
Ещё одно свойство воды: Вода при нагревании расширяется, при охлаждении — сжимается.
Теперь вы сможете ответить на вопрос: что заставляет крышку кастрюли греметь и подпрыгивать, когда она стоит на огне? Почему бутылка с водой при замораживании лопается?
Благодаря этому свойству были придуманы паровые машины.
Проведём опыты. Опустим в стакан с водой кусок дерева (он не тонет); опустим в стакан с водой камень (он тонет); опустим в стакан с водой железный ключ (он тонет).
Тогда возникает вопрос, а почему не тонет корабль, корпус которого сделан из железа?
Древнегреческий учёный Архимед на основе свойств воды открыл два интереснейших закона, которые помогут понять, как это происходит.
Итак, существует выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытеснения воды. Подводная часть корабля заполнена воздухом, который вытесняет очень большой объём воды и очень мало весит. Вот почему плавает корабль, корпус которого сделан даже из железа. Но если в его корпусе появится пробоина, то трюм заполняется водой, и корабль пойдёт ко дну.
А как работают фонтаны? и как вода по водопроводу поднимается на пятый этаж?
Архимедом было замечено ещё одно свойство: если две лужи соединить канавкой, вода потечёт туда, где её уровень ниже. Если соединить два любых сосуда, то в них установится одинаковый уровень жидкости. Это свойство было названо — законом сообщающихся сосудов.
По закону сообщающихся сосудов устроены водопроводные трубы в наших квартирах, работают фонтаны. На фото фонтан «Дружба народов» г. Москва
Ещё больше занимательных опытов здесь Занимательные эксперименты для детей «Вода ИЛИ Законы Архимеда.
Три состояния воды
Вода в природе существует в твердом, жидком и газообразном состоянии. Это единственное вещество, которое мы можем наблюдать в трех состояниях.
При переходе из жидкого состояния в твердое другие вещества сжимаются, так как уменьшается расстояние между молекулами; вода же ведет себя совсем наоборот.
Она при замерзании теряет плотность и поднимается на поверхность вместо того, чтобы идти на дно. Образовавшийся слой льда препятствует проникновению холодного воздуха. В результате вода подо льдом получает возможность сохранять тепло и не превращаться в лед. Поэтому даже если температура воздуха достигла отметки — 50 градусов по Цельсию, подо льдом все равно всегда около нуля. И жизнь продолжается!
А вы знаете, что если воду охладить до 0 °C, она замерзнет и станет твердым телом, которое называют льдом. Если ее нагреть до +100 °C, она закипит и исчезнет в воздухе, превратившись в газ, называемый водяным паром.
Что такое облака… Почему идёт дождь..
Круговорот воды в природе
Л.Н.Толстой
Куда девается вода из моря?
Из родников, ключей и болот вода течет в ручьи, из ручьев в речки, из речек в большие реки, а из больших рек течет в моря. С других сторон в моря текут другие реки, и все реки текут в моря с тех пор, как мир сотворен. Куда девается вода из моря? Отчего она не течет через край?
Вопрос: Куда девается вода из моря? Отчего вода не течет через край?
Все живое постоянно нуждается в чистой воде. А результатом большинства реакций становится вода грязная. Откуда же природа поставляет нескончаемые запасы чистой воды? Для этого и существует круговорот воды в природе. Вода, как известно, испаряется с поверхности водоемов практически в любую погоду. Но летом, в жару, этот процесс идет значительно быстрее и интенсивнее.
Попробуйте составить самостоятельно схему….
Этот бесконечный круговорот позволяет нам обходиться мировыми запасами воды.
Проверяем задание….
И еще о круговороте воды ЗДЕСЬ
Если пофантазировать немного, то мы с вами пьем ту же воду, которую пили воины Александра Македонского и купаемся в тех же водах, в которых плескались бронтозавры и плавали ихтиозавры Юрского периода. Просто за миллионы лет вода эта миллионы раз проделала путь по тому самому кругу, который мы и называем Круговорот воды в Природе.
А вы знаете секреты воды….
Мы понимаем, что вода природе очень нужна, а значит, её нужно беречь!
Экспериментируем в водой Занимательные эксперименты для детей «Вода ИЛИ Законы Архимеда»
ПРОВЕРОЧНАЯ работа Скачать