Найдите «лишнее слово»: ночует, кричит, трещал, пчела, бегут, строит…
Верно, «пчела», так это имя существительное, все остальные слова — глаголы. О них мы сегодня и поговорим на нашем интернет-уроке по русскому языку. Хотя, …
Среди данных слов можно найти и другие «лишние слова»
- бегут – из оставшихся глаголов стоит во мн. числе
- кричит – имеет ударное окончание
- трещал – глагол прошедшего времени
Итак, глагол. Что мы о нём знаем?
Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будут делать?
Частица Не с глаголами пишется ОТДЕЛЬНО.
Глаголы в неопределённой форме (в начальной форме) отвечают на вопросы что делать?, что сделать?
Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ть, ти,чь (быть, идти, беречь).
Глаголы изменяются по временам: прошедшего времени, настоящего и будущего времени.
Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам (рисовал — рисовали), в ед. ч. – родам (светил, светила, светило), в настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам (читает — читают) и лицам (читаю, читаешь, читает).
В суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздороветь — выздоровел, лаять — лаял, клеить — клеил.
Ь (мягкий знак) в глагольных формах пишется.
- в неопределенной форме (инфинитиве) (писать, печь, хотеться, мыться),
- в окончаниях 2 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (выберешь, помоешь, делаешь, умываешься),
- в повелительном наклонении (исправь, спрячься), НО ляг, лягте,
- в возвратной частице, которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь);
! Запомни! Пишем -тся или — тЬся? Если в вопросе глагола есть Ь, то и в глаголе пишется Ь, это будет неопределенная форма, если нет в вопросе Ь, то Ь в — тся не пишется. Например, что делать? — смеяться, что делает? — он смеётся.
В предложении глагол является сказуемым.
Спряжение – это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени.
В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.
Запомнить проще так: Глаголы на -ИТЬ — это II спряжение, кроме брить, стелить. Остальные I спряжения. А во множественном числе 3-го лица в I спряжении УЮТНО (окончания -УТ, -ЮТ). Во II спряжении -АТ, -ЯТ.
Но! Запомните и слова — исключения
Существует несколько разноспрягаемых глаголов, не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать.
Для того чтобы правильно написать безударное окончание глагола существуют два способа:
Например: чита(е-и)т?
1. Ставим глагол в 3 лицо множественного числа: они читают
- если окончание – ут, –ют – 1 спряжение, то пишем –е
- если окончание – ат, –ят – 2 спряжение, то пишем –и
2. Определим спряжение по неопределенной форме глагола.
- если в неопределенной форме глагол с суффиксом ИТЬ — 2 спряжение, а значит пишем с -и
- если в неопределенной форме глагол с другим суффиксом -АТЬ, ОТЬ, ЕТЬ — 1 спряжение, а значит пишем с -е.
Например:
Учат, учить – 2 спряжение пишут, писать – 1 спряжение
Строят, строить – 2 спряжение читают, читать – 1 спряжение
Красят, красить – 2 спряжение рисуют, рисовать – 1 спряжение
Потренируемся?
1. Запиши указанные в списке глаголы в два столбика по спряжениям.
Сказать , шептать , ехать , плавать , слушать , слышать , свежеть , чернеть , болеть , смотреть , видеть , терпеть, колоть, бороться, мыть , гаснуть , тянуть , кашлять , сеять , любить , давить , грузить, сушит , клеить , строить.
2. Образуй словосочетания со следующими глаголами по образцу.
- ты куп..шь коньки (II спр.)— (они) чин. т — что?
- (ты) чувству. шь что? — (они) хлопоч. т — о чем?
- (они) хвал. т кого? — (ты) услыш. шь — что?
- (они) уч. т кого? чему? — (ты) убира. шь — что?
- (они) украша. т что? — (мы стреля. м — во что?
- (мы) спаса. м кого? — (вы) снима. те — с чего?
- (ты) смотр. шь во что? — (вы) се. те — что?
3. «Исключи лишнее слово» (подчеркни его) .
- Пишем, вяжем, стираем, дружим.
- Строим, клеим, говорим, отвечаем .
- Молчат, посеют, думают, живут.
4. Спиши текст, проверяя орфограммы. Проверку орфограмм в личных окончаниях записывай перед глаголами.
Птица-жонглер
На лугах вблизи лесных опушек ход. т, в такт шагам покачивая головой, пестрая хохлатая птица — удод. Длинный изогнутый клюв сует в сухую траву, под камни: ищ. т насекомых. А найдет — не глота. т: подброс. т жука вверх и лов. т открытым ртом. Клюв удода длинный, а язык короткий. Поэтому добычу, схваченную концом клюва, он втянуть в клюв не мож. т Вот и приходится удоду жонглировать всякий раз, когда он ест.
Упражнение № 5
Заполни таблицу по образцу. Окончания выдели
Инфинитив | Спряжение | Словосочетание |
Учить | II | Мы учим |
Мы уч…м, вы груз…те, они ход…т, ты слома…шь, они чист…т, ты жале…шь, мы се…м, вы слыш…те, они вид…т, ты бре…шь, он гон…т, он завис…т, мы зева…м, они кол…т, мы замороз…м, он сине…т, они готов…т. Уч…шь, чист…шь, шага…шь, счита…шь, бре…шь, держ…шь, стел…шь, зашива…шь, черт…шь, игра…шь, мо…шь, реж…шь, вар…шь, име…шь, бел…шь, ро…шь, дыш…шь, раду…шься, удивля…шься, ход…шь.
Упражнение № 6
Спиши, вставив окончания, укажи в скобках спряжения. Подчеркни глаголы будущего времени.
Зимой солнце свет…т, но не гре…т. Мама свяж…т тебе теплый свитер. Легкий ветерок круж…т и верт…т в воздухе последние снежинки. Весной солнышко пригре…т жарче, растоп…т снега, согре…т землю, разбуд…т все живое. Мы часто ход…м в наш парк, гуля…м по липовым аллеям, брод…м по извилистым
Упражнение № 7
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Вот вы наход…те друга и покида…те дом. Вы черт…те план, став…те задачи и начина…те работу. Вы поднима…те морковь, собира…те, груз…те ящики и тащ…те тележку. Вы вер…те в себя и не трат…те нервы, дел…те радость с другом, вместе бор…тесь с трудностями и слыш…те похвалу, наде…тесь на лучшее и всё получ…те.
Упражнение № 8
Образуй глаголы из других частей речи, поставь их во 2 лицо множественного числа, определи спряжение, выдели окончание. Запиши.
1)Красный –
2) Восход –
3) Молодой –
4) Бег –
Упражнение № 9
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Вася увид…т книгу, куп…т, домой притащ…т, раскро…т, пошут…т, картинки рассмотр…т, буквы узна…т, науч…тся читать, покой потеря…т , расстел…т скатерть, книгу достан…т, полож…т, буд…т любоваться, всем предлож…т, придума…т много новых затей, напиш…т сказку.
Упражнение № 10
Перепиши. Выдели окончания и определи спряжение глаголов.
Лыка не вяжет, далеко не уедешь, калачом не заманишь, как только земля терпит, руки не доходят, не разгонишься, ухо режет, своя ноша не тянет, правда глаза колет, души не чает, на языке вертится, комар носу не подточит, дареному коню в зубы не смотрят.
Упражнение № 11
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Саша книгу в магазине увид…т, присмотр…тся, полиста…т, откро…т, рассмотр…т картинки, замет…т, что она содерж…т интересный материал, понаде…тся, подерж…т в руках, покрут…т, поверт…т, побор…тся с желанием приобрести, куп…т, полож…т в сумку, достав…т домой, притащ…т, притян…т, обнаруж…т ответы на свои вопросы, изуч…т, исследу…т, раскрас…т, расчерт…т, покаж…т друзьям, похвал…тся, похваста…тся, прослав…тся.
Упражнение № 12
Определи спряжение глаголов, образуй форму 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.
Сеять, ознакомиться, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять, зависеть, надеяться.
Упражнение № 13
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Белки скач…т, родители наде…тся, булочки крош…тся, снега та…т, грозы реж…т небо на части,дети тороп…тся, соседи тревож…тся, малыши кле…т аппликацию, туристы гре…тся у костра, бойцы вер…т в победу, собаки не догон…т кота, водители предвид…т опасности
Упражнение № 14
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Камыши колыш…тся, бабушки вяж…т шарфы, ветра ве…т, травы стел…тся, ученики наде…тся, грузчики тащ…т коробки, угли костра тле…т, колёса верт…тся, спортсмены бор…тся, жокеи скач…т, песни слыш…тся, белки спуст…тся, коты дремл…т.
Упражнение № 15
Перепиши, заменяя глаголы в неопределенной форме глаголами настоящего времени. Правильно пиши личные окончания, учитывая спряжение глаголов.
Ветер (носиться) над морем, (гнать) волны на запад. Матросы стойко (бороться) с разбушевавшейся стихией. Рулевой внимательно (смотреть) вперед. Он (видеть) на горизонте черную точку.
Радист (слышать) сигналы бедствия. Капитан (приказывать) идти на помощь. Корабль (держать) путь на восток. Он быстро (приближаться) к маленькому судну, потерпевшему аварию. Матросы (спускать)
шлюпки, (пересаживать) пассажиров и команду. Ветер постепенно (утихать). Пароход спокойно
(возвращаться) в порт.
Упражнение № 16
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Почему он не уч…тся, не пыта…тся, не напряга…тся, не тревож…тся, не стара…тся? Он вер…т в свою неповторимость и рассчитыва…т на удачу. Кто зна…т, может, всё сбуд…тся? Может, он обнаруж…т в себе талант и стан…т писателем?
Упражнение № 17
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Они кол..т лёд, легко дыш..тся, вы леч..те, они терп..т, флюгер поворачива..тся, они се..т хлеб, он заворачива..т покупки, льды та..т, поля стел..тся, он разбуд..т рано, он хлопоч..т, ты верт..шь , вы гоня..те, птицы шебеч..т, он мол..т о помощи, они обижа..тся, они бор..тся, журавли курлыч..т, рабочие ро..т, он терп..т, он висн..т на канате, ты мел..шь кофе, они завис..т от обстоятельств, они задерж..тся в помещении, рожь стел..тся, вер..тся с трудом, увид..шься с другом, он ненавид..т ложь, мы увид..м, хаты дремл..т, мы кол..м дрова, ты выполн..шь, дачники пол..т огород, они мурлыч..т, они бор..тся за независимость, они корм..т, кто-то ищ..т, ты посе..шь, пушки грохоч..т, голос слыш..тся, буря во..т, луна та..т, они руб..т дрова, вы та..те на глазах, они плат..т за покупку, виноград зре..т, вы се..те, вы терп..те, он разруш..т тайну, выполн..шь задание, закат пыла..т.
Упражнение № 18
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Когда все правила изуч…т, то, мож…т, даже «пять» получ…т, а если свою лень разгон…т, то исключения запомн…т. Если надежда не раста…т, оценки все она исправ…т. Если учителя услыш…т, то правильно диктант напиш…т. Удача, словно птица, ре…т, победою сердца согре…т.
Упражнение № 19
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Может, стан…т он врачом, отправ…тся на космодром, преодоле…т океан, прослав…тся как друг саванн, продвин…т граффити вперёд, поддерж…т весь его народ, когда услыш…т, как поёт, как гон…тся он за мечтами, как грез…т он об океане, наде…тся, хотя тревож…тся и вер…т: всё удачно слож…тся.
Упражнение № 20
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Лев пыта…тся учиться, но всё время веселится, не скуча…т, не страда…т, крас…т, мир изобража…т, черт…т циркулем прекрасно, правил не уч…т он напрасно, он колду…т и гада…т, а спряжения не зна…т, он не помн…т исключения и не веда…т сомнения, став…т буквы наугад и не чувству…т преград.
Упражнение № 21
Поставьте глагол в форме инфинитива и определите, к какому спряжению он относится. Если глагол относится к исключениям, укажите это.Пример. Читает — читать — I спр., смотрит — смотреть — искл., IIспр.
Вариант 1.
1.Он раскле…тся
2. Вытерп…шь
3. Подгоня…шь.
4. Задерж…шь
5. Выгон…шь
6. Провожа…шь.
7. Разгоняя…шься.
8. Присмотр…шь
9. Здание стро…тся
10. Щебеч…шь
Вариант 2.
1. Он причиня…т.
2. Догон…шь
3. Обид…шься
4. Сгора…шь.
5. Чист…шь
6. Мечта…шь
7. Он постел…т
8. Он откус…т
9. Снег та…т
10. Ошиба…шься
Упражнение № 22
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Лера удивля…тся: зачем же она ошиба…тся, она как будто бы стара…тся, но ничего не получа…тся. Она тревож…тся, пыта…тся, наде…тся, зазря печал…тся. Когда она себя застав…т, помысл…т, долго думать стан…т, отправ…т грусть, тоску прогон…т, отлож…т всё, что беспоко…т.
Упражнение № 23
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Коля крас…т, маж…т, бел…т, чист…т, мо…т, тряпку верт…т, штукатур…т, забива…т, стел…т газету, убира…т, подмета…т, пыль ненавид…т, пропол…т грядки, сорняки вырв…т, услыш…т, как собака ла…т, навстречу выйд…т, посмотр…т, узна…т, дела заброс…т, всех пуст…т в дом, никто не забуд…т теперь о нем, он зна…т много, вер…т в удачу, и он не но…т, и он не плач…т, он не печал…тся и не тревож…тся, не сомнева…тся, что жизнь продолж…тся.
Упражнение № 20
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Андрей на уроке крут…тся, верт…тся, всё на чудо наде…тся, но надежда та…т, ищ…т подсказки, но их не замеча…т, помощи прос…т, но не задумыва…тся, хоч…т полегче задания, получ…т плохую оценку, увид…т тетрадь, расстро…тся, но не зано…т и не заплач…т, пообеща…т выучить правило, попробу…т, но передума…т.
Упражнение № 21
От данных глаголов образуй и запиши форму 3-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.
ед. ч. мн. ч.
Смотреть — ____________________________________________,
робеть — _______________________________________________,
редеть — _______________________________________________,
ходить — _______________________________________________,
ловить — _______________________________________________,
избирать — _____________________________________________.
Колоть — _______________________________________________,
готовить — _____________________________________________,
резать — ________________________________________________,
рыть — _________________________________________________,
спорить — ______________________________________________,
зябнуть — _______________________________________________.
Упражнение № 22
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Художник что-то пиш…т, рису…т, а может, просто малю…т, рассчитыва…т, риску…т, мечта…т быть первым и буд…т, краски развод…т, стара…тся, крут…тся, ход…т, кача…тся, наде…тся, помн…т, прослав…тся, стан…т лучшим, хотя сомнева…тся, вид…т свои достижения, приумножа…т творения, наход…т темы, слыш…т голос удачи, поддерж…т вдохновение, намет…т первые задачи, постав…т цель и достигн…т, его успех не покин…т.
Упражнение № 23
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Ваш друг снова вас замет…т, удив…тся, ведь он удивля…тся каждый раз, когда вас вид…т, смотр…т испуганно, не понима…т, теря…тся, недоумева…т, сомнева…тся, тревож…тся, трепещ…т, поража…тся, пуга…тся, обижа…тся, конечно, обид…тся, заплач…т, во всем созна…тся, призна…тся, себя замуч…т, загон…т в тупик, что-то бормоч…т, стон…т, пыта…тся сказать, трат…т здоровье, печал…тся, получ…т стресс, не крикн…т, не свистн…т, не утон…т в печали, наде…тся на лучшее.
Упражнение № 24
От данных глаголов образуйте формы 3-го лица единственного числа и 3-го лица множественного лица.
Колоть, смотреть, терпеть, лаять, ненавидеть, ездить, чинить, хвалить, бороться, бродить, прятать, брить, клеить, дарить, строить, сеять, гнать, чихать.
Упражнение № 25
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Вы приготов…тесь собирать урожай, поэтому вспомн…те об инструменте, отправ…тесь в сарай и поищ…те грабли, обнаруж…те, наточ…те лопату, отремонтиру…те тележку. Если суме…те не прибить пальцы, то постро…те ящики. Когда вы их покрас…те и не измаж…тесь, то почувству…те себя настоящими огородниками.
Упражнение № 26
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Вы отправ…тесь на прогулку, погуля…те, поигра…те, разве…тесь, от счастья раста…те, закрут…тесь, заверт…тесь, закруж…тесь, замаш…те, с горы разгоня…тесь и разгон…тесь, громко крикн…те, кому-то свистн…те, пойма…те удачу, встрет…те друга, которого часто встреча…те, исполн…те песню, которую всегда исполня…те, в небе облака увид…те, рассмотр…те.
Упражнение № 27
От данных глаголов образуй и запиши форму 2-го лица в настоящем времени в единственном и множественном числе. Укажи спряжение глаголов.
ед. ч. мн. ч.
Работать — ____________________________________________,
стелить — ______________________________________________,
зреть — ________________________________________________,
расцветать — ___________________________________________,
сто́ить — _______________________________________________,
таять — ________________________________________________.
Смотреть — ____________________________________________,
робеть — _______________________________________________,
редеть — _______________________________________________,
ходить — _______________________________________________,
ловить — _______________________________________________,
избирать — _____________________________________________.
Упражнение № 28
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Спанч боб не печал…тся, не сожале…т, игра…т, танцу…т, не обижа…тся, никого не обид…т, не гон…тся за счастьем, не завис…т от других, прыга…т, крут…тся, верт…тся, круж…тся, разве…т печаль, сдерж…т обещание, соскуч…тся, заскуча…т, удив…тся, удивля…т, улыба…тся, вер…т в себя, ненавид…т ложь, люб…т общаться, слуша…т других, слыш…т музыку.
Упражнение № 29
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Ты вер…шь в себя, зна…шь свои силы, рассчитыва…шь на удачу, отправля…шься вперёд, скоро отправ…шься, не завис…шь от других, не обид…шься, вытерп…шь всё, сдерж…шь эмоции, обед не приготов…шь, задремл…шь, намет…шь вечеринку, вытащ…шь стол, застел…шь скатерть.
Упражнение № 30
Заполни пропуски. Определи спряжение глаголов.
Догон_ш_ ( спр.), гре_ш_ся ( спр.), он смотр_т ( спр.), вы броса_т_ ( спр.), он глад_т ( спр.), они бормоч_т ( спр._), они верт_т ( спр.), она улыба_тся ( спр.), куша_ш_ ( спр.), вздыха_ш_ (спр.), оно гре_т ( спр.), он стон_т ( спр.), они леч_т ( спр.), мы вер_м ( спр.).
Упражнение № 31
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Если вы посмотр…те вокруг, то обнаруж…те немало поводов для радости, вы увид…те друга, крикн…те от восторга, обним…те его, запрыга…те, забега…те, буд…те смеяться, раскро…те душу, посмотр…те фильм, услыш…те песню, разыщ…те слова, разуч…те её, отрепетиру…те, исполн…те с другом, выйд…те на сцену, выигра…те конкурс.
Упражнение № 32
Спишите пословицы, объясняя правописание личных окончаний глаголов.
1. Весною час упуст_шь – годом не наверста_шь.
2. За двумя зайцами погон_шься – ни одного не пойма_шь.
3. Не тот стрелок, кто стреля_т, а тот, кто попада_т.
4. Смелый побежда_т, трус пропада_т.
5. Кто робе_т, того бьют.
6. Солдатское братство рожда_тся в бою.
7. Труд всё побежда_т.
8. На обмане далеко не уед_шь.
9. Чего в других не люб_шь, того и сам не делай.
10. Золотые руки на серебро не куп_шь.
Упражнение № 33
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Мы не уныва…м, не плач…м, не скуча…м, не дремл…м, не тоску…м, времени не трат…м, отправля…мся в путешествие, заправля…м машину, приглаша…м с собой, изуча…м карту, черт…м маршрут, намеча…м остановки, намет…м привал, готов…м обед, гон…мся за акулами, гоня…мся за медузами, бор…мся с ленью, не останавлива…мся.
Упр. А. От данных глаголов образуйте формы 3-го лица единственного числа и множественного лица и форму 2-го лица единственного числа и множественного лица
Колоть, смотреть, терпеть, лаять, ненавидеть, ездить, чинить, хвалить, бороться, бродить, прятать, брить, клеить, дарить, строить, сеять, гнать, чихать.
Упражнение № 34
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Руслан удивля…тся, поража…тся, не вер…т себе, сомнева…тся, трепещ…т от страха, замира…т, тороп…тся, гон…тся за счастьем, но не скач…т, гоня…тся, бор…тся за любимую, сража…тся, к победе приближа…тся, приблиз…тся, не завис…т от других, не обижа…тся, не обид…тся, крут…тся, верт…тся, не уныва…т, готов…тся ко всему.
Упражнение № 35
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Старуха руга…тся, ка…тся, печал…тся, огорча…тся, отправля…т старика на рыбалку, никак не отправ…т, прос…т о подарке, застав…т, получ…т, не похвал…т, потрат…т, не удерж…тся, потребу…т, прогон…т, буд…т командовать, прикаж…т, увид…т, почувству…т власть, замет…т, не останов…тся, потеря…т, обид…тся, завис…т от настроения, ненавид…т людей.
Упражнение № 36
Образуй от инфинитива указанные временные формы глагола. Определи спряжение глаголов, выдели окончание.
Выучить уроки ( 2л., ед.ч.), покупать овощи (3л.,ед.ч.), мыть посуду ( 1 л., мн.ч.), взять с собой бутерброд (2л., мн.ч.), застелить постель (3л. , мн.ч.), заботиться о питомце ( 1л., мн.ч.).
Упражнение № 37
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Три девицы не плач…т, не скач…т, не трепещ…т от страха, наде…тся, вер…т, мечта…т, шепч…т, во сне, бормоч…т, обеща…т, когда-то выраст…т сами, выраст…т цветы, подар…т другим, разве…т печаль, прогон…т тоску, смотр…т вперёд, предвид…т успех, измен…т жизнь, утрат…т покой, пока не тороп…тся, дел…тся мечтами.
Упражнение № 38
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Если вы заскуча…те, соскуч…тесь, то дома не остан…тесь, а отправ…тесь в лес, поброд…те, замет…те птиц, услыш…те, спряч…тесь от волка, скро…тесь, обнаруж…те белку, погон…тесь, не пойма…те, наруб…те дров, накол…те, силы потрат…те, увид…те, как стел…тся плющ,
КОНОПАТИТЬ – заделывать щели
Упражнение № 39
Спишите, объясняя правописание личных окончаний глаголов.
Самолёт взлета_т, он тащ_т, она кле_т обои, альпинисты поднима_тся в горы, он кол_т дрова, ветер ду_т, он вызыва_т сомнение, ребёнок удивля_тся, он се_т пшеницу, они бор_тся с врагами, не разруб_шь топором, поед_те в деревню, прикле_шь марки, смотр_шь вперёд, фотографии напомина_т о детстве, напрасно серд_шься, сила уступа_т уму, трава трепещ_т, ветер гон_т листья, солнышко гре_т, девочка не наден_т пальто, школьники шага_т, ученик ненавид_т лень, дети блещ_т талантами, не слыш_т друг друга, приближа_тся рассвет, вьюга бушу_т, зрители увид_т пьесу.
Упражнение № 40
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Ветры ве…т, они гон…т облака, молнии меч…тся, знания содерж…тся в книге, белки скач…т, иголки кол…тся, дети наде…тся, колёса крут…тся и верт…тся, волны плещ…тся, травы стел…тся, мамы тревож…тся, соседи тороп…тся, они кле…т обои, ветви колыш…тся, деньги трат…тся, птицы ре…т в небе.
Упражнение № 41
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Бабушки соскуч…тся, преступники ка…тся, подружки дел…тся впечатлениями, учителя не колебл…тся, они ненавид…т ложь, друзья зате…т игру, продукты порт…тся, собаки ла…т, коты дремл…т, страны гранич…т, замки руш…тся, зайцы успехи завис…т от нас.
Упражнение № 42
Выпишите глаголы и вставьте пропущенные буквы.
(Он) подыщ…т работу, (он) дополн…т ответ, дыш…тся легко, засе…шь поле, обкле…шь обоями, вытр…шь насухо, колыш…тся знамена, народ бор…тся, снег та…т, все завис…т от обстоятельств, брод…шь по аллеям, он ненавид…т ложь, сказанного не ворот…шь, ты все мож…шь, солнце гре…т, окно заиндеве…т, слыш…шь все шорохи, хоч…тся выиграть.
Упражнение № 43
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Колхозники пропаш…т поля, соседи кле…т обои, пацифисты ненавид…т войну, страны гранич…т друг с другом, ученики помн…т правило, малыши бормоч…т, птицы содерж…тся в клетке, овцы бле…т, звёзды свет…тся, судьи колебл…тся, успехи завис…т от нас, листья круж…тся.
Упражнение № 44
Спишите пословицы. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание.
1) Много буд…шь знать — скоро состар…шься.
2) Правда глаза кол…т.
3) Конь вырв…тся — догон…шь, слова сказанного не ворот…шь.
4) Руки не протян…шь, так и с полки не достан…шь.
5) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.
6) Мягко стел…т, да жестко спать.
7) Человек, он все уме…т: он и паш…т, он и се…т.
Упражнение № 45
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Егеря не охот…тся, туманы стел…тся, лесорубы кол…т дрова, портнихи распор…т швы, тележки кат…тся, кони топч…т траву, грибы суш…тся, дожди плач…т и барабан…т по крышам, орлы ре…т в небе, ветки колебл…тся, звуки слыш…тся, мамы соскуч…тся.
Упражнение № 46
Вставьте пропущенные буквы. Объясните правописание личных окончаний глаголов.
1) На краю горизонта тян…тся серебряная цепь снеговых вершин. (М. Лермонтов) 2) Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес, ель надломленная стон…т, глухо шепч…т темный лес. (Н. Некрасов)
3) Сторож не спеша отбивал часы: удар…т раз и ждет, пока звук не раста…т в голубом воздухе.
4) Грозно смотр…т из-под туч сумрачные горы. (А. Майков)
5) На темно-сером небе кое-где мига…т звезды; влажный ветерок изредка набега…т легкой волной; слыш…тся сдержанный, неясный шепот ночи. (И. Тургенев)
Упражнение № 47
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Вымо…шь тарелки, вытр…шь, красиво расстав…шь, выглад…шь салфетки, разбав…шь компот, пореж…шь торт, завар…шь кофе, подогре…шь молоко, куп…шь шоколад, разлома…шь, раскрош…шь, рассыпл…шь сахар, с трудом насобира…шь, но не испорт…шь настроения, если наде…шься на удачу.
Упражнение № 48
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Разыгра…т друзей, мечта…т и помн…т он о футболе, посмотр…т кино, отправ…тся на поле,стан…т в воротах, пропуст…т мяч, расстро…тся, заплач…т из-за неудач, соскуч…тся, задремл…т, глаза закро…т, увид…т сон, как он что-то откро…т.
Упражнение № 49
Спиши, вставь пропущенные буквы, определи спряжение глаголов.
Как дремл…т сова, зре…т ягода, поспева…т земляника, пада…т с дуба жёлудь, спе…т брусника, скач…т заяц, пута…т следы лисица, медведь лез…т на дерево, куку…т кукушка, муравей тащ…т на себе соломинку, дятел конопат…т дерево, что-то бормоч…т енот. Понаде…тесь вернуться сюда ещё.
Упражнение № 50
Поставьте глагол в форме инфинитива и определите, к какому спряжению он относится. Если глагол относится к исключениям, укажите это.Пример. Читает — читать — I спр., смотрит — смотреть — искл., IIспр.
Вариант 1.
1. Расстро…шься.
2. Подкле…т
3. Догоня…те
4. Обижа…тесь
5. Терп…те —
6. Подстел…т
7. Верт…шь
8. Слыш…шь.
9. Высматрива…шь
10. Обеща…шь
Вариант 2.
1. Постро…шь.
2. Выдира…т
3. Сажа…шь.
4. Руб…шь
5. Задерж…шь
6. Сверл…шь
7. Приближа…тся
8. Смотр…тесь.
9. Глад…шь
10. Наступ…т