Зуб, суп, гриб, глаз, хлеб, груз.
Какой звук слышен в конце слова «зуб»? Он звонкий или глухой? Мы пишем то, что слышим? Нет! Вот где опасность! Звук стоит в слабой позиции — мы его плохо слышим. Надо сделать его сильным! Сегодня на нашем интернет уроке мы ответим на вопросы: ЧТО проверять? ГДЕ проверять? КАК проверять?
ЧТО проверять?
Узнали?…
Это парные согласные звуки. Почему парные? А вы назовите их…. Они схожи по звучанию. Вот и поставили их в пары.
На верхней строчке стоят согласные звуки в шапках — колокольчиках. Это звонкие согласные, а на нижней строчке — глухие согласные.
Ты заметил, что на верхней строчке стоят звуки в алфавитном порядке? А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З. Так можно легко запомнить…
Найдите слова с парной согласной…
Рыбка, арбуз, весна, лодка, сапог, листья, вьюга, снегирь, въезд, касса, дуб, поезд, сон, тетрадь, корень, утюг, двор, шкаф , комод, шарф, карандаш, хлеб, щавель.
ГДЕ проверять?
Парные согласные плохо слышны в конце слова
Например, творо[к] — творог
И в середине слова
Например, ска[с]ка — сказка
КАК проверять?
Итак, как же грамотно написать парную согласную, если её плохо слышно?
Чтобы правильно написать парный согласный нужно подобрать проверочное слово, где этот согласный был бы в сильной позиции.
Искать проверочное слово нужно среди однокоренных слов! Как найти такое проверочное слово? Нам помогут гласные, непарные согласные(чаще всего звук [Н])!
Есть несколько способов подобрать проверочное слово…. Запомни 6 советов!
1. Было мало, стало много. Так скорее проверяй.
(Поставь слово во множественное число)
Зуб-зубы, обед – …. , жираф — ….
2. Скажу слово «ЛАСКОВО»
(Подбери однокоренное слово, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы –очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-.)
Гриб-грибочек, крышка — …, подружка — …
3. Писать правильный ответ нам поможет слово НЕТ.
(Подставлю слово “НЕТ”.)
Хлеб-(нет) хлеба, нож — (нет)…, друг — (нет) ….
4. Чтоб на «отлично» написать, глагол надо подобрать.
(Задам вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?)
Груз – грузить, обсыпка – сыпать, загадка – загадать
5. Чтоб на «отлично» написать, надо признак подобрать.
(Задам вопрос КАКОЙ? Какая? и др.)
Суп – суповая (тарелка), морковь – морковный (сок)
6. Задам вопрос КАКОВ?
мягкий -мягок, лёгкий – лёгок
Итак, чтобы написать парную согласную, чаще всего нас выручает гласная. Поэтому запомни:
- Парные согласные — самые опасные
- Ты их смело проверяй-
- Рядом гласный подставляй!
А вот если парный согласный стоит в середине слова, то нам помогут ещё и непарные согласные, и чаще всего зовём на помощь Н! Например, «морковь» — «моркоВНый», «гриб»-«гриБНой».
Потренируемся?
УПРАЖНЕНИЯ
1. Найди парные согласные: з, б, к, н, с, ж, ч,
2. В этом письме ошибки, найдите их и запишите текст правильно.
Жил-был крот. Он прорыл хот в огорот. Крот нашел клат. Это были моркофь и лук. Высунул крот ноз и понюхал корнеплоды. Взял один и пополс обратно. Какой корнеплот выбрал крот?
3. Вставьте парный согласный, докажи свой выбор, подобрав проверочное слово.
белый пару…
песчаный пля…
колючий ёр…
пятнистый осьмино…
много меду…
дружный экипа…
морской кра…
вкусный пиро…
закла…ка для книг
ре…кий лес
4. Замени словом, близким по смыслу, с парным согласным на конце
Мороз, стужа, _________________
Люди, публика. _______________
Зов, клич, ____________________
Печаль, тоска,________________
Команда, распоряжение____________
5. Вставь подходящие слова с парной согласной на конце.
Белый _________ плавает в пруду.
__________ качает длинной шеей.
Огромный___________лежит в болоте.
Идёт по пустыне ___________.
6. Найти проверочное слово, там, где парный согласный находится в сильной позиции, и обвести его в кружок, а в проверяемых словах вставить пропущенные буквы и подчеркнуть орфограмму парный согласный.
ло…ка ло…ки ло…очный
сосе… сосе…ка сосе…и
горо…а горо… горо…ской
лоша…иный лоша…ка лоша…ь
тетра…ь тетра…очка тетра…ка
зу… зу…ки зу…астый
ю…ки ю…ка ю…очка
шу…а шу…ка шу…ки
ду…ок ду… ду…ки
гри… гри…ок гри…ки
уда… уда…чик уда…ы
рука… рука…чик рука…а
гото…ить гото… загото…ка
остро…а остро… остро…ки
ло…кий ло…ок ло…кость
7. Найдите слова, в которых допущены ошибки.
Уже потемнел снек.
На реке треснул лёт.
Растаял снежный сугроп.
Морос не щиплет за ноз.
Это наступила весна.
8.
9. Вставь только парную согласную по звонкости/глухости. Не забудь о «ловушках».
Оши_ка, на ла_ках, цара_ка, ре_ка, сер_, хле_, зу_ки, Гле_, прору_ь, ще_ка, улы_ка, ло_ки, ли_ка, пена_, клу_, гep_, скри_ка, голу_ь, оха_ка, голу_ка, про_ка, пя_ница.
Высокий поро_, дру_, плу_, ко_, бо_, зву_, вокру_, тан_, – делать, продро_, сто_, сто_, ю_, кула_, Map_, виз_, утю_, четвер_.
Медве_ь, поча_ки, блю_це, поса_ка, закла_ка, паке_, чу_кие, пушистый ко_, фло_, хо_ьба, пулеме_чик, нахо_ка, чис_ка, моне_ка, ве_хая, полу_ка, яго_ка, жи_кий, боро_ка, горо_ки, по_ъём.
Ши_ка, лягу_ка, сне_ки, луко_ки, чи_, руба_ка, экипа_, се_рет, кни_ка, ро_ки, кор_, кро_ки, эта_, сапо_ки, Серё_ка, пля_, бага_, рома_ка, гармо_ка, стру_ка, у_ки, гребе_ком, Ко_кин, коври_ка.
Па_тух, Ру_ь, про_ьба, покра_ка, но_, сколь_кий, па_тбище, реди_ка, не_ти, пол_ти, сала_ки, ре_ьба, Белару_ь, ве_ки, развя_ка, наве_, подно_, со_ка, ки_ка, ми_ка, исче_, до_ки, голо_,товари_, гру_чик, перепи_чик, вя_кий, зама_ка.
10. Измени слова так, чтобы в слове появилась парная согласная в слабой позиции. Подчеркни эти парные согласные.
Дороженька, тетрадочка, сторожечка, чашечка, пряжечка, берёзонька, кошечка, книжечка, подруженька, скрипочка, ложечка, поварёшечка, дороженька, подушечка, фуражечка, сказочка, игрушечка, булавочка, шапочка, кружечка.
11. Выделите слова, нуждающиеся в проверке
Погру..ка, подво..ный, гла..кий, наря..ный, лоша..ка, осторо..ный, гото..ить, ду..ки, дру..ный.
12. Напишите звуки в квадратных скобках:
трав[..]ка, ры[..]ка, зу[..]ки, арбу[..], ло[..]ка, коро[..]ка, ко[..]ти.
13. Подчеркните проверочное слово
Сказочный – сказка, голова – головка, пирожок – пирожки, канава – канавка, берёза – берёзка, глаза – глазки, полоса – полоски, тетрадный – тетрадка, колосок – колоски, прыжок – прыжки
14. Ж или Ш?
Сапо…ки, доро…ки, бума…ки, кро…ки, ро…ки, поро..ки, бара…ки, ло…ки, игру…ки, ча…ки, лягу…ки.
15. Вставьте буквы в тексте
Лебе…ь — царь всех водоплавающих птиц. Он, как сне…, белый, грациозный, у него блестящие гла…ки, чёрные ла…ки и длинная ги…кая шея. Как красиво он плывёт по гла…кой воде пруда!
16. Исправьте ошибки.
Я люблю читать скаски. Как душисты яготки земляники! На грятках посеяна моркофка. Гипкая береска трепещет лепестками на ветру. Лотка плыла по озеру. Берек постепенно приближается. Сторош не спит. Громко тяфкает во дворе дворняшка. Ёш шуршит в кустах.
Онлайн-тренажёр «Парные согласные»
Итак, вы сможете ответить на наши вопросы?
ЧТО проверять? …. Верно, парный согласный
ГДЕ проверять? …. Верно, парный согласный встречается в конце и в середине слова.
КАК проверять? …. На помощь зовём гласный или непарный согласный.
Итак,