Практический каждый ребенок любит летом кататься на велосипеде. Это так здорово — ветер в ушах , проносишься по дорожке среди домов, людей…. А вы знаете, что слово «велосипед» произошло от латинского словосочетания «velocis» — быстрый и «pedis» — нога и появился он в начале XIX века. История велосипеда…
Изобрел велосипед русский крепостной механик Артамонов. Хотя чертеж двухколёсного велосипеда с рулём и цепной передачей нашли среди рисунков Леонардо да Винчи. Но велосипед Артамонова был не только на чертежах, но и сконструирован в 1801 году. Это был двухколесный велосипед с педалями, большим передним колесом и малым (поддерживающим) задним. На этом велосипеде Артамонов проехал от Верхотурья (под Пермью) до Петербурга.
В 1808 году в Париже появился «бегунок» — двухколесный велосипед, приводимый в движение отталкиванием ног от земли. Такой велосипед мог двигаться только прямо, так как у него не было руля.
Но вот в 1815 году немецкий барон Карл фон Дрейз снабдил велосипед перекладиной с сиденьем и рулевым управлением от переднего колеса. По имени изобретателя эту машину назвали «дрезина».
В 1818 году, независимо друг от друга, американец Кларксон и англичанин Бейна внесли в машину существенные усовершенствования, позволявшие приводить колеса в движение, не касаясь ногами земли.
Однако наиболее значительным событием стало появление в Шотландии в начале 1840-х годов велосипеда Н. Дальзеля. Изобретатель присоединил к заднему колесу два шатуна, приводившие в движение рычаги с педалями.
В середине 1870-х годов деревянные части велосипеда заменяются металлическими, колеса делаются из тонких проволочных спиц и стального обода. Скорость и легкость обгоняли друг друга. Появился велосипед-«паук» — с огромным передним колесом. Он просуществовал около 20 лет.
И, наконец, в самом конце XIX века появился современный велосипед, имеющий два колеса равного диаметра с цепной передачей, вращающей заднее колесо. А в 1889 году произошел переворот: ветеринарный врач Данлоп изобрел шины, которые придали велосипеду скорость, легкость и хорошую проходимость.
В России велосипедный спорт быстро стал популярным. Выходили книги, составлялись многочисленные руководства и наставления по пользованию велосипедом, продавались и рекламировались различные аксессуары для езды. Санкт-Петербургская Городская Дума в 1901 году издала обязательное постановление о порядке езды по городу на велосипедах. Создавались общества велосипедистов-любителей, проводились велогонки и женские состязания. Велосипед стал истинной находкой для туристов и любителей активного отдыха.
По материалам журнала «Костёр»