Чтобы дети развивались творчески и знали особенности культуры и истории родного края, они с первого класса начинают изучать краеведение. Так младшие школьники по-новому воспринимают свою семью и видят взаимосвязь развития семьи с развитием своего города, села или всей области. Малышу важно знать, что клуб или кинотеатр построен при участии его деда или отца товарища, а в парке или возле школы сажала деревья его тётя или соседка.
Это способствует не только глубокому пониманию жизни, но и заставляет беречь природу и приумножать богатства своей малой родины. Узнав, что аллея в парке высажена в честь героев, к числу которых относится и его прадед, сорванец вряд ли станет там сорить и тем более ломать деревья. Знакомство с достопримечательностями, пусть даже самыми незначительными, существенно развивает кругозор. Знать, кому поставили памятник на площади, и почему именно так называются улицы, должен даже первоклассник. Немного повзрослев, ребята сами готовят Доклады по краеведению Воронежской области.
А знакомство с культурными традициями и обрядами даёт возможность не терять связь между поколениями. Изготавливая своими руками незатейливые обереги или вышивая, как в старину, платочки крестиком, ребята больше задумываются о тех, кто жил в их краю сто лет назад. Такие занятия позволяют ученикам представить бабушку девочкой, точно также сидящей в классе полвека назад. Гордиться своей землёй, поддерживать традиции и иметь интерес к прошлому, — вот главная задача краеведения в начальной школе.