«Способный ребёнок, но такой неусидчивый…», «Голова светлая, но не может сосредоточиться» — такое слышат от учителей многие родители. Возможно, в этот момент мешает ссора с одноклассником, страх или первая любовь. Специалист по развитию эмоционального интеллекта Марина Катеева рассказывает, почему умение управлять эмоциями для школьника не менее важно, чем таблица умножения (а ещё они связаны!).
Что такое эмоциональный интеллект
Марина Катеева, тьютор развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект — это способность обрабатывать информацию, которая содержится в эмоциях. Что в этом случае значить «обрабатывать»? И какую информацию несут эмоции?
Для начала необходимо эмоцию распознать. В этом нам помогает в первую очередь внимательное отношение к телесным ощущениям, ведь в первую очередь эмоция отражается в теле: мы чувствуем напряжение в мышцах, сдавленное дыхание, прилив крови, меняется мимика, благодаря которой мы угадываем эмоциональное состояние собеседника.
Происходящие с нами события вызывают в нас разные эмоциональные реакции, так как их значимость для нас не одинакова. Зная это, мы можем, во-первых, понимать самих себя и жить в согласии со своими ценностными установками или, в случае необходимости, влиять на них. Во-вторых, это даёт нам инструмент понимания других на более глубоком уровне, чем словесный.
Эмоции можно использовать эффективно и во благо самому себе, а можно, наоборот, разрушать себя
Это будет зависеть от того, насколько мы умеем соотносить цели со своим состоянием и владеем разными способами выражения эмоций. Если цель и актуальная эмоция не «дружат», то способность управлять эмоциями может спасти ситуацию.
Если коротко, то эмоциональный интеллект можно разделить на несколько составляющих:
- «Я понимаю, что чувствую я и другие».
- «Я понимаю, почему возникают эмоции».
- «Я умею использовать энергию эмоций».
- «Я умею управлять эмоциями».
Если говорить о детском эмоциональном интеллекте, то многие, наверное, сталкивались со следующими ситуациями.
Вдруг (на самом деле не вдруг) у ребёнка меняется поведение, как правило, не в лучшую сторону. Часто он сам не понимает, что происходит, и тем более не может это адекватно выразить словами. Взрослый, будь то родитель или педагог, видит только поведенческие проявления. Он далеко не всегда распознаёт или хотя бы интересуется эмоциональным состоянием ребёнка, хотя это могло бы стать ключом к разрешению ситуации.
Умение идентифицировать эмоции и чувства значительно облегчило бы нам процесс взаимопонимания.
Эмоции, осознаём мы их или нет, отражаются на наших мыслях и действиях
Поступки, совершённые под влиянием эмоций, часто не приводят к цели, а результат вызывает недоумение, разочарование, стыд или угрызения совести. «Я об этом не подумал…», «От страха я теряю дар речи», «Я вспылил», «От волнения я всё забыла и не смогла собраться» — слышим мы в качестве объяснений. Умение управлять эмоциональным состоянием и соотносить его с целью снизило бы количество конфликтных ситуаций и помогло бы многим быть более успешными.
Ещё одна непростая тема, в которой большое место занимают эмоции, — это детская жестокость. Развитие эмпатии и простой вопрос «Как ты думаешь, что чувствует сейчас Маша (Петя, кошка…)?» способствуют созданию здоровой атмосферы в школе, снижают количество конфликтов. Когда ребёнок думает про чужие эмоции, осознаёт, к чему могут привести его импульсивные или неуместные действия, это становится одним из эффективных шагов в профилактике буллинга.
Как эмоции мешают учиться
Успех в школе определяют не только познавательные процессы: внимание, память, мышление. На них оказывают сильное влияние эмоции. Страх может заблокировать способность к запоминанию и воспроизведению. Злость может стать источником агрессивного поведения и отказа от работы, а может дать энергию для исследовательской деятельности. Ссора в классе иногда влечёт потерю интереса к учёбе и снижение успеваемости. Все эти ситуации никак не связаны с объёмом знаний и неспособностью усвоить предмет, но имеют прямое отношение к умению понимать себя и управлять своими эмоциями.
Как родители могут помочь ребёнку
Марина Катеева:
Эмоциональный интеллект — это способность, которая, как и любая другая, развивается из задатков в процессе деятельности. Для эмоционального интеллекта это коммуникация и общение. Поэтому процесс развития начинается с самого рождения. И то, как этот процесс будет протекать, зависит прежде всего от родителей, от их стиля общения.
Американский исследователь-психолог Джон Готтман описал родительские стили воспитания через призму отношения родителей к эмоциям ребёнка.
- Игнорирующий, когда родители не принимают их во внимание и считают, что главное — это интеллект.
- Осуждающий, когда родители жёстко контролируют проявление эмоций (фраза «Мальчики не плачут» из их репертуара). В этих условиях у ребёнка формируется представление о своих чувствах как неправильных, он не доверяет себе и не умеет обращаться с эмоциями.
- Попустительствующий, который характеризуется полным «принятием» эмоций ребёнка без какой-либо обратной связи. В этом случае он не получает опыта управления эмоциями и поведением.
Чтобы развить эмоциональный интеллект у ребёнка, Готтман рекомендует эмоционально-интеллектуальный стиль, когда взрослые уделяют внимание эмоциям, помогают в них разобраться и подводят к решению. Вот несколько советов для родителей:
- Не запрещайте чувствовать: позвольте ребёнку ощутить весь спектр эмоций.
- Говорите об эмоциях, называйте их: «Вот сейчас ты счастлив!», «А вот это обидно».
- Посочувствуйте, помогите выразить то, что на душе.
- Говорите об эмоциях во время игры или прогулки.
- Играйте в настолки, которые учат распознавать эмоции.
- Учите самоконтролю.
Как развивать эмоциональный интеллект в школе
Конечно, лучше всего, если его развитию посвящён целый курс, который даёт возможность планомерно и целенаправленно осваивать навыки: от распознавания эмоций у себя и других к причинам их возникновения и дальше — к навыкам использования и управления. В зависимости от возраста глубина материала, конечно, будет отличаться. На это влияет и способность к рефлексии, неотъемлемой части социально-эмоционального развития, и ответственность, которую ребёнок готов взять на себя.
Главное— атмосфера доверия, уважения и безопасности, которую создаёт педагог. Параллельно с занятиями важно вести просветительскую и, возможно, развивающую работу с родителями. Это могут быть и беседы на родительских собраниях, и тематические встречи, и совместные детско-родительские мероприятия.
Эмоционально-интеллектуальный стиль общения учителя будет также способствовать развитию эмоционального интеллекта детей. Достаточно обращать внимание на эмоции и чувства, учить детей их понимать, помогать соотносить актуальные эмоции с желаемым результатом и проводить короткие упражнения на регуляцию состояния.
Небольшой ритуал самодиагностики и приведения себя в рабочее состояние в начале урока со временем будет занимать всё меньше и меньше времени. Ребёнок научится сам регулировать свои эмоции. Если это делать каждый день хотя бы перед началом первого урока, то результаты не заставят себя ждать.
По материалам vbudushee.ru