Книга «Как писать хорошо» (“On Writing Well”) Уильяма Зинсера была опубликована еще в 1976 году. В руководстве Уильям Зинсер на своих и чужих примерах показывает, как увлекательно, качественно и просто писать о людях и местах, искусстве и спорте, науке и технике и даже о себе. Начинается книга с принципов, которые лежат в основе написания любого текста. Вот об этом моя статья…Основные принципы
Удивительно, насколько легко можно перенести эти принципы из писательского ремесла в рисование или любую другую творческую деятельность. Их немного: взаимодействие, простота, мусор, стиль, аудитория, слова.
Взаимодействие
Главный продукт, который предлагает автор читателю, – это он сам. Это себя мы выражаем через статьи, посты в блогах и социальных сетях. С огромным интересом мы иногда читаем о совершенно не интересующих нас вещах, если о них пишет человек увлеченный и влюбленный в свое дело. Именно на личном взаимодействии «писатель – читатель» построена вся блогосфера. Именно этим принципом объясняется ее успех. Мы знаем, что за статьями блога стоит живой человек. И очень часто интересны нам даже не статьи сами по себе, а их автор и его взгляд на вещи.
Простота
Писать просто – сложно. Эта мысль проходит красной нитью через всю книгу Зинсера. Редко фразы выходят простыми и понятными с первого раза. Сделать их такими – задача писателя. Современные писатели обычно делают все наоборот. Писатели стараются приукрасить свою речь пестрыми словечками или сложносочиненными оборотами, чтобы казаться интереснее, важнее или умнее. И не понимают, что тем самым только утомляем читателя.
«Каждое слово, которое не несет смысловой нагрузки, каждое длинное слово, которое можно заменить на короткое, каждое наречие, которое дублирует по своему значению стоящий рядом глагол, каждая пассивная конструкция, которая мешает читателю ясно понять, кто что делает, – вот тысяча и одна примесь, ослабляющая силу предложения».
Мусор
Закончив школу, мы напрочь вычеркнули из нашей практики такую вещь, как черновики. И мусор из нашей головы стал безжалостно проникать на чистый белый лист. Мы перестали следить за тем, как пишем, перестали переписывать уже написанное, ведь это кажется потерей времени. И мы не думаем о читателе, которому придется потратить в два раза больше времени на прочтение нашей писанины просто потому, что мы не почистили текст от мусора.
«Качество написанного прямо пропорционально количеству вредных мелочей, которые автору удалось из него убрать. Ищите мусор в том, что вы написали, и безжалостно удаляйте его. Будьте благодарны за все, что вам удалось выбросить. Перепроверяйте каждое предложение, попавшее на бумагу. Есть ли у каждого слова своя незаменимая роль? Нельзя ли выразить ту же мысль более экономно? Не выглядит ли ваша фраза чересчур напыщенной, претенциозной или витиеватой? Не пожалели ли вы что-нибудь ненужное только потому, что оно кажется вам красивым?»
Стиль
И тут возникает вопрос – как сохранить свой стиль и индивидуальность, если взять и удалить все лишнее? В ответ Уильям Зинсер сравнивает писательское дело с плотницким.
«В первую очередь необходимо научиться аккуратно пилить доски и загонять гвозди. Позже вы сможете снять фаски на ребрах или добавить изящные резные детали на свой вкус. Но ни в коем случае нельзя забывать, что вы заняты ремеслом, в основу которого положены определенные принципы. Если гвозди плохи, дом рухнет. Если глаголы слабы, а синтаксис шаток, то предложения развалятся. Написанное нужно сначала вычистить, а уж потом разукрашивать».
Аудитория
Смысл этого принципа в том, что нужно уважительно относиться к своим читателям и их времени. Писать для них грамотно, ясно и интересно. При этом себя тоже надо уважать, придерживаться своего мнения и не менять его в угоду читателям. И тут нет никакого противоречия, так как первое относится к вашему мастерству как писателя, а второе – к вашей личности и тому, что вы хотите сказать.
Слова
Слова – это единственный инструмент, который имеется в распоряжении писателя. И владение этим инструментом нужно постоянно совершенствовать.
«Выбирая слова и связывая их вместе, следите за тем, как они звучат. Это может показаться нелепым: ведь читатели читают глазами. Но на самом деле они слышат то, что читают, в гораздо большей степени, чем вы себе представляете. Поэтому такие особенности, как ритм и аллитерации, жизненно важны для каждой фразы».
Перед публикацией читайте свои тексты вслух. Тогда сразу станет понятно, если с ними что-то не так.