Каким выглядит хороший учитель в глазах родителей? Он одновременно и строгий, и понимающий, требовательный, но в определенных ситуациях снисходительный, превосходно знает свой предмет, однако неплохо подкован и в других сферах… Образ получается собирательный и абстрактный, но именно к нему и должны стремиться преподаватели. А каким хотели бы видеть своего учителя сами ученики?
- Умеющий не только спросить, но и выслушать ответ.
Весь процесс обучения в глазах школьников – это бесконечные вопросы, порой ехидно-риторические («А голову ты дома не забыл?»), порой просто трудные («Докажи теорему косинусов»). Преподаватель просто обязан задавать вопросы, но вот как часто он полностью выслушивает ответ, пусть и неправильный? Станет ли он пытаться понять, какая логическая цепочка выстроилась в голове ученика и как ее откорректировать? Даже неправильные ответы могут помочь школьнику получить новые знания и закрепить материал. Обсуждения же нужно обязательно включать в план работы классного руководителя.
- Использующий черты своего характера на пользу процессу обучения.
Хороший преподаватель может быть и пожилой женщиной с богатым опытом, и молодым парнем, пару лет назад окончившим филфак. Их общей чертой будет то, что недавний студент будет использовать свой «запал», всю свою энергию и желание обучать, а пожилой преподаватель – стойкость, выдержку и богатый опыт. Психофизиология учителя должна только играть ему на руку, настраивать весь класс на «свою атмосферу». Если учителю это по силам, то и в классе, где царит тишина, и в классе, где ведется шумное обсуждение заданной проблемы, обучение будет проходить с пользой для детей.
- Обладающий чувством юмора.
Для этого не обязательно включать комедийные передачи и пытаться понять, что сейчас «в тренде» у учеников. Разумеется, в требования фгос не входит умение просто адекватно оценивать окружающий мир, воспринимать некоторые его особенности с иронией и извлекать из всего смысл. Казалось бы, это очевидные выводы, но сегодня, когда много дискуссий ведется об эмоциональном выгорании преподавателей, именно эти умения позволят учителю не терять связи с молодым поколением.
- Мыслящий не только категориями «Учеба — домашнее задание — экзамены».
В каждой современной школе найдется несколько учителей, которые заявляют о том, что последние три года обучения школьник должен готовиться исключительно к ЕГЭ. Адекватный же преподаватель прекрасно понимает, что математику нужно сначала полюбить и только потом выучить, а на это способен далеко не каждый ученик. Особенно это касается классных руководителей, на чьи плечи в значительной степени и ложится подготовка подростков к поступлению и дальнейшему самоопределению в новой, взрослой жизни.