Представим, что перед тобой два указателя. Один из них показывает путь в страну Вежливости, а другой в страну, где нет никаких правил. В какую из этих стран ты бы хотел попасть? Сомневаешься? Тогда побываем в двух странах, а затем ты определишься, где ты останешься…
Итак, мы попали в страну, где нет никаких правил. Главные лозунги в этой стране: «А я так хочу!», «А мне все равно!», «Я самый-самый!», «Мне все нипочем!» Представь на минуточку, что можно увидеть на улицах этой страны….
Хотел бы ты остаться в такой стране хотя бы на день, два, на неделю? Почему?
Теперь поспешим в страну Вежливости. В ней правит королева Этика.
Ей уже несколько веков, но она молода, красива, грациозна. Это она научила всех быть добрыми и внимательными, справедливыми и аккуратными. Это она научила жителей своей страны не только следовать правилам поведения, но и хорошо относиться друг к другу. В этой стране царят доброта и мир. В этой стране каждый человек немного волшебник. Он непременно развеселит печального, поможет в трудной ситуации, будет рад твоим успехам, как своим собственным.
Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек — этикетки — и произошло слово «этикет».
Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.
Итак, если и ты хочешь хоть немного стать добрым волшебником, тебе непременно нужно познакомиться с правилами этикета, правилами, по которым нужно вести себя в обществе, среди людей, правилами культурного поведения.
Памятка воспитанного человека
1. Приветствие — знак вежливости
Предлагаю составить памятку воспитанного человека….
С чего начинается любое общение? Верно, с приветствия.
В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.
«Здоров ли ваш скот?» — эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»
А что же говорят при встрече русские? — «Здравствуйте!»
То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
Небольшая викторина, проверим, знаешь ли ты правила вежливости.
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший?
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
3. Ты вошел в автобус на заднюю площадку и увидел, что у передней двери стоят твои друзья. Как надо с ними поздороваться?
4. С тобой, наверное, такое бывает: встречаешь человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться.
5. Кто первым подает руку при приветствии: мужчина женщине или наоборот?
Ответы:
- младший
- да
- кивнуть головой
- да
- женщина — мужчине
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». И это правило можно записать в нашу памятку вежливости.
2. «Когда в товарищах согласья нет…»
Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение — мое личное дело». Права ли девочка?
Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.
На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите?
Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям?
В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?
Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу?
Прочитай вот какую историю. (рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)
Слава и Витя сидели на одной парте
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.
— У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, — сказал Витя.
— Не Рекс, а Кекс, — поправил его Слава.
— Нет, Рекс!
— Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
— Значит, нам не из-за чего ссориться! — обрадовался Слава.
— Конечно, не из-за чего, — согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
— Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..
Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»
Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? «Уступай друзьям»
3. «Встречают по одежке…»
Продолжаем конкурс знатоков этикета.
1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили?
2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что…
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как…
4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете…
Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.
Как ты думаешь, что считается дурными манерами? Да, это грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.
Какое же следующее правило вежливости? «Не доставляйте неудобств окружающим людям».
4. Учись смеяться над собой
В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, неумным подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Вспомни веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками.
Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому.
Какое золотое правило внесем в нашу копилку? «Учись смеяться над собой».
Общепринятые нормы этикета просты и всем доступны, но только постоянное их соблюдение сделает манеры человека красивыми, а самого человека обаятельным.
5. Хорошие манеры
Что такое манеры? (Способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.)
1. Воспитанный человек пунктуален, он никогда не опаздывает, будь то работа, вечеринка или встреча с приятелем.
2. Он никогда не сядет за стол раньше старших.
3. У двери он пропустит старшего или девочку.
4. Если вошел в помещение, где уже присутствуют его коллеги или друзья, он здоровается первым.
5. Встает, разговаривая со старшими.
6. Зная, что впереди девочки, мальчик может себе позволить идти, только в определенных случаях:
- если плохая дорога;
- когда спускается по лестнице;
- когда открывает дверь;
- при входе в лифт или когда требуется взять на себя трудное и опасное дело;
- когда выходит из транспорта.
Манеры человека проявляются в жестах, мимике и пантомиме. И составляют его внешний облик, а также нравственный уровень личности: тактичность, любезность, скромность и доброжелательность или их отсутствие.
Ученые утверждают, что во время беседы через восприятие мы получаем лишь 20—40% информации. Остальное приходится на жесты, мимику, пантомиму, интонацию речи.
Упражнения
Манера сидеть
Сидеть надо, занимая почти весь стул. Иногда можно опереться на спинку стула. Спина должна быть прямая, а не колесом, плечи чуть отведены назад, подбородок приподнят (параллельно полу). Такова правильная осанка. Руки положите на колени ладонями вниз, или уложите ладонь в ладонь, или переплетите пальцы. Не кладите ладони на колени симметрично.
Ноги можно расположить по-разному: поставить ступни перед стулом, на расстоянии не шире плеч, но лучше, если одна ступня будет чуть впереди другой. Можно слегка наклонить ноги, направив ступни к ножке стула. Не сидите, расставив ноги или положив голени одна за другую. Не выдвигайте ноги далеко перед собой.
Манера стоять
Стоять надо прямо; не переносите тяжесть тела на одну ногу, тем самым предотвратите искривление позвоночника, набухание вен на ногах! Ступни ног расположите рядом, на расстоянии не шире плеч. Ноги широко не расставляйте. Спина прямая, плечи слегка отведены назад, подбородок приподнят — это правильная, горделивая осанка.
Руки могут быть спокойно опущены вдоль тела, а можно сложить их ладонь в ладонь перед собой чуть ниже пояса. Есть и другие положения рук.
Манера садиться
Нельзя, присев на стул, двигать его. Подвиньте стул до того, как сели. Опускайтесь на него плавно.
Манера вставать
Вставая со стула, не опирайтесь на колени или подлокотники, не помогайте себе, выбрасывая вперед руки. Вы можете произвести впечатление неуклюжего человека.
Манера ходить
При ходьбе сохраняйте легкость и ровный ритм шагов (не слишком быстрый, но и не слишком медленный), не делайте чересчур широкие шаги. Корпус прямой, не отклоняется ни в одну, ни в другую сторону, голова гордо приподнята.
Жесты — это, прежде всего, движения рук. Исследователи насчитывают более 700 тыс. различных движений рук. Такое разнообразие помогает передать тончайшие оттенки нашего настроения, наших чувств. Жесты могут быть соответствующими требованиям этикета, нежелательными и недопустимыми.
Например, недопустимо держать руки в карманах, показывать пальцем, размахивать руками и др.
Нежелательные жесты:
- бесцельно вертеть какой-либо предмет (карандаш, ложка и др.) в руках;
- вертеть пуговицу собеседника;
- барабанить карандашом или линейкой по столу;
- дергать за рукав во время разговора;
- хлопать по плечу, виснуть на ком-либо;
- болтать ногами, сидя за столом.
Мимика — выражение лица (улыбка, взгляд, смех).
Лучший рисунок лица — его доброжелательное выражение. Неприличным считается громкий смех, смех по причинам, которые неизвестны другим: ведь кто-то может принять этот смех на свой счет и очень обидеться.
А вот если девочка, например, умеет благодарить взглядом, улыбкой, кивком головы за оказанную ей любезность и др., это считается признаком хорошего тона, учтивости и воспитанности.
Пантомима — движения тела (осанка, походка, поза).
Что пантомима может рассказать о человеке? ….
Да, пантомима может многое рассказать о человеке. Считается неприличным кривляться, высовывать язык, широко раскрывать рот. Поза, манеры должны быть почтительными. Пантомима призвана подчеркнуть ваше достоинство, а не развлекать окружающих.
Работа с пословицами о правилах поведении.
Вспомни, пожалуйста, пословицы, в которых народная мудрость призывает нас соблюдать правила нормированной жизни.
- Не продумавши, ничего не начинай.
- Сперва подумай, а там и нам скажи.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
О каких правилах поведения напомнили вам эти пословицы?
Чтение и обсуждение сказки.
ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ
Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан — платка из этих лоскутков нельзя сшить.
Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало. Диву далась Куница. На фартук глядит — завидует:
— Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?
— Бабушка меня шитью выучила.
— А как она учила тебя?
— Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.
— Каких?
— «Семь раз отмерь — один отрежь».
Е. Пермяк. Рассказы и сказки
Как ты думаешь, что самое главное в воспитании человека?
Верно, самое главное в воспитании в том, чтобы человек сам стал думать о самом себе, чтобы он посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой. (В. Сухомлинский.)
Слушание и обсуждение рассказа.
За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они были такие чистенькие, свежие, без единого пятнышка, просто любо посмотреть. Все было как новенькое. Приятно все-таки заниматься в таком классе!
И светлей кажется, и привольней, и даже, как бы это сказать, на душе веселей.
И вот на следующий день, когда я пришел в класс, то увидел, что на стене рядом с доской нарисован углем морячок. Он был в полосатой тельняшке, брюки клеш развевались по ветру, на голове — бескозырка, во рту — трубка, и дым из нее кольцами поднимался кверху, как из пароходной грубы. У морячка был такой залихватский вид, что на него нельзя было смотреть без смеха.
— Это Игорь Грачев нарисовал,- сообщил мне Вася Ерохин.
— Только, чур, не выдавать!
— Зачем же мне выдавать? — говорю я.
Ребята сидели за партами, любовались морячком, посмеивались, шутили:
— Морячок с нами будет учиться! Вот здорово!
Перед самым звонком прибежал в класс Шишкин.
— Видел морячка? — говорю я и показываю на стену.
Он взглянул на него.
— Это Игорь Грачев нарисовал, — сказал я.
— Только не выдавать.
— Ну, ладно, сам знаю! Ты по русскому упражнение сделал?
— Конечно, сделал, — ответил я. — Что же, я с несделанными уроками буду в класс приходить?..
Я хотел рассказать ему, что такое корень, приставка и окончание, но тут прозвенел звонок, и в класс вошла Ольга Николаевна. Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у нее сделалось строгое.
Это что еще за художества? — спросила она и обвела весь класс взглядом. — Кто это нарисовал?
Все ребята молчали.
— Тот, кто испортил стену, должен встать и признаться, — сказала Ольга Николаевна.
Все сидели молча. Никто не встал и не признался. Брови у Ольги Николаевны нахмурились.
— Разве вы не знаете, что класс надо в чистоте держать? Что будет, если каждый станет рисовать на стенах? Самим неприятно будет сидеть в грязи. Или вам, может, приятно?
— Нет, нет! — раздалось несколько нерешительных голосов.
— Кто же это сделал?
Все молчали.
На последнем уроке к нам в класс пришел директор школы Игорь Александрович.
Я думал, что он раскричится на нас, но он спокойно рассказал нам, сколько тратится денег на обучение каждого ученика, как важно хорошо учиться и беречь школьное имущество. Под конец он сказал:
— Тот, кто нарисовал на стене, наверно, не хотел нанести ущерб школе. Если он чистосердечно признается, то докажет, что он человек честный и сделал это не подумав.
На меня очень подействовало, что сказал директор, и я подумал: Игорь Грачев тут же встанет и признается, что это он сделал, но Игорю, видно было, не хотелось доказывать, что он честный человек, и он молча сидел за своей партой. Тогда Игорь Александрович сказал, что тому, кто разрисовал стену, наверно, стыдно признаться сейчас, но пусть он подумает над своим поведением, а потом наберется смелости и придет к нему в кабинет. После уроков наш староста Толя подошел к Грачеву и сказал:
— Эх, ты! Кто тебя просил стену портить? Видишь, что вышло?
Игорь развел руками:
— Да я что? Я разве хотел?
— Зачем же нарисовал?
— Сам не знаю. Взял и нарисовал, не подумавши.
— «Не подумавши»! Из-за тебя пятно на всем классе.
— Почему на всем классе?
— Потому что на каждого могут подумать.
— А может, это кто-нибудь из другого класса забежал и нарисовал?
— Смотри, чтоб этого больше не было, — сказал Толя.
— Ладно, ребята, я больше не буду, я ведь так только — хотел попробовать, — оправдывался Игорь.
Он взял тряпку и принялся стирать морячка со стены, но от этого получилось только хуже. Морячок все-таки был виден, а вокруг него образовалось большущее грязное пятно. Тогда ребята отняли у Игоря тряпку и не позволили больше размазывать грязь по стене…
Прошло три дня или четыре, и вот один раз на уроке наш редактор Сережа сказал:
— Ольга Николаевна, у нас в редколлегии никто не умеет хорошо рисовать. В прошлом году всегда рисовал Федя, а теперь совсем некому, и стенгазета получается неинтересная. Надо нам выбрать художника.
— Художником надо выбирать того, кто умеет хорошо рисовать, — сказала Ольга Николаевна.
— Давайте сделаем так: пусть каждый принесет свои рисунки. Вот мы и выберем, кто лучше рисует.
— А у кого нет рисунков? — спросили ребята.
— Ну, нарисуйте сегодня, приготовьте хоть по рисунку. Это ведь не трудно.
— Конечно, — согласились мы все.
На другой день все принесли рисунки. Кто принес старые, кто нарисовал новые, у некоторых были целые пачки рисунков, а Игорь Грачев принес целый альбом. Я тоже принес несколько рисунков. И вот мы разложили свои рисунки на партах, а Ольга Николаевна подходила ко всем и рассматривала рисунки. Наконец она подошла к Игорю и стала смотреть его альбом. У него там были нарисованы моря, корабли, пароходы, подводные лодки.
— Игорь Грачев лучше всех рисует, — сказала она.
— Вот ты и будешь художником.
Игорь улыбнулся от радости. Ольга Николаевна перевернула страничку и увидела, что там у него нарисован моряк в тельняшке, с трубкой во рту точь-в-точь такой же, как на стене был. Она нахмурилась и пристально поглядела на Игоря. Он заволновался, покраснел и тут же сказал:
— Это я нарисовал морячка на стенке.
— Ну вот, а когда спрашивали, так ты не признался! Нехорошо, Игорь, нечестно! Зачем ты это сделал?
— Сам не знаю, Ольга Николаевна. Как-то так, нечаянно. Я не подумал.
— Ну, хорошо, что хоть теперь признался. После уроков пойди к директору и попроси прощения.
После уроков Игорь пошел к директору и стал просить у пего прощения. Игорь Александрович сказал:
— Хорошо. Второй раз ремонтировать некому. Иди домой, пообедаешь и придешь.
После обеда Игорь пришел в школу, ему дали ведро с краской и кисточку, и он побелил стену так, что моряка не стало видно.
Н. Носов. Из книги «Витя Малеев в школе и дома»
Вопросы.
Почему ребята не сказали, кто нарисовал на стене?
Почему сам Игорь промолчал?
Почему даже после выступления директора школы Игорь не сознался в своем поступке?
Как в классе и Ольга Николаевна узнали о том, кто нарисовал на стене?
Почему Игорь сознался в своем поступке?
Как поступил директор школы по отношению к Игорю?
А как бы ты поступил на месте Игоря? На месте друзей Игоря, которые знали, что это сделал Игорь?
Обсуди картинки с друзьями…
Вывод. Хорошим манерам надо учиться. Человек должен быть сдержанным в манерах. Должен уметь контролировать себя.
По материалам ped-kopilka.ru