Ты бывал в театре? Когда сидишь в зале, ожидая поднятия занавеса, испытываешь некоторое волнение. Наконец, занавес поднимается, открывая сцену, и перед тобой возникает особая жизнь. Зрители невольно начинают переживать вместе с героями их радости и печали, становится как бы участниками происходящих на сцене событий.
И прежде чем мы начнем разговор о театре и о том, как следует вести себя в нем,….давай угадаем два засекреченных слова…
По горизонтали:
1. Исполнитель ролей в театральных представлениях.
2. Работник театра, подсказывающий актеру слова.
3. Возглас, требующий по просьбе публики повторения фрагмента представления.
4. Когда поднимается занавес, то в зале прекращается…
5. Место в зрительном зале, отделенное для нескольких лиц.
Ответы: 1. актёр, 2. Суфлёр, 3. Бис, 4. Шум, 5. Ложа
Итак, по вертикали у нас получилось слово АФИША (афиша — объявление о предстоящем спектакле, концерте, лекции и т.п.) Именно афиша расскажет вам, где, когда и какой спектакль или концерт вы сможете посмотреть. Предлагаю угадать еще одно слово.
По горизонтали:
1. Место в задних рядах зрительного зала.
2. Краткий перерыв между отделениями спектакля или концерта.
3. Слово, выражающее одобрение, восхищение.
4. Рукоплескания в знак одобрения или приветствия.
5. Специальная площадка, на которой происходит театральное представление.
6. Низкий барьер вдоль авансцены (передняя часть сцены), закрывающий от зрителей осветительные приборы, направленные на сцену.
7. Изображение актером на сцене действующего лица пьесы.
8. Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.
Ответы: 1.Галерка, 2. Антракт, 3. Браво. 4. Аплодисменты, 5. Сцена, 6. Рампа, 7. Роль, 8. Балет.
По вертикали у нас получилось слово «гардероб». Что это такое? (Гардероб — это раздевалка.)
Именно с вешалки, по словам известного режиссера Константина Сергеевича Станиславского, начинается театр. Но кто создает этот удивительный, волнующий, незабываемый праздник-спектакль, концерт, цирковое представление? Артисты — скажешь ты. Да, конечно, и артисты, и режиссер, и осветители, и рабочие сцены, и те, кто помогает нам снять пальто, найти свое место в зале, кто продает лимонад в буфете.
Прочитай рассказа артиста театра.
Ты пришел в театр
Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.
Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.
…Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается у них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого их вообще нет — оторвались.
Между тем дверь в театр — это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый мир — мир искусства.
Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-приподнятая обстановка, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом. Потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое место…
Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спектаклю, как обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда обсудим…»
Это неверно. Конечно, большой разговор ПОСЛЕ спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор ДО него. Когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль? Кто ее автор? О чем он писал?..
Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе вам трудно будет воспринять некоторую условность театра — Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.
Хочу еще сказать, что мы, работники театра, в момент встречи с вами сами становимся зрителями. Мы смотрим в зал и по тому, какие «спектакли» вы там разыгрываете, судим о вас, о вашей школе.
Вот, хотя свет погас и зазвучала увертюра, выскочил мальчик из первого ряда и подпрыгнул, пытаясь заглянуть в оркестр. Какие-то ребята сорвались с места, не дожидаясь, пока упадет занавес, не поблагодарив актеров за их сложное, высокое мастерство. Сорвались для того, чтобы первыми попасть в гардероб.
— А что тут еще ждать? Кого надо, поймали, кого надо спасли. Все ясно!
И выскакивают, не дослушав последних реплик, которые часто несут в себе основную мысль автора, идею спектакля.
…Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем — это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь.
В. Кузьмин
— Какое неправильное поведение ребят вы заметили?
Стыдно!
…Идет комедия Грибоедова «Горе от ума» в Московском Малом театре. Зрительный зал полон школьников.
…Все было странно в этот вечер. Перед закрытым занавесом появился человек, не обозначенный в числе действующих лиц. Он приветствовал школьников, как будто это были делегаты съезда, послы иностранных держав или олимпийские чемпионы. Он выразил радость по поводу того, что школьники пришли в Малый театр. Он рассказал о великих людях, которые здесь бывали. Он призывал уважать эти стены и кресла, хранящие память о прошлом. Нас удивило такое вступление, но удивление вскоре рассеялось. Занавес поднялся, актеры начали спектакль.
…В зале стоял гул. Кто-то хохотал в амфитеатре, кто-то кого-то щипал в бельэтаже, кто-то на галерке отпускал реплики.
На сцену вышел Фамусов — народный артист СССР, любимый и почитаемый зрителями Михаил Иванович Царев. На школьников его выход не произвел впечатления. В темном зале была своя жизнь — смешки, выкрики, базар.
Было стыдно! Как было стыдно! Хотелось выскочить на сцену и просить прощения у актеров за неуважение к бессмертной комедии.
Актеры с достоинством доиграли спектакль.
А потом уборщицы вымели из зала выпотрошенную из кресел вату, бумажки, обертки от конфет…
«Как такое могло случиться с московскими школьниками? — думала я, уходя из театра. — В чем причина?»
И. Токмакова
Знакомство с памяткой
— Собираясь в театр или кинотеатр, принято одеваться особенно опрятно, празднично и нарядно.
— Нельзя опаздывать к началу спектакля.
— Входя в театр, следует снять верхнюю одежду и привести себя в порядок: поправить платье и прическу.
— Нельзя в театре занимать чужие места.
— Проходя на свое место, нужно идти между рядами лицом к сидящим.
— В зрительном зале нельзя мешать окружающим: вертеться, вскакивать, хлопать откидными сиденьями стульев, шуршать бумагой, свистеть, громко разговаривать, топать.
— При входе и выходе из зала во время антракта проходи спокойно, не толкайся.
— Будь аккуратен, не сори. Не ешь во время действия.
Упражнения
Одни делают билеты, другие готовят программки, третьи готовят номера — сценки, связанные по содержанию культурой поведения. Выбрать кассира, контролера. Надо купить бмлет, пройти в зрительный зал, занять свое место. Во время представления вести себя, как полагается в театре. После представления — обсуждение правил поведения в театре.
Экзамен «Хитрый этикет»
В заключение давай проверим, насколько хорошо ты все поняли, попробуй сдать своеобразный экзамен на знание так называемого «хитрого этикета».
1. Следует ли, находясь в музее, на выставке и в театре, сдавать зонты, портфели, большие пакеты в гардероб?
а) Следует, если их там принимают.
б) Не следует, если они вам не мешают.
в) Следует, если их не принимают в гардероб, сдать их в камеру хранения.
2. Нужно ли приходить в театр или на концерт заранее?
а) Не нужно.
б) Нужно.
в) Желательно, но не обязательно.
3. В какой одежде лучше всего посещать театр?
а) В свитере и джинсах.
б) В легкой декольтированной одежде.
в) В нарядной одежде по сезону.
г) В брючном костюме.
4. Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
а) Нет.
б) Сколько угодно.
в) В любом, кроме большой меховой шапки.
г) Только в небольшом, являющиеся частью нарядного вечернего костюма.
5. Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
а) Спиной к сидящим, наклоняясь вперед.
б) Лицом к сидящим.
в) Боком к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену.
6. Следует ли извиняться перед сидящими, проходя в середину ряда?
а) Следует.
б) Не следует.
в) Желательно.
7. Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к своему месту в ряду?
а) Обязательно.
б) Желательно.
в) Не следует.
8. Можно ли занимать оба подлокотника кресла?
а) Можно, если успеваешь это сделать первым.
б) Желательно.
в) Нежелательно.
9. Можно ли одалживать бинокль и программу у соседа по ряду?
а) Можно.
б) Нельзя.
в) Нежелательно.
10. Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
а) Можно.
б) Нельзя.
в) Нежелательно.
11. Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?
а) Нельзя.
б) Нежелательно.
в) Можно в знак одобрения декораций.
12. Можно ли вслух комментировать спектакль?
а) Можно, если это интересно вашим соседям по ряду.
б) Нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей.
в) Нельзя — подождите антракта.
13. Можно ли на концерте в театре подпевать артистам?
а) Можно, если у вас хороший слух и голос.
б) Желательно, чтобы подбодрить артистов.
в) Нельзя.
14. Как правильно вести себя на концерте, в театре при сильном насморке или кашле?
а) Взять с собой несколько носовых платков.
б) Не предпринимать ничего особенного — окружающие увидят ваше нездоровье и посочувствуют вам.
в) В таком состоянии лучше остаться дома.
15. Можно ли есть, помимо буфета, в фойе?
а) Можно.
б) Нежелательно.
в) Нельзя.
16. Как выразить свой восторг от концерта, спектакля?
а) Громким свистом и топаньем ногами.
б) Криками «браво» и вставанием.
в) Громкими и ритмическими аплодисментами * (кроме концерта классической музыки).
17. Как проявить свое неодобрение содержанием спектакля или неудовлетворительной игрой актера?
а) Свистеть и топать ногами.
б) Немедленно встать и покинуть зал.
в) Молчать и не аплодировать.
18. Как вручить цветы актеру, певцу?
а) Бросить посильнее, чтобы упали на сцену.
б) Подойти к сцене и вручить исполнителю.
в) Передать через работников театра, концертного зала.
19. Можно ли отправляться в гардероб, если занавес еще не опустился?
а) Можно.
б) Нельзя.
в) Допускается в крайнем случае, если вы спешите на поезд или последний автобус.
г) На ваше усмотрение.
Ответы:
- в) Следует, если их не принимают в гардероб, сдать их в камеру хранения.
- б) Нужно.
- в) В нарядной одежде по сезону.
- г) Только в небольшом, являющиеся частью нарядного вечернего костюма.
- б) Лицом к сидящим.
- а) Следует.
- б) Желательно.
- в) Нежелательно.
- б) Нельзя.
- б) Нельзя.
- в) Можно в знак одобрения декораций.
- в) Нельзя — подождите антракта.
- в) Нельзя.
- а) Взять с собой несколько носовых платков.
- в) Нельзя.
- б) Криками «браво» и вставанием.
- в) Молчать и не аплодировать.
- б) Подойти к сцене и вручить исполнителю.
- в) Допускается в крайнем случае, если вы спешите на поезд или последний автобус.
По материалам ped-kopilka.ru