Давайте попробуем побывать в роли исследователя?… Открывать новые знания, делать эксперименты. Это всё так интересно…
Для начала выясним, что такое исследование…
Исследование — это поиск истины, познание неизвестного, поиск неизведанного, как один из видов познавательной деятельности человека.
А вы знаете, какое самое главное качество исследователя?….
Наблюдать! Что значит наблюдать?…
Наблюдение – это самый доступный и распространённый метод проведения исследования, который применяют в большинстве наук. Человек постоянно использует наблюдение в своей повседневной жизни. Оно является ценным источником получения различной информации об окружающем мире. Для наблюдения можно использовать приборы и приспособления.
— Какие приборы вы знаете и для чего их можно использовать?
А самый главный прибор для наблюдения….
Проверим насколько вы наблюдательны…
Чтоб исследователем стать – учись вопросы задавать и ответ на них искать!
-
Игра «Кто больше задаст вопросов» (на столе : мяч, пенал, книга, конфета)
Дети задают вопросы об одном и том же предмете, начиная со слов «почему», «где», «как», «какая», «для чего», «зачем».
-
Работа в группах.
3 группы получают картинки с изображением зверей (медведь, тигр, заяц) и должны придумать 3-5 вопросов.
-
Игра «Чёрный ящик»
В закрытой коробке лежит предмет или картина с изображением предмета (кружка, ножницы, картинки «цыпленок», «машина», «арбуз».) Нужно с помощью вопросов, узнать, что там спрятано. Главное условие – ответ может состоять только из одного слова «да» или «нет».
Как выбрать тему исследования?
Начало каждого исследования – это тема работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.
Если вы не сможете сразу определить тему, то давайте попробуем ответить на вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я хочу заниматься в первую очередь (математикой, спортом, музыкой и т.п.)?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- По каким учебным предметам у меня получается работать лучше?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
- Есть ли что-то, чем я особенно горжусь?
Как научиться видеть проблемы и выдвигать гипотезы
Проблема –задача, преграда, трудность.Гипотеза – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.
- Как съездить, сохранив здоровье?
- Как съездить, не потеряв знания за пропущенные дни и т.п.
Учимся выдвигать гипотезы
Мне хочется сегодня вам рассказать историю, которая произошла с девочкой Варей.
«У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя подошла к нему:
— Пора тебе чиж петь.
— Пусти меня на волю, на воле я буду весь день петь.»
— Кто жил у Вари?
— Где жил чиж?
— Какая проблема, была у чижа?
— Как вы думаете, какую проблему должна решить Варя? (создать условия, чтобы чижу захотелось петь.)
-Продолжите мысль.
- Если Варя выпустит чижа из клетки, то…
- А что если чиж останется жить в клетке?..
Допустим, Варя уже открыла дверцу клетки, как себя поведёт чиж?…
— А мы как-то это можем проверить?
— А я вам предлагаю поиграть в игру «Волшебники». Какой самый любимый праздник вас? … Новый год…
— А в новый год все загадывают желания, которые непременно сбываются. А теперь представьте, что ты волшебник и можешь исполнить одно желание каждого человека. Чтобы произошло? Для этого мы должны произнести волшебные слова, передавая волшебную палочку по кругу, и у кого она окажется в руках, тот должен предположить, что же произойдёт, если исполнится хотя бы одно желание каждого человека.
Учимся ставить цели
Вспомните рассказ про чижа, с которым познакомились на прошлом уроке. Перескажите его, как запомнили.
( У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя пришла к чижу:
-Пора тебе, чиж, петь.
-Пусти меня на волю, на воле я буду весь день петь.)
— Какую ЦЕЛЬ поставила перед собой Варя, чтобы решить проблему с чижом (выпустить чижа на волю).
— Как вы понимаете, что такое ЦЕЛЬ? (стремление, желание что-то осуществить, добиться).
-А у вас есть ЦЕЛЬ в учёбе?
-Если это не секрет, расскажите о своей цели в учёбе?
-А какую цель в жизни вы перед собой ставите?
-Кто хочет поделиться своей целью в жизни?
Прочитайте отрывок стихотворения про Дженни
Послушайте ещё раз стихотворение и скажите, какая проблема возникла у Дженни?
(Дженни туфлю потеряла, долго плакала, искала…)
— Какая возникла проблема у Дженни? (потеряла туфельку)
— Какую цель нужно поставить девочке, чтобы решить эту проблему? (найти туфельку)
-Что нужно сделать Дженни, чтобы достичь этой цели? (не плакать, успокоиться)
Прочитайте пословицу:
СЛЕЗАМИ ГОРЮ НЕ ПОМОЖЕШЬ
— Подходит ли эта пословица к ситуации с Дженни? Почему?
— Как нужно себя вести, если возникла проблема? (не горевать, а поставить цель и добиваться).
-Какую цель ставим перед собой, когда проводим физ. минутку? (отдохнуть).
— Давайте попробуем достичь этой цели.
— А зачем нужно ставить цель? Где (когда) это может пригодиться в жизни?
(поставленные цели помогают быстрее достичь успеха).
Что необходимо исследователям?
- быть наблюдательным
- уметь задавать вопросы
- выдвигать гипотезы
- проводить эксперименты и др.
Разминка
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1. Может ли стол, у которого отвинтили ножки, стоять? Почему?
2. Может ли трамвай объехать девочку, стоящую на рельсах?
3. Удержатся ли 2 шарика, если их поставить друг на друга?
4. Будет кубик катиться? Почему?
5. Может велосипед обогнать автомобиль? Почему?
6. Если по телевизору показывают футбол — может мяч вылететь и ударить мальчика?
7. У тебя маленькая сумка и большой мешок, и то и другое с картошкой. Что легче нести?
8. Кого в лесу трудно увидеть? А кого легко?
9. Кого легко заметить на снегу, а кого трудно?
10. По комнате бегал черный котёнок и попал в банку с мукой. Вдруг в комнате появился белый котёнок. Откуда он взялся?
11. Мама выглянула в окно и говорит: «На улице сильный ветер!» («Ночью был дождь».) Как она догадалась?
12. Может поезд метро столкнуться с автобусом?
13. По глубокому снегу проще идти пешком или на лыжах?
14. Что случится, если мальчик залезет в ванну, полную воды?
15. Летом можно кататься на лыжах? Почему?
16. На зиму заяц меняет свою шубку с серой на белую. Почему?
17. Чем столб отличается от дерева?
18. Почему льдины в реке не стоят на месте весной?
19. Папа купил сыну мороженое, положил его в карман курточки и забыл. Когда через час папа вспомнил о мороженом, его в кармане не оказалось. Куда оно делось?
20. Папа поднимает тяжёлую гирю, а мальчик не может. Почему?
21. Если человек прыгнет с самолёта, он разобьется. А как же парашютисты?
22. Если с крыши дома бросить платок и камень, что быстрее упадёт на землю?
23. Для чего зимой надевают шубы?
24. Если шубу положить на снег, снег под ней растает?