Продолжаем занимательные уроки по русскому языку. Продолжаем наш интеллектуальный марафон по русскому языку, но уже для 3 класса. Сумеете ли вы применить все ваши знания по русскому языку, выполняя задания? Кто же из вас настоящий знаток русского языка?…
1. Запиши данные слова на группы по количеству звуков: якорь, каюта, сирень, вьюга, ягода, утро, ёлка, огоньки, маяк, улей, сельдь, тюльпан, тополь, взгляд, вишня, гриб, соль, яма
- 1 звук — ______________________
- 2 звука — _____________________
- 3 звука — _____________________
- 4 звука — _____________________
- 5 звуков — ______________________
- 6 звуков — _____________________
2. Определи сколько раз встречается звук [ш].
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож.
3. В каком слове ударение падает на 1 слог? Подчеркни.
Цемент, портфель, хвоя, фосфор, сорит, дерево, партнёр, досуг, звонит.
4. В каком слове нет приставок? Подчеркни.
Надоумить, намерение, надрывать, подложить, надумать
5. Раздели слова на группы, запиши каждую группу в отдельный столбик, укажи общий признак.
Стела, шапка, голубь, солнце, моряк, озеро, ненастье, местность, уж
6. Какое ОДНО слово надо поставить вместо пропусков, чтобы вместе с буквами, стоящими рядом, получились новые слова:
- …ено
- …ет
- …ьза
- …ка
- …е
7. Объясни значение фразеологизмов.
- Язык без костей
- Хлопать ушами
- Медведь на ухо наступил
8. Запиши слова, лексическое значение которых даны ниже:
- Место на реке, где можно перейти — …..
- Отверстие вулкана — ….
- Наука о небесных светилах — …
- Место, где улицы сходятся и расходятся — …
- Речь, произведённая одним человеком — …
9. Отгадай слово, напиши отгадку.
Первое — нота, второе — игра, целое встретишь у столяра.
10. Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
- тр…пинка —
- п…х…лодало —
- в…селье —
- л…дяной —
- зацв…ли —
- зас…лить —
- скр…пит —
- г…ворит —
- п…мощник —
- закр…чали —
- зап…здали —
- г…ниальный —
- похв…лили —
- защ…тить —
- дв…жение —
- х…дили-
11. Найдите ошибки.
- Ребята хадили гулят в рощю.
- Уже прилители грочи.
- В шырокой долине у халмов послись казлята.
- Уранила маша чяйник и разбила его.
- Сабака вьюн старажыт нашу дачю.
- Галодная валчиха пашла на охоту.
- Наступает зема. Халодная раса пакрывает трафку. В зилёный нарят диревьев вплились асенние кразки.
12. Разделили текст на предложение.
У самой дороги росла развесистая берёза усталый путник остановился отдыхать под старым деревом местные жители прозвали берёзу «Передышкой» настала зима пушистый снег засыпал леса и луга посреди белого поля виднелась одна только берёза ее тонкие ветви покрылись мохнатым инеем утром лучи солнышка освещали дерево берёза казалась нежно — розовой.
13. Разбери слова по составу.
Повар, заготовка, тарелка, поездка, поездка, дождливый, зеленоватый, ночной, разъехались, перевозчик, примирение, снежинка, разучить, подсказка, загрузка, тёмный, больница, грозный, столетний, безмолвие, испарение, безвкусица, излучение.
14. Найди главные члены предложения.
- По небу низко неслись дымчатые тучи и роняли на поля тяжёлые капли.
- В нашем саду зимой появились красивые красногрудые снегири.
- По улицам побежали весёлые весенние ручейки.
- Яркое солнце осветило верхушки деревьев и низкие кустики.
- Воробье весело прыгают по грядкам.
- Мы бежим по росистому лугу, умываемся речной водой и мчимся домой.
- Мы оглянулись и увидели на тропинке ежиху с ежатами.
15. Поставь, где нужно Ъ или Ь
Бездел…е, с…ёмка, в…юн, печен…е, зал…ёт, гряз…ю, об…яснил, испеч…, калач…, ландыш…, с…едобный, ненаст…е, об…ём, атал…е, коп…ё, обез…яна, раз…ярённый.
16. Подчеркни правильный вариант.
Па(с, сс)а(ж, жж)ир, вес(н, нн)ий, весе(н,нн)ий, лу(н, нн)ый, а(п,пп)етит, це(н,нн)ость, а(к,кк)уратный, те(р,рр)а(с, сс)а, шо(с,сс)е, су(б,бб)ота.
17. Выделить приставки в словах.
Ворваться, воевать, добраться, домашний, доверие, предвидеть, предсказать, предмет.
18. Исправь ошибки и выдели орфограммы.
Малышы гриша и саша строили в лесу шалашы. Вдруг под большыми шырокими листями мальчики заметили Ёжыка. Теперь Ёжык жывёт у саши.
19. Вставь нужную орфограмму.
К…лючие, к…мочки, пол…скать бельё, пол…скать щенка, др…чливый мальчуган, пок…залась вдали, х…теть в отпуск, покр…шить хлеб.
20. Сколько общих звуков в словах СЕРП и ПЕРС?
21. В каком случае перенос ударения не меняет значения слова?
Ирис — ирис, клещи — клещи, атлас — атлас, молодец — молодец, творог — творог.
22. В каком слове все согласные звуки глухие: чеснок, салат, капуста, картофель
23. Выпишите слова с приставками.
- доброта, добежал, докрасил, домашний
- забрызгать, зал, завитушка, загадка, зайчик
- посёлок, посмотрел, подарки, полевые, полка.