Продолжаем наш увлекательный русский язык, где мы помимо правил русского языка развиваем ещё и творческие способности. Наш интеллектуальный марафон по русскому языку для 4 класса. Начнём? ….
1. Вставьте слово, которое служит окончанием первому слову и началом второму:
- ком …. ок
- ку ….. ька
- тем ….. тан
2. Подчеркни словосочетание, где глагол употреблен в переносном значении:
Играть в мяч, обливаться слезами, водить за нос, мышь пищит, подаёт надежды, сердце шепчет, проглотил язык, солнце светит.
3. Объясни фразеологизмы:
- Язык до Киева доведёт — …
- Плясать под чужую дудку — …
- С гулькин нос — ….
4. К началу пословицы подобрать ее окончание.
- С кем поведешься ……
- Труд человека кормит ….
- Хочешь много узнать …
- Ученье — свет ….
- Сам пропадай …..
5. Подбери к словам синонимы
- неразговорчивый …. легкомысленный
- невнимательный ….. простой
- несерьёзный …. молчаливый
- несложный ….. рассеянный
6. Разгадай марафоны:
- Подряд три предлога возьмём, а целое на дереве найдём.
- Первое нота, второе — игра, целое встречается у столяра.
7. Какие животные спрятались в словах и между строк?
- Была гроза я целый час не открывал от страха глаз.
- Знакома рыбам тень моя, над гладью рек танцую я.
8. Найди спрятанный в словах [й]
Ель, ёлка, воюет, веялка, коньки, вьюн, килька
9. Переставь буквы, чтобы образовалось новое слово:
- ЛУЧОК ….
- РУЧКА …..
- САЧОК ….
- НИША …..
10. У выделенных слов определи часть речи:
Белое покрывало всю землю покрывало.
11. Какие из этих слов имеют одинаковое окончание?
Домов, ковров, столов, коров, голов, ослов.
12. Какое слово задумано?
Приставка — как в слове подруга. Корень — как в слове игрушка. Суффикс — как в слове читал.
13. Расставь ударение в словах:
Магазин, хвоя, красивее, столяр, верба, щавель, водопровод.
14. Определи род имён существительных.
Тюль, толь, моль, кенгуру, шимпанзе, метро, кофе, мебель, рояль, шампунь, вермишель, кафе, жюри, торт, фойе, фламинго.
15. Подбери однокоренные слова:
- Рука — ….
- игра — ….
16. Измени словосочетания так, чтобы в них появились слова с непроизносимыми согласными.
- поступок чести — ……
- ответ из уст — …..
- счастье жизни — …
17. В каких из слов под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове «сыр»?
Жир, цирк, щипчики, шип, починка, дорожит. Ответ: _________
18. Сколько звуков в словах:
- сшить —
- лётчик —
19. Определи, сколько раз встречается звук [т] в предложении
- Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
Определи, сколько раз встречается звук [а] в предложении
- Над солёной волной, над высокой волной яркое солнце встаёт.
20. Сколько одинаковых звуков в словах «серп» и «перс»? ______
21. У какого из пяти приведённых ниже словосочетаний нет переносного смысла? Подчеркни.
Обвести вокруг пальца. Смотреть сквозь пальцы. Согреть палец. Пальцем не шевельнуть. Высосать из пальца.
22. Подчеркни слова с приставками, выдели их.
Доверить, домашний, доброта, добежать, докрасил.
23. Отгадай слово, запиши его ___________
Его корень в слове ПИСАТЬ
Приставка в слове РАССКАЗАТЬ,
Суффикс в слове КНИЖКА,
Окончание — в слове ВОДА.
24. Определи часть речи, подчёркнутых слов.
Стою на нашем берегу, покой границы берегу. Кто без кисти и белил крыши города белил.
25. Сколько орфографических ошибок сделал Вовочка в предложении? Исправь.
Циган купил красовки.
26. Запиши одно слово и одно словосочетание, где:
- «до» является приставкой и предлогом ______________________________
- «за» является приставкой и предлогом ______________________________
27. Запиши в один столбик однокоренные слова, в другой формы одного и того же слова
О листе, лиственный, под листом, листопад, листочек, листик, на листе.
28. Дополните предложения однородными членами. Запишите полученные предложения
- Только осенью можно оценить красоту …….
- Осенний лес часто называют ………
29. В каких словах пишется Е?
В…сеть, на в…су, зав…сать, знанав…с, в…сячий
30. Эти слова заканчиваются одинаково, но по составу одно из них отличается от остальных. Найди его.
Рыбак, простак, чужак, казак.
31. Выпишите имена существительные с суффиксом — ок
Замок, теремок, лесок, песок, ветерок, мирок, приток, листок.
32. Какие слова можно отнести к разным частям речи: рой, мой, спой, вой, открой, раскрой, простой.
33. У каких имён существительных нет формы единственного числа?
Очи, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы.
34. Определите части речи в предложении.
Сяпала Калуша по напушке, увязала бутявку и букло заволило (Л. Петрушевская)
35. Определите, где нужно поставить мягкий знак после шипящих?
- Пятлая куж…
- Бурявый пупалош…
- Мяувай дуч…
36.