Каждый учитель хотя бы раз проводил открытый урок по математике и не раз задавался вопросом: а как его сделать интереснее? Во-первых, он должен быть творческим. Во-вторых, он может быть проведен в форме игры или с использованием метода проектов. В-третьих, должно быть задействовано как можно больше представителей класса. Разработка уроков математики всегда занимает определенное количество времени, поэтому календарно-тематическое планирование по математике с учетом таких уроков необходимо продумать заранее. И составление кроссвордов – отличный способ задействовать всех присутствующих к классе учеников. Также, им можно дать такое задание на дом. Но все-таки будет лучше, если и защищать и составлять свои кроссворды дети будут прямо на уроке. Кроссворды применяются на уроках математики самого разного типа: при закреплении или повторении материала, при работе в парах, группами или индивидуально, на этапе актуализации знаний. Кроссворды можно составлять самые разные, в пределах тех или той темы, которые предложит учитель. Это могут быть сканворды самого разного типа, обычные кроссворды, чайнворды. Задания в одном и том же кроссворде или сканворде могут быть даны по-разному, поэтому не страшно, если темы будут повторяться.
Составляя кроссворды у учащихся развивается аналитическая деятельность, укрепляется память, вырабатывается способность к поиску и обработке информации. Составление кроссвордов рекомендуется давать на более сложные темы. Кроссворд можно использовать и для оценки знаний школьников. Но в этом случае, его составляет учитель. Кроссворды на уроках математики можно составлять как в пятом, так и в одиннадцатом классе, интерес к ним никогда не пропадет. Прежде всего, составление кроссвордов и сканвордов поможет развить творческую и аналитическую деятельность школьников. Именно кроссворды способствую активизации познавательной деятельность школьников на уроках математики в любом классе. Получая интересный кроссворд, ученик начинает задумываться, старается вспомнить или отгадать ответ. Ну а составляя кроссворд он ищет и обрабатывает информацию, применяя смекалку и творчество, а также сообразительность. Ведь каждый школьник хочет создать свой уникальный кроссворд, и чем сложнее, тем лучше. Создается своеобразный дух соревнования, каждый хочет показать себя, получить хорошую оценку. Школьники при составлении кроссвордов прежде всего учатся думать. Также кроссворд можно выполнить в виде презентации по математике. Если урок интегрированный, можно использовать при составлении кроссвордов компьютерные программы. Тогда уже точно всем ученикам будет интересно, а материал, каким бы сложным он ни был, усвоится и запомнится.
Критерии оценки кроссворда:
1) Охватываемость темы, количество вопросов
2) Качество и сложность составленных вопросов
3) Использование ИКТ (если урок интегрированный или кроссворд составлялся дома)
4) Наличие картинок, красивого оформления кроссворда или сканворда
5) Правильность формулировки вопросов, компетентность учащегося по данной теме (школьник сам должен знать ответы на вопросы в своем кроссворде)
Вопросы школьник должен придумать сам, анализируя информацию из учбников или ранее изученного и записанного в тетради материала. Это могут быть не оьязательно понятия или определения. Вопросы можно задавать в любой форме, даже юмористической, лишь бы они были правильно сформулированы и на них можно было найти правильный ответ. Если в серьезных кроссвордах или сканвордах по математике будет присутствовать доля юмора, станет интереснее, познавательная деятельность школьников сильнее активизируется. Если школьники составляют сканворд, могут быть использованы картинки с юмором и на них или под ними написан краткий вопрос. Если же составляется юмористический кроссворд, долю юмора должны содержать сами вопросы и название кроссворда. При использовании в кроссвордах по математике юмора предмет перестанет быть скучным для многих учащихся.