Организация учебного процесса при внедрении федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) должна строиться на динамичном нелинейном расписании. Школьное расписание 1А класса, которое создала я, именно по этому принципу. Основа принципа – учет ритмов учебной деятельности. Показателем качественного расписания является эффективность образовательного процесса…..
Те условия, в которых живет младший школьник, влияют на здоровье, физическое и психическое развитие, эмоциональное состояние ребенка, социально-психологическую адаптацию. Если учитывать, что младший школьник проводит в школе 40-70 %, то важно грамотно распределить время на учебу, отдых, прогулку, занятия кружковой работы.
Нелинейная модель расписания в школе является способом изменения условий образовательного процесса, через изменение расписания, с целью «обучения детей навыкам общения и сотрудничества, поддержания оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширения опыта самостоятельного выбора, формирования желания учиться и основ умения учиться — постоянно расширяя границы своих возможностей».
Нелинейная динамическая модель образовательного процесса решает следующие задачи:
1. Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса. Появляются новые формы занятий: творческие мастерские, образовательные путешествия, педагогические мастерские, проекты и другие.
2. Переход от ЗУН-овского содержания образования к развитию универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия соотнесены с проектом «Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», и определены как умение, при котором ребенок осваивает несколько образовательных областей.
3. Создание условий, при которых ребенок будет получать опыт, самоопределяться по интересам. Ребенок выбирает занятие по интересам из предложенных кружков внеурочной деятельности.
Учебный процесс в 1 классе организован таким образом, чтобы учебная деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, гармонично сочеталась с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности. Поэтому занятия нестандартной (инновационной) формы выделены отдельно в виде мастерских.
В 1 полугодии в 1 классе в учебные процесс были введены мастерские, где интегрировались различные учебные предметы.
Результаты интеграции учебных предметов проявляются в развитии творческого мышления учащихся, оно способствует интенсификации, систематизации учебно-познавательной деятельности, а также овладению грамотой культуры. Задача интегрирования не только показать области соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую реальную связь дать ученикам представление о единстве окружающего нас мира.
Мастерские:
- «Клуб эрудитов»: математика/технология и математика/изобразительное искусство.
- «Вокруг света»: обучение грамоте (чтение)/окружающий мир и обучение грамоте (чтение)/русский язык.
Мастерские проводились в начале учебного дня, что способствует уменьшению учебной нагрузки. Интеграция математики с технологией и изобразительным искусством чередовались по четным и нечетным неделям. При таком чередовании программный материал по данным дисциплинам пройден без потерь часов.
Во 2 полугодии в 1 классе в учебный процесс были введены творческие мастерские, цель которых развитие творческого потенциала. Как показывает практика чередование традиционных форм образовательного процесса с нетрадиционными, большое разнообразие занятий, снижает утомляемость школьников, повышает интерес к изучаемым дисциплинам и способствует достижению необходимых результатов.
Для занятий характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программированного и проблемного обучения.
Мастерские:
- «Рыжий кот» (литературное чтение).
- «Эрудит» (математика).
- Педагогическая мастерская «Русский язык».
Творческая мастерская «Рыжий кот», название, которой придумали сами учащиеся (Рыжий кот как символ доброжелательности, творчества) составляют систему занятий по развитию речи. Принципы моделирования мастерской: непредсказуемость творческого действия и свобода воображения. Ведется работа над выразительностью, элементы сочинения, инсценировки на изученные произведения, составление альбомов скороговорок, стихотворений и сказок собственного сочинения, с использованием интерактивного оборудования.
Математическая мастерская «Эрудит». Занятие для закрепления материала или мониторинга. Занятия проходят с использованием MacBook, где ребенок ИНДИВИДУАЛЬНО с оптимальным для него режимом решает ряд упражнений в игровой форме на закрепление (тренажер) или работает с КИМами.
Педагогическая мастерская по русскому языку выстроена с целью закрепления материала, где дети выполняют задания каждый своего уровня – закрепление программного материала (каждый ребенок по своей теме) и задания опережающего характера для «сильных» детей.
В учебном процессе предусмотрено введение динамической паузы, что не должно отражаться на объеме учебной нагрузки. Согласно СанПиН динамическая пауза проводится в оздоровительных целях. При проведении ежедневной динамической паузы время отводится на организацию двигательно активных видов деятельности обучающихся на детской игровой спортивной площадке, в спортивном зале. В 1-м классе динамическую паузу следует проводить в середине учебного дня продолжительностью не менее 40 минут.
Динамическая пауза указывается в расписании занятий.