Интернет — урок «Звуки. Гласные и согласные звуки» (материал рассчитан на несколько уроков). Часть материала урока подойдёт в период обучения грамоте, часть — для уроков русского языка…
У нас есть глаза и уши, для чего они нам нужны? Верно, глаза, — чтобы видеть, уши, — чтобы слышать.
Посмотри, что ты видишь?….
А теперь представь себе, что ты оказался на этой улице… Что бы ты услышал? … Вокруг нас можно услышать разные звуки.
Закрой глаза. Ты ничего не видишь, зато всё слышно. Что ты слышишь? (За дверью кто-то шумит; с улицы слышно, как проехала машина; зазвенел телефон… и так далее.)
Звуки – это то, что мы слышим и мы произносим (говорим).
Звуки издают животные, птицы, природа, транспорт. И мы можем издавать звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.
Поиграем в игру «Угадай звук».
Это соловей
Это фламинго…
Это колибри
Это жаворонок…
Это индюк…
Сорока…
Журавль…
Ворона..
Орёл…
Интересно?
Звуки бывают неречевые и речевые. Все звуки о каких мы говорили — это неречевые звуки…
Заглянем в квартиру и к маме на кухню… Какие неречевые звуки ты услышал бы?….
Неречевые звуки— это звуки природы, звуки окружающего мира.
Речевые звуки произносит только человек, когда разговаривает. Это звуки нашей речи.
Давным-давно, в старину, люди говорили многие слова по-другому, не так, как мы сейчас говорим. Например, мы говорим рука, а в старину говорили длань, мы говорим глаза, а раньше говорили очи, губы – уста, палец – перст, голос- глас.
Тогда, в старину, люди сочинили много сказок. И я расскажу сказку.
«В одном царстве жили — были очень интересные жители.
У этих жителей были волшебные шапки-невидимки. Когда жители надевали шапку — невидимку, их нельзя было видеть, можно было только слышать, они назывались ЗВУКИ. Когда они снимали шапки — невидимки и их видели и слышали, они назывались БУКВЫ.
Жили они дружно. Однажды у них был большой праздник. И был праздничный концерт. Одни жители красиво пели мелодию, а у других ничего не получалось, получалось только шипение, или только свист, или кряхтение, рычание, а песни не было.
Из-за этого все начали ссориться между собой. И помирились тогда, когда узнали тайну….
Петь умеют только те, у кого есть ГЛАС, голос. Их назвали ГЛАСНЫЕ
.
На значке кружок, как рот, который поёт.
- А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.
- Их нетрудно перечесть.
- Гласных звуков ровно шесть:
- А-О-У-Э-Ы-И — звуки гласные мои.
Жителей, которые не умели петь спросили: «Вы согласны, что петь не умеете?». Те грустно ответили: «Да, согласные… » Так и решили их назвать — СОГЛАСНЫЕ.
И стали жить вместе ГЛАСные с СОГЛАСными.
Чтобы жители сразу узнавали гласных, они решили жить в красном замке. А согласные строили себе другие замки.
- Гласные тянутся в песенке звонкой, могу заплакать и закричать,
- Могут в кроватке баюкать ребенка, но не желают сидеть и молчать.
- А согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
- Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Итак, при произношении гласных звуков воздух свободно проходит через рот, ничто нам не мешает, ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно произнести протяжно, пропеть.
Проведем исследование…
Давай споём 1 куплет песни «Антошка». А теперь послушай, как споёт эту песню звук А. (Поём эту песню, но вместо слов только звук А) :
Вот поёт эту песню звук О….. . А теперь покажи, как будет петь У, И, Ы, Э.
Давай пойдём в гости к согласным звукам. Попробуем послушать их, как они пытались петь. Например, К, Ш…
Дааа, не умеют согласные петь. Придумай слова, которые подходят к этим издаваемым звукам.
Б– бухтит; В– ворчит; Г– гогочет; Д– долбит; Ж – жужжит; З – звенит; К – кряхтит; Л– лопочет; М– мычит; Н– ноет; П– пыхтит; Р– рычит; С– свистит; Т– тарахтит; Ф– фыркает; Х– хрюкает; Ц–цекочет (как кузнечик); Ч– чухает (как поезд); Ш– шипит; Щ– щёлкает.
! Обращаем внимание, что звук должен быть один, без помощников. Нельзя добавлять другие звуки, например: БЫ… МИ… Надо говорить только Б, М!
Задание 1. Посмотри на картинке, те предметы, которые начинаются на гласный звук, положи в красную коробку, согласные- в синюю.
Задание 2. Назови первый звук в словах: кровать, лампа, люстра, квадрат, эхо. Назови последний звук в словах: лиса, тигр, телефон, мыло, иглы.
Задание 3. Какой звук есть во всех словах: рулет, ракета, рысь, крыло, крыса? (Верно, [р]).
Задание 4. Составь звуковую схему слов к словам на картинках…
Задание 5. Нарисуй схему слова «аист». Определи слоги.
Ты заметил что в слове два гласных звука и два слога? И это не случайное совпадение.
Слогов столько, сколько гласных звуков!
А вот все звуки русского языка… Посмотри, каких звуков больше?
Запомни! Гласных звуков в русском языке 6!
[а] [о] [у] [и] [ы] [э]
А букв, которые обозначают гласные звуки 10!
а,о,у,и,ы,э + 4 необычные буквы е,ё,ю,я
Почему необычные? И почему е, ё, ю, я ТОЛЬКО буквы…. Об этом чуть позже. Итак, ….
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Ударные и безударные гласные звуки
Гласные звуки не всегда одинаково произносятся. Понаблюдай за словами: «АИСТ» и «АЛЬБАТРОС».
Спроси с удивлением: «Это Аист?». Да, это Аист!
Это альбатрОс? Да, это альбатрОс!
Какой первый звук в первом слове? Какой первый звук во втором слове? … Верно, звук [а]. Но, одинаково ли он произносится?… Нет, в слове «аист», звук [а] произносится с силой, с ударением.
Слог, который произносится с ударением, называется ударным слогом, гласный с ударением — ударный гласный, а само усиление голоса — ударением.
Гласные звуки без ударения называются…. безударными.
Ударение очень важно. Что нарисовано на рисунках?
Здесь и зАмок и замОк. Иногда смысл слова, его значение, зависит только от ударения.
Чтобы определить ударение, можно спросить с удивлением про это слово, например, «Это ЗАмок?», «Это лисА?». ИЛИ позвать слово, словно оно потерялось: «Заааамок, заааамок, ау!». «Лисаааа, дисаааа, ты где?»
Подробнее на Интернет-урок по русскому языку «Ударение»
Задание 1. Назови ударный гласный. Чтобы найти ударный слог, гласный, «с удивлением спроси» или «позови» слово:
школа, рисунок, мама, карта, улица, девочка, цветок.
Задание 2. Расскажи о слове всё, что ты знаешь, проведи звуковой анализ слова…
План фонетического анализа слова:
- Скажи слово. Если надо, уточни значение слова.
- Проговори слово так, как кричат на стадионе, и узнай количество слогов, обозначь дугами.
- «Позови» слово. Узнай и отметь ударный слог.
- Произнеси слово, выделяя первый звук; дай характеристику(он гласный или согласный?) и обозначь. Потом второй, третий и т.д.
- «Прочитай» по схеме и проверь, получилось ли слово».
Про необычные буквы … Интернет-урок по русскому языку «Буквы Е, Ё, Ю, Я»
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Твёрдые и мягкие согласные звуки
Знакомься… это гномы Том и Тима…
Какой 1 звук ты слышишь в имени Том [т]? Этот согласный звук твердый. Том такой же твердый и всегда выбирает то, что начинается с твердых согласных: любит Томатный сок, носит Пальто, любит пускать Мыльные пузыри.
Какой 1 звук ты слышишь в имени Тима? [т`] А это мягкий согласный звук. И сама Тима такая же мягкая, как первый звук в её имени, и любит все, что начинается на мягкий согласный звук. Например, ест Тима – Тефтели, с удовольствием ест Мед, рисует только Кисточкой.
Сравни слова на рисунках…
Назови первый звук в словах: бант и бинт. Что ты заметил?….
Согласные звуки в русском языке бывают твёрдыми и мягкими!
Звук [б] в слове «бант» — твёрдый, а в слове «бинт» [б`] — мягкий согласный звук.
Твёрдый согласный звук мы будем обозначать так:
А мягкий согласный звук так…
Твёрдость согласных звуков обозначается на письме гласными буквами А, О, У, Ы, Э или Ъ.
Мягкость согласного звука обозначается на письме гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, а также буквой Ь (мягкий знак).
Понаблюдай за первыми звуками в словах:
- ДОМ — ДИВАН [дом] [д`иван]
- ЛОМ — ЛЕС [лом] — [л`эс]
- МАСКА — МЯТА [маска] [м`ата]
Потренируемся ?
Задание 1. Определи первый звук в словах и дай характеристику этому звуку (твёрдый или мягкий):
Корова, липа, береза, ворона, собака, рябина, черемуха, кедр, комар, лиственница.
Задание 2. Прочитай слова, подчеркни буквы твёрдых согласных звуков синим карандашом.
стул, балет, спектакль, полька, банька
Задание 3. Прочитай слова, подчеркни буквы мягких согласных звуков зелёным карандашом.
котёнок, китёнок, больно, уголь, май
ЗАПОМНИ!
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’] , [щ’]. Запомни фразу: «Чёрный щенок съел йогурт» (в этой фразу собраны всегда мягкие звуки).
Всегда твёрдые звуки: [ж] , [ш] , [ц].
Задание 4.
Ответы: А1. 2)пень. А2. 2) машина А3. 1) и 4) А4. 4) дуб
Звонкие и глухие согласные звуки
Звуки, которые нас окружают бывают тихие и громкие. Например, звук мотора самолёта и шелест листвы. Эти звуки разные по силе звука, согласен?
Оказывается речевые звуки, согласные звуки тоже бывают звонкие и глухие….
Послушай стихотворения и найди слова, которые различаются одним звуком:
На улице был жаркий день. Все прятались от солнца в тень.
Шумел от ветра спелый колос, как будто поле пело в голос.
Мы потолок белили, а дрова пилили.
… Один звук способен изменить значение слова! Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.
Как определить? Положи руку к горлу и произнеси звук. Если голосовые связки вибрируют, то это звонкий звук. Если нет, то глухой. Проверь — произнеси звуки [б], [п], [м], [х]. Получилось заметить?
Звонкость или глухость можно определить по-другому. Закрой уши ладошками и произнеси согласный звук. Услышал голос или шум? Если слышно голос, то звук – звонкий, если шум – глухой.
Задание «Превращение звука». Преврати звонкий звук в глухой:
Дочка — (точка), жар — (шар), бочка — (почка), горка — (корка), коза — (коса), дрова — (трава), гости — (кости), год — (кот).
Итак,
Непарные звонкие звуки [й❜], [л]-[л❜], [м]-[м❜] [н]-[н❜] [р]- [р❜] называют сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».
Звуки [ж], [ш], [ч❜], [щ❜] называются шипящими. Такое название они получили, потому что их произношение похоже на шипение.
Кстати,
- Звуки [ж], [ш] — это непарные твёрдые шипящие звуки
- Звуки [ч❜] и [щ❜] — это непарные мягкие шипящие звуки.
Звуки [c], [с❜], [з], [з❜], [ц] называются свистящими.
Важно! Согласный звук не бывает ударным или безударным.
В русском языке согласных звуков (36) больше, чем согласных букв (21), так как одна буква может обозначать парные твёрдый и мягкий звуки: например, буква Л (эль) обозначает звуки [л] и [л❜].
Интернет-урок по русскому языку «Звонкие и глухие согласные звуки»
Разучивание скороговорки…
Мышь в углу прогрызла норку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для корки норка.
Обратите внимание на Интернет-урок по русскому языку «Звуки и буквы» для 2 класса для закрепления знаний