Приёмы, методы учителей для эффективных результатов. Пробуем использовать в своей практике и пополняем коллекцию педагогических хитростях в комментариях…
Самопроверка диктанта (простой и очень эффективный прием)
Не секрет, что многие дети не видят свои ошибки, причем очень даже очевидные (например, пропуск буквы или описка). Данный прием позволяет уменьшить такие «промахи» учащихся в 2-3 раза!!! Все очень легко: учащиеся во время самостоятельной проверки (т.е. после написания диктанта и повторного прочтения учителем всего диктанта) читают и проверяют написанное с конца текста, от последнего слова до первого.
Тетрадь секретов
Заведите с учащимися тетрадь секретов (папка А5). Все памятки, таблицы, алгоритмы в этой тетради и работать с ней можно как с основным источником информации.
Таким образом, уже где-то в 4 классе, когда начинается тотальное повторение материала, дети могут пользоваться этими материалами дома, на уроке (даже на контрольных работах). «Сумей найти нужный источник информации и воспользуйся».
Карточки для индивидуальной работы
Уравнения, задачи, примеры разных видов, словарные слова, сколько букв и звуков, вставь орфограмму, найди ошибки и мн. др., напечатать в формате А5 (пол-листа А-4 крупным шрифтом). Распечатать на листах для черчения (они жестче) и вставить в файлы А-5.
У каждого ученика имеются тонкие маркеры на водной основе. После проверки сухой тряпочкой или салфеткой легко стирается.
Солнечный город
В Солнечном городе жители (ученики) — светлячки — учатся зарабатывать. Это так называемая валюта – бонусы, которые дети получают за дополнительную работу по предметам, за участие в общественной жизни, за сотрудничество и т.д (В этих всех случаях обязательно устанавливаются критерии)…
В городке действует Магазин полезных товаров (канц.тов, открытки для поздравления родных и близких, игры и другое), где каждый житель нашего городка может на самостоятельно заработанные бонусы купить альбом, ручку, линейку… и даже подарок кому – либо…).
Можно разработать много интересных нюансов по выставлению бонусов. Например, каждый день в классе авансом ставятся 10 плюсов (10 плюсов — 1 бонус). За каждое замечание минус 1 плюсу.
Как научить читать
Каждый урок начинайте с мобилизующего этапа или разминки (3-4 мин.): распечатать слоги, слова, а далее — тексты. На первых порах — зачеркивать изучаемую букву, в паре проверять; затем — две буквы; далее — читать слоги, подчеркивать слог, где буква мягкого звука, твердого звука и т. д.
Как поздравить именинников
Разделить всех именинников по сезонам (например, осень — ЛИСТОПАДНИЧКИ, зима — СНЕГОВИЧКИ, лето — СОЛНЫШКИ, весенних — ПОДСНЕЖНИКИ), для каждого сезона сделать яркую заставку с личиками, на неё (по краю) ребята крепили свои пожелания написанные на липких сердечках и листиках, каждый именинник получал такую заставку лично.
Тест «Виртуальная семья»
На индивидуальных бланках написать в столбик члены семьи: мама, папа, муж(жена), дочь, сын, брат, сестра, … можно даже дописать соседи, коллеги по работе и т.д. Каждый вписывает рядом имя того человека из класса, характер которого хорошо вписывается в картину «своей» виртуальной семьи. В скобочках возле каждого имени в двух-трех словах пишут качества характера. На следующий день объявить итоговую таблицу (БЕЗ ОБЪЯВЛЕНИЯ АВТОРОВ!!!). Например, Ира С, 5 человек хотят, чтобы с таким характером у них была мама, 4 чел — у будущей жены, 9 — у сестры… Дети в таком восторге!
Первые достижения
Чтобы дети были внимательными, слушали, были активными, можно вести такое портфолио. Осенью каждый украшал своё дерево. У каждого ребёнка своё дерево, оно подписано, без листьев, а потом украшали его цветными листочками. На уроке дети получают цветные прямоугольники, набирают 5 штук, подходят к учителю и меняют на листочек и приклеивают к своему дереву. Зимой — это ёлочка, дети украшают цветными игрушками, весной составляли букет в вазе. В конце четверти следует подвести итоги, обязательно наградить всех, даже если был хоть один листочек.
Как сохранить дисциплину в 1 классе?
На столе у учителя игрушка — поющая мышка. Если становилось шумно, то мышка пряталась в «норку» (в стол), а если на уроке было тихо, то в конце урока она поет песенку, потому что «её ничего не пугало».
Стихотворение без начала и конца:
Кто часто хнычет и скучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего не замечает,
Тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает,
Тот часто хнычет и скучает.
Интересный фотоконкурс «Когда мы были малышами» можно провести в 4 классе ближе к выпускному: попросить ребят принести фотографии, где они совсем ещё маленькие…
Или подобное можно сделать ко Дню матери. Дети приносят фото мамы, когда она была маленькой и своё. На газете их можно разместить рядом, а можно и вразброс — пусть дети ищут сходство и угадывают где чья мама 😕
По материалам www.zavuch.ru/forum