Диктант – это маленький экзамен, который проходит в конце каждой темы, в конце каждой четверти. Проверка правописания — это индикатор знаний школьника, так и всего класса в целом. Есть ли педагогические секреты, помогающие поднять грамотность школьника? …
ВАЖНО! Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное!
Например, если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: «здесь пишется не «а», а «о». Говорите: «Здесь «о» или «Здесь «е».
Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки.
Есть очень простой и эффективный способ научить ребенка писать грамотно, который могут применять и родители дома (!).
Автор этого способа — Дмитрий Иванович Тихомиров, которому в 1888 году Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль.
«Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают — мы говорим не так, как пишем»- утверждал Тихомиров.
Итак, ваша задача — научить ребенка «орфографическому» чтению. Что это значит? Все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.
Например, когда ребенку предстоит списать текст, предложите ему сначала прочитать вслух этот текст не так, как мы говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его.
Затем, когда ребенок начнёт списывать этот текст, он вслух, комментирует себе, проговаривая слова правильно, а следовательно, и правильно пишет.
Кстати, по такому принципу учите с детьми словарные слова, проговаривая их так, как будем писать.
Для тренировки дома: В выходные дни предложите ребенку прочитать вслух небольшие отрывки, а затем их переписать, проговаривая каждое слово снова вслух. Получается, что работают сразу две памяти: зрительная и слуховая. Потом попросите самостоятельно проверить.
Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания.
И ещё… книга — это важная помощь для развития навыков правописания. Много раз ребенку встречается слова, написанные в книге, и он их запомнит — здесь работает зрительная память. Когда эти слова он будет писать в школе на диктанте, ребенок может легко вспомнить и написать.
Как нужно писать диктант, что бы получить «отлично»
- Слушай внимательно, обращай внимание на знаки препинания.
- Не начинай писать, пока учитель не закончит читать.
- Никогда не пиши наперед, даже если тебе кажется, что ты все запомнил.
- Когда пишешь, диктуй себе по слогам неслышным шепотом.
- Не подсматривай в соседскую тетрадь.
- Если учитель читает для того, что бы класс проверил, обязательно проверяй.
- При самопроверке будь внимателен, прочитывай каждое слово по слогам.