Выдающийся польский педагог Януш К`орчак в своей книге писал, что никто не знает, когда школьник получает больше – глядя на доску или в окно. Что полезнее, важнее для него в тот миг – логический мир на школьной доске или мир за стёклами?…
Найти ответ на данный вопрос у классиков педагогики очень сложно. Ведь общество существенно изменилось. Изменился и сам ребенок — его интересы, личностные ориентации, структура умственной деятельности. Этот процесс закономерен и во многом объясним ростом информационного потока и ускорением ритма жизни.
Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и умение. Но мы редко сталкиваемся с жизненными задачами, аналогичным предметным. Напротив, чаще всего в жизни задачи требуют универсальных умений. Федеральный государственный образовательный стандарт наряду с личностным развитием ориентирует нас на формирование метапредметных умений.
Современному обществу нужен человек, который умеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Поэтому система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, мобильность, динамизм и конструктивность. Он должен обладать стремлением к самообразованию, владеть новыми технологиями, быть коммуникабельным, креативным, гибким в меняющихся жизненных ситуациях…
Приоритетом в образовании становится переориентация на деятельностный подход, непрерывное самообразование, овладение новыми информационными технологиями и компетенциями.
(Компетентность – готовность и способность человека действовать в какой-либо области.)
Деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика, а умение действовать и решать проблемы, возникающие в реальных жизненных ситуациях. Роль учителя состоит не в том, чтобы как можно понятнее и красочнее сообщить эту информацию, а в том, чтобы стать организатором процесса познания и самопознания. Ведь только в ходе собственной деятельности ребёнок будет развиваться. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить человека действовать можно только в процессе деятельности.
Каким образом можно достичь современного образовательного результата?
Понимаю, что решение этой задачи возможно лишь при условии использования современных образовательных технологий: информационно – коммуникативные, технология развития критического мышления, технология уровневой дифференциации. В том числе – проектная технология.
(«Проект» из латинского языка «брошенный вперёд».
Проект – замысел, план.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся, завершающихся созданием творческого продукта).
В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельность способна развивать у ученика важнейшие компетенции, которые делятся на группы универсальных умений…
- Организационные или регулятивные универсальные учебные действия — формулировать цель, составлять план, реализовать его и оценивать результат;
- Интеллектуальные или познавательные универсальные учебные знания – ориентироваться в системе знаний, отбирать, перерабатывать информацию;
- Оценочные или личностные результаты – оценивать ситуации и поступки с разных точек зрения, объяснять свою позицию;
- Коммуникативные или регулятивные универсальные учебные действия – донести свою позицию до других, работать в команде, согласуя со всеми свои интересы ради совместной деятельности.
Проектная деятельность, как правило, имеет личностно значимую для учащегося цель, сформулированную в виде проблемы. Решая проблему, автор проекта определяет свои стратегию и тактику, распределяет время, привлекает необходимые ресурсы: информационные, интеллектуальные, коммуникативные, материальные.
Проектная деятельность позволяет организовать учащихся с опорой на личный опыт и одновременно развивать такие черты характера, как самостоятельность, любознательность. В процессе взаимодействия с другими участниками проекта формируются социальные навыки, приобретается опыт исследовательской деятельности, развивается креативное мышления.
Проектная деятельность имеет два аспекта:
для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме;
для учителя – это важное дидактическое средство развития ребёнка.
На начальном этапе обучения в школе следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в основном и среднем звене.
Проектные задачи можно классифицировать по содержанию:
1.Практико – ориентированная проектная задача нацелена на социальные интересы участников проекта. Продукт может быть использован в жизни класса, школы, города.
2.Исследовательская проектная задача.включает обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: наблюдение, лабораторный эксперимент.
3.Информационная проектная задача направлена на сбор информации о каком-то объекте или явлении с целью анализа, сравнения, обобщения. Продуктом проекта является публикация в СМИ, в том числе в Интернете.
4.Творческтная задача предполагает свободный и нетрадиционный подход. Это могут быть театрализации, произведения искусства, видеофильмы и другие.
Опыт работы свидетельствует, что в использовании технологии проектных задач в начальных классах эффективна следующая последовательность их модификаций: по продолжительности от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, по составу участников от личных проектов к групповым и общеклассным.
Стадии работы над проектом — это — это «пять П»:
- Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск информации — Продукт — Презентация.
- Шестое «П» проекта — его Портфолио, — папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Девизом проектной деятельности в начальной школе могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольд Эфраим Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».