Укрупнение школ – зло или благо для системы образования в целом и каждого конкретного ученика в отдельности? Копий вокруг этой темы было – и еще будет — сломано немало. Чем обновленная система образования отличается от привычной, и какие ее плюсы и минусы можно назвать уже сегодня?
Список школ Москвы изменился: вместо отдельных учебных заведений в нем появились образовательные комплексы, состоящие из нескольких средних школ и детских садов.
Образовательные комплексы: плюсы
Новая система образования подразумевает непрерывное обучение, начиная с младшей группы детского сада и заканчивая получением диплома о среднем или среднем специальном образовании.
Несмотря на возмущение родителей и педагогов, стоит отметить, что система имеет свои объективные плюсы.
Территориальная закрепленность школ: родителям больше не придется занимать очереди с ночи, чтобы записать ребенка в желаемую школу. Если школа или образовательный комплекс относится к вашему микрорайону, то у вас право первоочередного поступления в нее.
Финансирование. Несколько лет назад учебные заведения были переведены на «подушное» финансирование: средства из бюджета выделяются в зависимости от количества учащихся. Крупный комплекс получает больше от государства, а значит, у него больше возможностей и провести ремонт в отдельно взятой школе, и приобрести новое оборудование для кабинетов.
Непрерывность образовательного процесса. Единый комплекс – единые требования к учащимся. У детей не будет обычного для первоклашек шока от смены статуса и перехода на другую ступень. Педагоги смогут заранее ознакомиться с составом будущего класса и с психологическими особенностями детей, что, несомненно, лучше скажется на их общении и с детьми, и с родителями. Список детских садов, прикрепленных к конкретной школе, всегда можно узнать в департаменте образования: родители могут планировать дальнейшую учебу своего ребенка чуть ли не с момента его рождения, записав его в нужный образовательный комплекс.
…и минусы
Однако, несмотря на все объективные «плюсы» объединения, у него существуют и не менее объективные отрицательные стороны. При чем «плюсы» для одной школы могут обернуться «минусами» для другой.
Территориальный принцип: гимназии, в которые раньше поступали по результатам экзаменов, фактически сведены до уровня обычных школ. Это может не лучшим образом отразиться на качестве образования в них.
Нагрузка на педагогов: после объединения нескольких школ в один учебный центр и проведенной реорганизации, заработная плата учителей выросла, но выросла и нагрузка на них. Велика вероятность, что с ростом нагрузки упадет качество образования.