Согласно исследованиям, самоорганизация, самодисциплина БОЛЬШЕ влияет на академические успехи, чем IQ. И даже для творчества личность важнее, чем одаренность. Способности важны, но куда важнее умение использовать свои способности — это и называется личностным потенциалом.
Американские психологи Эдвард Деси и Ричард Райан, авторы теории самодетерминации (теория понимания мотивации личности и психологического благополучия) выделили три базовые психологические потребности: удовлетворение именно этих базовых потребностей обеспечивает психологическое благополучие, служит лучшим стимулом к совершению любых действий, способствуют развитию личностного потенциала:
- потребность в автономии (свободе). Мы хотим чувствовать себя инициаторами собственных действий.
- потребность в компетентности. Мы хотим успешно справляться с тем, что делаем, чувствовать свое мастерство. Хорошо, конечно, стать великим учёным, скрипачом или футболистом, чьи таланты признает весь мир, но и простая похвала учителя, родителей, одноклассников удовлетворяет эту потребность хотя бы отчасти. Согласитесь, что мы хотим чаще слышать похвалу, одобрение.
- потребность во взаимосвязи с другими людьми. Тут все просто: нам хорошо, когда окружающие нас принимают, слышат, любят и не забывают об этом сообщать.
Один из педагогических инструментов по развитию личностного потенциала — соглашение.
Соглашение — это своего рода договор, созданный совместно учениками с учителем. В соглашении участники образовательного процесса выбирают и прописывают те условия/правила, которые будут способствовать комфортной работе в классе.
Сначала дети пишут на стикерах те правила, с которыми они будут хорошо чувствовать себя в классе, и что они готовы сделать для этого.
Затем анализируется вся информация, выбираются самые популярные и важные условия о правилах поведения, о правилах взаимодействия с одноклассниками, о своем участие в жизни класса.
Соглашение 3Д класса…