Стоит помнить, что идеальных воспитателей нет. Вообще. Все они приобретают опыт методом проб и ошибок. Говорят, что умные учатся на чужих промахах и недостатках. Поэтому здесь подобран список распространенных ошибок воспитания…
-
Гиперопека
Постоянный контроль чаще всего вредит и приводит не к самым лучшим последствиям:
- Отсутствие инициативы и самостоятельности у малыша. Усиленный контроль подавляет любые проявления индивидуальности и заинтересованности. Какой бассейн? Ты же утонешь/простудишься/устанешь. Хочешь на карате? Тебе нос сломают/ тренер будет издеваться/мальчики в группе будут драться с тобой. Со временем ребенок не проявляет желания заниматься хобби или пробовать что-то новое.
- Пассование перед мелочными трудностями или препятствиями. Психологи называют это выученной беспомощностью. Условно-рефлекторная реакция подсказывает один путь: не напрягаться, не пробовать, не стараться, а попросить родителей решить проблемы. А для отца или матери с повышенным уровнем тревожности и заботы — это как награда.
- Инфантилизм. Если все проблемы за мальчика решает мама, даже портфель носит за ним и сумку со спортивной формой, то почему все удивляются, когда из него вырастает несамостоятельный мужчина, эгоист.
- Снижение самооценки. Отец или мама с усиленным чувством опеки с благими намерениями ограждает ребенка от всего. Об этом рано или поздно узнают сверстники. Гиперопека становится причиной насмешек одноклассников, друзей во дворе или ребят из секции.
Совет: Ребенку нужно больше свободы действий.
-
Ментор в режиме 24/7
Вы сделали/прочитали/написали/вспомнили и т.д? Учитель или родитель старается все проконтролировать, чтобы ребенок не забыл, все успел и рационально распланировал время. А в результате получаем озлобленного школьника, жалующегося на чрезмерное давление.
Совет: Постарайтесь стать для ребенка другом, старшим товарищем, наставником. Для этого расскажите о своем детстве, ошибках, сложностях при изучении какой-то темы.
-
Безразличие
Это противоположность гиперопеки. Родители верят, что их безразличие помогает сформировать характер ребенка, привить ему самостоятельность. Они не хотят «сюсюкаться» с ребенком не потому, что не любят а его, а потому, что уверены, что в таком случае он вырастет неженкой/растяпой и т. д.
Но ребенку НУЖНА поддержка, возможность откровенно поговорить, поделиться своими мыслями и переживаниями.
Совет: Получайте наслаждение от воспитательного процесса. Вы формируете личность школьника, на ваших глазах вырастает неповторимый человек. Разве это не прекрасно?
-
Неправильный пример
Учитель или родитель вещает, что нельзя повышать голос в разговоре, а сам кричит. Взрослый рассказывает, что нельзя перебегать дорогу на красный свет, курить, а сам все это делает.
Поразительно, но многие родители не видят этого противоречия, а если им намекнуть, отвечают в духе: «Что я-то? Я ведь уже вырос, а вот у этого оболтуса есть шанс стать лучше меня, достичь большего».
У ребенка это вызывает ощущение двойных стандартов: ему можно, а мне — нет? В такой ситуации доверие и авторитет взрослого станет минимальным, а воспитание будет проблематичным.
Совет: В первую очередь следите за собой. Запомните: воспитание ребенка неотделимо от самовоспитания. Хотите вырастить сильного, успешного, здорового? Стремитесь к этому и сами. Пытайтесь каждый день стать лучшей версией себя, и ребенок это обязательно заметит. На ваше поведение, привычки, стиль одежды и ценности обращают внимание воспитанники или собственные дети. Так что будьте на уровне.
-
Воспитание как крест
Да, дети — это сложно. И очень ответственно. Вам нужно заботиться о них и уделять им внимание каждый день независимо от настроения, состояния здоровья. Немудрено, что важность и ответственность воспитания ложится грузом на плечи взрослых.
Совет: Не напоминайте по 100 раз в день ребенку, что его воспитание — это мука для вас. Тем более не выказывайте типа: «Где ты взялся на мою голову/ не ребенок — а наказание/ зачем я тебя рожала и т. д.». Это породит только комплексы и заниженную самооценку у подростка.
-
Завышенные ожидания
«Ты должен написать эту контрольную на пять, рассказать стихотворение лучше всех, занять первое место на олимпиаде!». Учитель или родитель видит потенциал ребенка и старается максимально его раскрыть. Не пропадать же таланту? А в результате видит отсутствие мотивации у ребенка.
Совет: Ответьте честно сами себе: а кому надо пятерку? Вам (учителю или родителю) или действительно ребенку? И главное зачем? Отметки не всегда показатель качественных знаний. Важнее усвоить тему, запомнить сложный момент, пускай и на собственной ошибке, которая принесла оценку четыре.
-
Оценивание ребенка, а не его действия
«Ты — плохой ученик/сын. Я разочарован» — такие высказывания проскакивают у любого учителя или родителя. Видишь перспективу, надеясь на качественное выполнение задания, а тут разочарование. И как не критиковать?
Совет: Прочтите статью «Встал и вышел! Слова, которые нужно забыть каждому учителю».
-
Физические наказания
Как быстро успокоить школьника, который дерзит, хамит и не желает слушать? Руки так и чешутся дать оплеуху. Тогда будет моментально тишина и послушание. Хочется, а нельзя.
Совет: Решайте любую проблему словами, а не тумаками. Ведь такого решения вы ждете от других взрослых.
-
Влияние плохого настроения на воспитательный процесс
Начальство дало взбучки. Страсти кипят, настроение на нуле, а тут еще общение с детьми по долгу службы или семейным обязательствам. И вы сорвались. Пар выпустили, но дети поникли или начали дерзить в ответ.
Совет: Сразу после неприятного разговора, постарайтесь хотя бы 5 минут провести наедине. Выпейте воды, посчитайте до ста. Выпишите на листочек весь негатив, а потом порвите его. Это поможет безопасно выпустить пар и не срываться на детях.
-
Выше, быстрее, сильнее
Например, есть Маша, которая любит биологию и хорошо в ней разбирается. Учитель акцентирует, что предмету нужно уделять еще больше времени, тщательно готовиться. Она видит потенциал ребенка и его заинтересованность в изучение дисциплины.
Учитель начинает планировать: «Будем участвовать в городской олимпиаде, а там и областная, республиканская… в конференции еще бы участие принять, дарование ведь! И проект научный поручу подготовить».
И везде должно быть призовое место, грамоты, дипломы. Но хочет ли всего этого Маша?
Совет: Не давите на ребенка, а спрашивайте: чего ему хочется? Какова цель? Опишите перспективы, но не решайте за него.
По материалам mega-talant.com