Технологическая карта – это новый вид методической продукции. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Структура технологической карты
1-й этап “Самоопределение к деятельности. Организационный момент”. Деятельность учителя: включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя. Деятельность учащихся: подготовка класса к работе.
2-й этап “Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности”. Деятельность учителя: выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки. Деятельность учащихся: выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.
3-й этап “Постановка учебной задачи”. Деятельность учителя: активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию. Деятельность учащихся: ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
4-й этап “Построение проекта выхода из затруднения”. Деятельность учителя: построение проекта выхода из затруднения. Деятельность учащихся: составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.).
5-й этап “Первичное закрепление”. Деятельность учителя: устанавливает осознанность восприятия, организует первичное обобщение. Деятельность учащихся: решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух.
6-й этап. “Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону”. Деятельность учителя: организует деятельность по применению новых знаний. Деятельность учащихся: самостоятельная работа, осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
7-й этап. “Рефлексия деятельности (итог урока)”. Деятельность учителя: организует рефлексию. Деятельность учащихся: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Урок — осмотр самодеятельной выставки: технологическая карта
Выставка – публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может означать как само мероприятие, так и место его проведения. Различают выставки периодические и постоянные. В учебном процессе целесообразно проводить выставки, в которых всю организационную работу проводят сами учащиеся. Самодеятельная выставка предполагает наличие экспонатов, изготовленных руками учащихся.
Физика | Класс: | Урок № | Дата: | |||||
Тема: | ||||||||
Образовательные цели: | Предоставить учащимся возможность получения практической информации по теме «…».Пробудить познавательную активность и творчество.Формировать навыки коллективной работы в сочетании с самостоятельной деятельностью учащихся.Повысить интерес к предмету.
Показать объективность проявления законов физики в работе различных машин и механизмов, учёт и использование этих законов в практической деятельности человека |
|||||||
Развивающие цели: | Развивать умение объяснять физические явления и понимать …..Продолжить формирование политехнических навыков.Формирование умения применять знания в новой ситуации.Расширение технического кругозора учащихся | |||||||
Воспитательные цели: | Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца | |||||||
Место урока в системе уроков данного раздела: | ||||||||
Тип урока: | Урок комплексного применения ЗУН и СУД | |||||||
Основные термины и понятия: | ||||||||
Межпредметные связи: | ||||||||
Познавательные УУД: | Осуществляют поиск информации, необходимой для выполнения учебных заданий, с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;осуществляют запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире, в том числе с помощью инструментов ИКТ | |||||||
Коммуникативные УУД: | Учатся адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе, средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;Учатся строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;Приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками; учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | |||||||
Регулятивные УУД: | Овладевают различными типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение | |||||||
Личностные УУД: | Овладевают действием смыслообразования, т. е. установлением связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Задаются вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и пытаются находить ответ на него.Формируют способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;Ориентируются на моральные нормы и их выполнение | |||||||
№ | Этап урока | Форма/приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурс | |||
I | Подготовительный. | Подробное резюмирование учителем каждого законченного этапа.Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации | 1. Занимается содержательной разработкой мероприятия.2. Рекомендует текстовый и экспериментальный материал.3. Помогает учащимся в распределении функций, исполняемых учащимися на выставке. Знакомит каждого участника с функциями, формами и методами отчета, критериями оценивания.4.Привлекает учащихся к подготовке и подбору оборудования и наглядных пособий.
5. Помогает экскурсоводам в выборе текстового, иллюстративного и экспериментального материала по теме. 6. Помогает в составлении карточки «Маршрута экспозиции» и карточки «Описание экспоната». 7.Проводит индивидуальные и групповые консультации |
1.Знакомятся с рекомендованной литературой.2.Выбирают тему презентации на выставке.3.Распределяют между собой функции: администратор, экскурсоводы; представители СМИ.4.Совместно с учителем готовят текстовый и экспериментальный материал.
5.Помогают учителю в подготовке торжественного открытия. 6. Участвуют в репетиции/консультации |
Рекомендованная литература: учебники, журнал «Галилео. Наука опытным путем» и т.п.3.Интернет-ресурсы по теме мероприятия.4.Оборудование лабораторное и самодельное | |||
II | Организационный | Коллективная/фронтальная беседа | 1. Проверяет готовность класса к уроку.2.Сообщает учащимся о цели мероприятия.3. Настраивает учащихся на плодотворную работу и желает им успеха | 1.Готовятся участвовать в мероприятии | ||||
III. | Торжественное открытие | Фронтальная | 1. Организует выбор жюри.2. Желает успеха участникам | 1.Участвуют в торжественном открытии.2.Принимают или нет выдвинутые кандидатуры жюри | Музыкальное сопровождение | |||
IV. | Центральный | Фронтальная | 1. Координирует ход процесса.2. Наблюдает за поведением участников.3.Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.4.Оказывает своевременную помощь при возникновении непредвиденных ситуаций | 1. Представляют самодельное (либо профессиональное) оборудование, приборы, приспособления по теме мероприятия.2. Слушают выступление докладчика, который в тезисной форме излагает физические основы, устройство и принцип действия предлагаемых экспонатов.3. Участвуют в обсуждении сообщения по следующим параметрам: научность, доступность, эстетический аспект.4. Готовятся оценивать работу экскурсоводов и свою работу на занятии | 1. Фрагменты презентаций, подготовленных экскурсоводами-учащимися2. Наглядные пособия3.Самодельные наглядные приспособления, приборы4. Карточка «Маршрут экспозиции»
5.Карточка «Описание экспоната» |
|||
V. | Итоговый | Фронтальное обсуждение. Индивидуальное оценивание в таблице-шаблоне. | 1. Участвует в экспертной оценке сообщений.2. Подстраховывает экспертную оценку жюри.3. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.4. Дает оценку успешности достижения цели урока | 1. Оценивают работу экскурсоводов и свою работу на занятии в заранее заготовленной табличке-шаблоне | Таблица-шаблон для оценивания | |||
VI | Рефлексия | Групповая рефлексия. Фронтальная беседа. | 1. Благодарит учащихся за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием темы.2. Выслушивает мнения, аккумулирует их и в заключение высказывает своё компетентное суждение.3. Позитивно характеризует работу каждого участника, нацеливает на выявление дополнительных возможностей, оставшихся вне обсуждения | 1. Ученики в группах делятся впечатлениями от происходившего на уроке, обсуждают результаты.2. Оценивают эффективность своей деятельности, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления |
Урок-дебаты: технологическая карта
Дебаты – чётко структурированный и специально организованный публичный аргументированный спор, в котором стороны ставят задачу убедить аудиторию в своей правоте. Для достижения этой цели используются не только аргументы, но и разнообразные вербальные и невербальные средства: риторические приёмы, умение работать с аудиторией, выразительность речи и т.п., помогающие сформировать у слушателей положительное впечатление от собственной позиции.
В образовательном процессе дебаты являются технологией, направленной на развитие критического мышления, толерантности, культуры диалога и оттачивания коммуникативных навыков.
Название предмета: | Класс: | Урок № | Дата: | |||||
Тема: | ||||||||
Образовательные цели: | Предоставление учащимся возможности получить разнообразную информацию по теме «…», продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач | |||||||
Развивающие цели: | Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов | |||||||
Воспитательные цели: | Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме | |||||||
Место урока в системе уроков данного раздела: | Урок комплексного применения ЗУН и СУД | |||||||
Тип урока: | Урок-дебаты | |||||||
Основные термины и понятия: | ||||||||
Межпредметные связи: | ||||||||
Познавательные УУД: | Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем | |||||||
Коммуникативные УУД: | Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты | |||||||
Регулятивные УУД: | Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей | |||||||
Личностные УУД: | Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | |||||||
№ | Этап урока | Форма/приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурс | |||
I | Подготовительный этап | Самостоятельная работа учащихся с источниками информации | Подбирает тему для дискуссии (сложные и противоречивые проблемы, по которым существуют противоположные точки зрения дилеммы; задевающие привычные установки учащихся).Составляет список вопросов, сообщает их учащимся | Обсуждают предложенные темы для дискуссии, выбирают наиболее значимую тему, с точки зрения большинства.Вместе с учителем делают окончательный выбор: какая тема будет обсуждаться на дебатах. Изучают список вопросов по теме, самостоятельно готовятся к дебатам (изучают и подбирают дополнительные материалы) | Литература:учебно-методическаяхудожественнаянаучно-популярная
справочная Видеофильмы Изображения Ролики и др. |
|||
II | Введение в дискуссию | Фронтальное обсуждениеРазделение на группы | Озвучивает обсуждаемую проблему.Предлагает участникам несколько точек зрения на проблему (например, разные подходы к ее решению, точки зрения разных социальных или профессиональных групп, политических партий и т.д.) | Выбирают свою позицию в дебатах (какую точку зрения будут отстаивать). Объединяются в микрогруппы (МГ). Численный состав МГ может быть разным. Разные МГ могут отстаивать одну и ту же точку зрения (каждая по-своему) | ВидеофильмыИзображенияАудиозаписиТаблицы | |||
III | Организационный этап | Фронтальное обсуждение | Знакомит учащихся с регламентом проведения дискуссии (продолжительность обсуждения в группе, количество выступлений каждой группы и их продолжительность, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих) | Выдвигают предложения об изменении регламента (если они есть) | Раздаточный материал: правила ведения дебатов, бланки для записей | |||
IV | Обсуждение проблемы в микрогруппах | Работа в группах | Наблюдает за поведением участников , отмечает для себя трудности, которые они испытывают . Следит за соблюдением регламента, при необходимости дает краткие советы или делает замечания | Распределяют роли между членами группы; выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают ответы на возможные вопросы | Все имеющиеся информационные ресурсы по теме | |||
V | Дебаты | Фронтальная, одна группа выступает, остальные слушают | По очереди предоставляет группам слово | Аудитория задает вопросы выступающим (количество лимитировано). Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию. | Материалы, подготовленные участниками дебатов | |||
VI | Рефлексия | Групповая рефлексияФронтальное обсуждение | Организует совместный анализ результатов дискуссии. Обозначает аспекты противостояния и точки соприкосновения. Настраивает учеников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения | Заполняют опросникОценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы. | Опросник |
Урок-коллоквиум: технологическая карта
Коллоквиум (от латинского «colloquium») – разговор, беседа, собеседование; научное собрание, на котором заслушиваются и обсуждаются научные доклады
Урок-коллоквиум – одна из возможных форм проверки и оценивания знаний учащихся. Это одновременно и дискуссия, в ходе которой обучающимся предоставляется возможность высказать свою точку зрения на рассматриваемую проблему, и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового опроса. Аргументируя и отстаивая свое мнение, учащийся демонстрирует, насколько глубоко и осознанно он усвоил изученный материал, что позволяет преподавателю за короткий срок выяснить уровень знаний всего класса (группы) по изученной теме.
Название предмета: | Класс: | Урок № | Дата: | |||||
Тема: | ||||||||
Образовательные цели: | Углубление, расширение и систематизация теоретических знаний по теме «…» | |||||||
Развивающие цели: | Развитие умений правильно и кратко выражать свои мысли | |||||||
Воспитательные цели: | Формирование умения «держать удар» | |||||||
Место урока в системе уроков данного раздела: | Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков и способов умственных действий | |||||||
Тип урока: | Коллоквиум | |||||||
Основные термины и понятия: | ||||||||
Межпредметные связи: | ||||||||
Познавательные УУД: | При подготовке к коллоквиуму применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | |||||||
Коммуникативные УУД: | Проявляют уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | |||||||
Регулятивные УУД: | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | |||||||
Личностные УУД: | Оценивают себя в социальных ролях: ученик, докладчик, оппонент | |||||||
№ | Этап урока | Форма/приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурс | |||
I | Подготовительный | Индивидуальная, самостоятельная работа | Подготавливает перечень вопросов для коллоквиума. В начале новой темы сообщает учащимся, что ее изучение завершится коллоквиумом. Доводит подготовленный список вопросов до сведения учащихся. Знакомит их с правилами проведения коллоквиума (если он проводится в первый раз). Сообщает о местонахождении нормативных документов (правила, требования, образцы и т.д.) | В течение изучения темы осуществляют самостоятельный информационный поиск по предложенному списку. Составляют карту знаний (граф) изучаемой темы. Отдельные учащиеся (по желанию) подготавливают доклад по одному из вопросов | 1) Вопросы для подготовки.2) Правила проведения, регламент.3) Образцы правильного оформления научного доклада4) Критерии оценки | |||
II | Организационный | Фронтальная | Сообщает тему коллоквиума. Формулирует цели его проведения. Напоминает правила проведения, регламент | Настраиваются на работу | ИД, оценочные листы, трибуна для докладчика, наглядный материал, подготовленный учителем | |||
III | Блиц-опрос | Фронтальная | Задает вопросы, требующие простых мыслительных операций и позволяющие ответить быстро и достаточно кратко (задачи по выявлению, перечислению, сопоставлению, сравнению, различению и обобщению). Никого не вызывает | Отвечают по желанию. Если желающих несколько, отвечает тот, кто первый начал говорить. Остальные слушают, при необходимости дополняют, исправляют или возражают. Говорят все по очереди, не перебивают друг друга | ИД, наглядный материал, подготовленный учителем | |||
IV | Слушание и обсуждение докладов | Фронтальная | Слушает выступления учащихся, задает уточняющие вопросы. Организует обсуждение доклада. Наблюдает за поведением учащихся. Отмечает активных и пассивных участников | Слушают докладчиков. После того как доклад прочитан, задают уточняющие вопросы. При желании, аргументированно дополняют или исправляют докладчика. Докладчик соглашается или нет, обосновывает свою позицию | ИД, наглядный материал, подготовленный докладчиками | |||
V | Заключительный | Фронтальная | Предъявляет учащимся список из 2-3 вопросов (задач), требующих сложных мыслительных операций (индукции, дедукции, верификации, интерпретации и т. д.) | В течение 4-5 минут обдумывают ответы. Формулируют логически обоснованные высказывания. Отвечают по желанию | ИД, наглядно-демонстрационный материал | |||
VI | Рефлексия | Индивидуальная | Заполняет оценочный лист | На подготовленном к коллоквиуму графе (карте знаний по теме) отмечают белые пятна (проблемные зоны), которые требуют дополнительной проработки. Оценивают каждый сам себя | Карты знаний | |||
Фронтальная | Объявляет свою оценку ЗУН и СУД учащихся. Объясняет и обосновывает выставленные оценки. Делает рекомендации | Сравнивают самооценку с оценкой учителя. Делают выводы | Оценочный лист |
Урок-семинар: технологическая карта
Семинар – учебно-практическое занятие, на котором учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Основные действующие лица:
- Докладчик.
- Содокладчик.
- Пара экспертов (учитель-ученик).
- Провокатор.
- Ученый (-ые).
- Ассистент
Название предмета: | Класс: | Урок № | Дата: | ||||
Тема: | |||||||
Образовательные цели: | Способствовать глубокому осмыслению, критическому осмыслению и запоминанию материала | ||||||
Развивающие цели: | развивать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой; умение сравнивать, анализировать и обобщать;формировать исследовательскую компетентность, навыки использования информационных технологий;продолжить формирование познавательного интереса учащихся | ||||||
Воспитательные цели: | воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца | ||||||
Место урока в системе уроков данного раздела: | Урок обобщения и систематизации знаний | ||||||
Тип урока: | Семинар | ||||||
Основные термины и понятия: | |||||||
Межпредметные связи: | |||||||
Познавательные УУД: | Участвуют в создании способов решения проблем творческого и поискового характера; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение; осуществляют синтез – составление целого из частей, пытаются самостоятельно достраивать недостающие компоненты | ||||||
Коммуникативные УУД: | Осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; учатся формулировать собственное мнение и позицию; учатся учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | ||||||
Регулятивные УУД: | Определяют и формулируют цель деятельности на каждом этапе работы; в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека | ||||||
Личностные УУД: | Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | ||||||
№ | Этап урока | Форма/приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурс | ||
I | Подготовительный | Индивидуальная работа с источниками информации. Составление тезисов выступлений | Определяет тему семинара.Подбирает основных действующих лиц.Знакомит каждого участника с функциями, формами и методами отчета на семинаре, критериями оценивания.Составляет список вопросов и заданий к семинару. Фиксирует их в специальной таблице.Проводит индивидуальные и групповые консультации.Привлекает учащихся к подготовке и подбору оборудования и наглядных пособий | Обсуждают предложенную тему семинара. Вместе с учителем намечают и обсуждают план подготовки. Изучают рекомендованную литературу, дополнительный материал, интернет-ресурсы | Научно-популярная и учебная литература, ЭОР, ЦОР | ||
II | Организационный | Коллективная/монолог | Проверяет готовность класса к уроку. Проверяет присутствие и готовность действующих лиц | Ученики готовятся к работе: организуют рабочее место | |||
III | Введение в занятие | Коллективная/монолог | Озвучивает тему семинара. Настраивает класс на продуктивную деятельность | Учащиеся получают шаблон обобщающей таблицы | Слайды | ||
IV | Центральный этап | Коллективная/обмен информацией между участниками | Координирует ход процесса | Слушают выступление докладчика, в тезисной форме излагающего основные положения изученного материала, и содокладчика, который дополняет, подкрепляет аргументами это выступление | Видеофрагменты, изображения, таблицы | ||
Наблюдает за поведением участников | Слушают выступление оппонента, который подготовил вопросы, являющиеся либо дискуссионными, неясными, либо интересными с различных точек зрения | ||||||
Побуждает к высказыванию своего мнения | Обсуждают выступление оппонента и готовят вопросы ученому (или группе ученых). | ||||||
Координирует ход процесса | Слушают ответы ученых на поставленные учащимися вопросы. Уточняют непонятные моменты | ||||||
V | Обсуждение итогов | Коллективная/фронтальное обсуждение, запись в таблице | Участвует в экспертной оценке ответов ученых на вопросы учащихся. Подстраховывает экспертную оценку второго эксперта-учащегося.Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Основные понятия учащиеся фиксируют в тетрадях и заполняют обобщающую таблицу, принимают участие в итоговой беседе | Обобщающая таблица, конспект | ||
VI | Рефлексия | Индивидуальная/ оценивание в таблице-шаблоне | Благодарит участников семинара за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока | Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления. Заполняют таблицу- опросник для групповой рефлексии | Таблица-шаблон, опросник | ||
Лекция-гипертекст: технологическая карта
Гипертекст – многомерный текст со сложной иерархией, представленный в виде ассоциативно связанных автономных блоков.
Урок-лекция – одна из возможных форм изучения нового материала Дидактической функцией такого урока является передача знаний, сведений. Но на лекции можно не только передавать знания, но и организовать самостоятельную деятельность учащихся, через представление материала в виде схем, таблиц, опор, диаграмм. На сегодняшний день в методической литературе предлагается много форм соединения знаний в систему. Одной из таких форм является лекция-гипертекст, которая позволяет экономить учебное время, обеспечивает долгосрочное запоминание материала, способствует развитию учащихся и создаёт условия для внутренней дифференциации:
Название предмета: | Класс: | Урок № | Дата: | |||||
Тема: | ||||||||
Образовательные цели: | Предоставить учащимся возможность получения разнообразной информации по теме «…»..Способствовать глубокому и осознанному запоминанию материала | |||||||
Развивающие цели: | Содействовать формированию умения работать с различными текстами и дополнительной литературой; структурировать предложенный текст; делать выводы; составлять планы и обобщения; продолжить формирование познавательного интереса учащихся | |||||||
Воспитательные цели: | Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям;формировать волевые качества личности учащихся: терпеливость, выносливость, доведение работы до конца | |||||||
Место урока в системе уроков данного раздела: | Урок изучения нового материала | |||||||
Тип урока: | лекция — гипертекст | |||||||
Основные термины и понятия: | ||||||||
Межпредметные связи: | ||||||||
Познавательные УУД: | Совершенствуют технику смыслового чтения; извлекают необходимую информацию из прослушанного и прочитанного текста; определяют основную и второстепенную информацию; устанавливают причинно-следственные связи между объектами; осуществляют подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; структурируют знания | |||||||
Коммуникативные УУД: | Осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, сборе и структурировании информации; тактично управляют поведением партнера, осуществляя контроль, коррекцию, оценку его действий, осуществляют сознательное сотрудничество; учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций; формируют умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; осуществляют и совершенствуют владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | |||||||
Регулятивные УУД: | Овладевают всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель, планировать ее реализацию; определяют последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; вносят необходимые дополнения и коррективы в совместную деятельность | |||||||
Личностные УУД: | Осуществляют ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; мотивируют свои действия; выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с общепринятыми правилами поведения; осознают важность хорошо исполненного дела; осуществляют личностную саморефлексию, способность к саморазвитию (оценивают собственную учебную деятельности: успешность, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач) | |||||||
№ | Этап урока | Форма/приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурс | |||
I | Подготовительный | 1. Подбирает текстовый материал (параграф учебника и/или материал из дополнительной литературы).2. Готовит нужное количество экземпляров текста и заданий для контроля.3. Готовит иллюстративный материал по теме урока | Делятся на группы (команды, экипажи и т.д.) | 1. Текст для изучения.2. Задания для контроля – тесты.3. Изображения.4. Фрагменты видеофильмов.5. Слайды | ||||
II | Организационный | Коллективная/фронтальная беседа | 1. Учитель проверяет готовность класса к уроку.2. Совместно с учениками формулирует цель изучения темы.3. Предъявляет текст для работы на уроке.4. Настраивает класс на продуктивную деятельность | 1. Готовятся к работе: организуют рабочее место.2. Открывают нужный текст в учебнике либо получают подготовленный специально печатный текст | Текст для изучения | |||
III | Центральный этап | 1. Коллективная работа с учебником | 1. Озвучивает гипертекст.2. Сопровождает свой рассказ зарисовками, записями на доске (опорными сигналами), например, выписывает новые термины | Следят за монологом учителя по своим материалам, делают пометки | Текст | |||
2. Индивидуальная, самостоятельная работа с текстом | Дает задание структурировать текст | 1. Структурируют текст – делят текст на части, ищут границы между ними, выделяют главные мысли и дают названия разделам.2. Усваивают логику изложения.3. В тексте создают план изложения материала | Текст | |||||
3. Взаимообучение в группах | 1. Предлагает объединиться в группы по заранее продуманному и/или требующемуся принципу.2. Предъявляет задание для групповой работы.3. При необходимости (чтобы проговорить, рассмотреть весь текст) задает дополнительные вопросы, корректирует и консультирует учащихся | 1. В течение 3-5 минут готовят 5-7 вопросов к тексту, на которые в тексте есть конкретный прямой ответ.2. Группы обмениваются вопросами, продолжая искать и называть вслух дословный или близкий к тексту ответ | Текст | |||||
4. Эвристическая беседа | 1. Предъявляет следующее задание.2. Участвует в обсуждении и помогает в осмыслении материала.3. Координирует ход процесса.4. Побуждает к высказыванию своего мнения.5. Наблюдает за поведением участников, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке | 1. В течение 4-5 минут готовят несколько (3-5) вопросов к тексту, на которые в тексте нет прямого ответа, однако, понимая материал, на них можно дать ответ.2. Группы обмениваются вопросами, но ответ на них находят не в тексте, а в собственных мыслях.3. Озвучивают ответы на неповторяющиеся вопросы | Текст | |||||
IV | Контрольный | Самостоятельная индивидуальная работа | 1. Подводит итог работы.2. Раздает тестовые задания.3. Информирует о технологии выполнения и оценивания тестов | 1. Участвуют в коррекции ответов.2. Выполняют тесты, содержащие задания разных уровней: на узнавание, понимание и применение информации | Разноуровневые тестовые задания | |||
V | Домашнее задание | Фронтальная | Консультирует учащихся по типам, технологии выполнения и методам оценивания дифференцированного домашнего задания | Получают индивидуальное домашнее задание | УчебникКарточка индивидуального домашнего задания | |||
VI | Рефлексия | Групповая рефлексия. Фронтальная беседа. | Благодарит учащихся за активную и плодотворную работу, отмечает успешность овладения содержанием урока | 1. Оценивают эффективность своей деятельности на уроке, анализируют возникшие трудности и способы их преодоления.2. Заполняют таблицу-опросник для групповой рефлексии | Таблица-опросник. |