Одной из наиболее важных проблем в коллективе детей можно назвать повышенную агрессивность детей. Та или иная форма агрессия характерна для большинства школьников любого возраста. Но среди них можно выделить три устойчивые группы, которые отличаются друг от друга частотой и степенью жестокости агрессивных действий, по психическим характеристикам и позиций, занимаемых в коллективе сверстников.
«Клоуны» — это первая группа детей, которые используют агрессию как метод привлечения внимания сверстников. Как правило, они плохо сидят на уроках, постоянно выскакивают, кричат, громко ругаются, не могут самостоятельно выполнять даже самые несложные задания, что уж говорить о восприятии сложных задач, решаемых просто при использовании интернет ресурсов. Даже в игре, где основным мотивом может послужить научение детей пользоваться передовыми информационными технологиями, может поставить в безвыходное положение. В целом все их подвиги и поведение направлено на получение эмоциональной поддержки от сверстников. Агрессивные действия ситуативны и импульсивны, наиболее яркие эмоции «клоуны» получают только в момент действия, которые после сразу угасают. Социометрические тесты показывают, что такие ребята не пользуются особой любовью у сверстников, их стараются не замечать и не принимают всерьез.
«Деды» по стилю поведения существенно отличаются от «клоунов», которые по сравнению с «дедами» можно назвать самыми безобидными. Для «дедов» агрессия является нормой поведения при общении со сверстниками. Главное для них – это подавить своими действиями волю окружающих, планомерно достичь определенной цели. В большинстве случаев такие дети выбиваются в лидеры определенной группы сверстников, которые целиком и полностью подчиняются его воле. Зачастую в качестве средств подавления окружающих «дедами» применяется грубая физическая агрессия, вплоть до расправы. В сравнении с первой категорией, они обладают более высоким интеллектом и хорошими организаторскими способностями.
К третьей группе относятся «садисты» — самая тяжелая группа детей. Проявление агрессивных действий у них имеет единственную цель – это нанесение вреда другому. Они получают максимум удовольствия от совершения самого действия, которое приносит боль, унижение и вред сверстникам. Обладая средними интеллектуальными данными, они затратят больше усилий для выполнения задачи, нежели «деды», но гораздо меньше, чем «клоуны».