Десятибалльная система оценивания…. Дискуссия о достоинствах и недостатках привычной для нас 5-балльной шкалы успеваемости ведется уже лет десять. Почему пятерки мало?…Пятибалльная шкала существует в России уже почти 170 лет, и вроде бы всех всегда это устраивало. И все же….
Учитель имеет больше возможностей объективно оценить знания, у учеников больше стимулов хорошо учиться — заметнее достижения. Сегодня ты получил четыре балла, завтра — пять, послезавтра — шесть. Для сильных детей такая отметка является более объективной, а слабых мотивирует к дальнейшему совершенствованию.
10 баллов по русскому языку можно получит тот, кто не только демонстрирует отличные знания, но и выходит на исследовательский уровень в творческой работе, «читает артистично, пишет без единой ошибки, чисто и аккуратно». Десятку по окружающему миру, литературному чтению например, получает ученик, если его познания шире рамок школьной программы. Не огорчайтесь, если вы чуть-чуть не дотягивайте до 10. В аттестат все равно пойдет пятерка, и не важно, сколько баллов — 8, 9 или 10.
Критерии оценки расписаны довольно подробно. Это практически исключает ошибки учителей. Располагая десятью баллами, можно значительно точнее учесть как достоинства, так и недостатки и устного ответа, и письменного задания. И, например, в группе «отличников» различать тех, кто выполняет минимум с оценкой «8», от тех, кто поталантливей — с оценкой «9». Ну и, наконец, просто вундеркиндам можно смело ставить «10». У «хорошистов» теперь будет три оценки — «5», «6» и «7».
Энтузиазма сторонникам нововведения добавляет и то обстоятельство, что пятибалльную систему использует все меньше стран. Скажем, на Украине решением Верховной рады введена 12-балльная система оценки знаний — отличником считается школьник, который учится на «10», «11» и «12». А в Беларуси школы на десятибалльную систему перешли аж с 1 сентября 2002 года. 10-балльная система используется и в Молдавии, и в Латвии. Во Франции отличники получают по 14-16 баллов из 20 возможных, в США -91-99 баллов из максимальных 100. В Анголе школьник может получить от 0 до 20 баллов, а в Мозамбике — от 1 до 20. Но что в Мозамбике, что в Анголе хорошие оценки начинаются с «девятки».
Памятка
10-балльная система оценивания + словесная оценка
Уровни |
Отметка по 10-балльной шкале |
Отметка по 5-балльной шкале |
Качество усвоения предмета в % |
Словесная оценка |
Низкий |
0 |
2 |
||
1 |
1-24 |
Очень слабо | ||
Базовый |
2 |
3 |
25-65 |
Слабо |
3 |
Посредственно | |||
4 |
Удовлетворительно | |||
Повышенный |
5 |
4 |
66-85 |
Недостаточно хорошо |
6 |
Хорошо | |||
7 |
Очень хорошо | |||
Высокий |
8 |
5 |
86-100 |
Отлично |
9 |
Великолепно | |||
Творческий |
10 |
Превосходно |
Интегральная 10- балльная шкала оценки учебных достижений учащихся
уровни |
баллы |
показатели оценки |
|
0 |
отсутствие ответа или отказ от ответа |
Низкий (недостаточно) |
1 |
узнавание объекта изучения, распознавание отдельных известных терминов и фактов; проявление стремления преодолевать учебные затруднения; проявление ситуативного интереса к учению и предмету |
2 |
узнавание объекта изучения, различение определений, структурных элементов знаний, проявление волевых усилий и мотивации учения | |
Базовый
(удовлетворительно)
|
3 |
неполное воспроизведение программного учебного материала на уровне памяти; наличие существенных, но устраняемых с помощью учителя ошибок; затруднение в применении специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; стремление к преодолению затруднений; ситуативное проявление ответственности, самокритичности. |
4 |
освоение учебного материала на репродуктивном уровне и неполное его воспроизведение; наличие исправимых ошибок при дополнительных (наводящих) вопросах; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; проявление волевых усилий, интереса к учению, адекватной самооценки, самостоятельности, осмысленности действий . | |
Повышенный
(хорошо) |
5 |
осознанное воспроизведение программного учебного материала, в том числе и различной степени сложности, с несущественными ошибками; затруднения в применении отдельных специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; заинтересованность в учении и достижении результата. |
6 |
полное воспроизведение программного материала с несущественными ошибками; применение знаний в знакомой ситуации по образцу; применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений с незначительной помощью педагога; настойчивость и стремление преодолевать затруднения; ситуативное проявление стремления к творчеству. | |
Высокий
(отлично) |
7 |
владение программным учебным материалом в том числе и различной степени сложности, оперирование им в знакомой ситуации; наличие единичных несущественных ошибок в действиях; самостоятельное применение специальных, общеучебных и интеллектуальных умений; проявление стремлений к творческому переносу знаний, организованности, самокритичности, рефлексии. |
8 |
владение программным учебным материалом и оперирование им в знакомой и незнакомой ситуациях; наличие единичных несущественных ошибок в действиях, самостоятельно исправляемых учащимся; наличие определённого опыта творческой деятельности; проявление добросовестности, ответственности, самооценки, рефлексии. | |
Творческий
(великолепно) |
9 |
свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности в незнакомой ситуации; выполнение заданий творческого характера; высокий уровень самостоятельности и эрудиции. |
10 |
свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению. |